Иерархия потребностей личности
Потребность – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.
А. Маслоу (1908-1970) – американский психолог к 50-м годам ХХ века выработал собственную концепцию, отличную от бихевиоризма и психоанализа. Одним из главных недостатков психоанализа он считал не то, что его авторы принижают роль сознания, а то, что психическое развитие считается адаптацией организма к окружающей среде. Его главной мыслью в концепции было суждение о том, что в отличие от животных человек не стремится к равновесию со средой, а, наоборот, «хочет взорвать это равновесие, так как оно является смертью для личности». По его мнению, равновесие, адаптация, укорененность в среде уменьшают или совсем уничтожают стремление к самоактуализации, которая и делает человека личностью.
Критикуя направление бихевиористов, он высказывает позицию, что не вся психическая жизнь сводится к поведению человека, а самым ценным компонентом психики является «самость». Ее стремление к саморазвитию не может быть описано и понято с позиций поведенческой психологии, а должно быть дополнено психологией сознания, которая исследует «Я-концепцию» и «самость» личности. Таким образом, появилось направление гуманистической психологии, где предметом исследования явилась «самоактуализация» как одно из центральных понятий его теоретической концепции. Направление психоанализа, по мнению автора, исследовало, в основном, отклоняющееся поведение личности, а Абрахам Маслоу в своих работах призывал исследовать человеческую природу, «изучая ее лучших представителей», для познания границ человеческих возможностей. Выбранная им группа состояла из 18 одаренных личностей. В ее составе находились известные ученые, политики: А. Линкольн, У. Джемс,
А. Эйнштейн, Б. Спиноза и др. Изучение подобных личностей, их установок, мотиваций, наталкивает А. Маслоу на мысль, что, возможно, существует некая иерархия потребностей личности, которая выглядит следующим образом:
· физиологические потребности – пища, вода, сон и т.д.;
· потребности в безопасности – стабильность, порядок;
· потребность в любви и принадлежности – семья, дружба;
· потребность в уважении – самоуважение, признание;
· потребность в самоактуализации – развитие способностей.
Одно из слабых мест в теории А.Маслоу заключалось в том, что он утверждал, что заданные потребности находятся в жесткой иерархии и самые высокие потребности удовлетворяются только после того, как будут удовлетворены более элементарные. Но в тоже время его последователи и критики доказывали, что очень часто потребность в самоактуализации или потребность в самоуважении являлись доминирующими и определяли поведение человека, несмотря на то, что его физиологические потребности были не удовлетворены. Большинство представителей гуманистической психологии приняли сам термин «самоактуализация». Описывая самоактуализирующую личность, автор говорит о том, что таким людям присуще принятие себя и мира, в том числе и других людей. Отличительными чертами этих людей являются: адекватность, самодостаточность, открытость, контактность, центрирование на задаче, а не на себе. Им свойственно и уединение, и стремление к автономии и независимости от окружающей среды и культуры. В теорию А.Маслоу входят понятия «идентификации» и «отчуждения», механизмы управления которыми так и не были раскрыты полностью.
Общее направление его теории чрезвычайно ценно. Оно дает толкование о связях личности и общества и, в связи с этим процессом, поясняет психическое развитие личности. Каждый человек рождается с набором определенных качеств и должен развить их, несмотря на препятствия и трудности (которое предоставляет общество), опираясь на осознанные стремления и мотивы. Отказ личности от преодоления трудностей останавливает личностный рост и приводит к неврозам. Общество по своей сути не может не препятствовать стремлению человека к самоактуализации, любое общество стремиться сделать человека шаблонным представителем своей среды, отчуждает личность по своей сути от ее индивидуальности, делая ее конформной. В то же время отчуждение сохраняет «самость» в ее индивидуальности и ставит ее в оппозицию к окружающему и тем самым лишает ее возможности в самоактуализации. Поэтому в процессе развития человеку следует сохранять равновесие между двумя механизмами, опасными с двух сторон.
Научное признание получил тезис А.Маслоу: «Цель личностного развития – это стремление к росту и к самоактуализации, в то время как остановка личностного роста – это смерть для человека как личности и его «самости»». Оценивая теорию А.Маслоу, необходимо отметить, что он был одним из первых психологов, обративших внимание на позитивные стоны личностного развития.
Теория установки
Установка – готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта, обеспечивающего деятельность. Понятие установки ввели немецкие психологи для обозначения фактора, при котором человек действует тем или другим образом, а также для описания неосознаваемого состояния готовности, обуславливающей направленность психических процессов.
В качестве объяснительного принципа изучения психических явлений установка наиболее глубоко разработана Д.Н. Узнадзе и его школой. В социальной психологии установка используется при изучении отношений личности как члена группы в его согласованности в социальном поведении. Основными функциями установки являются:
· установка определяет устойчивый характер деятельности;
· установка освобождает человека от необходимости принимать решение;
· установка как фактор косности в деятельности.
В зависимости от фактора направленности установки (мотив, цель, условия деятельности), выделяют три иерархические уровни регуляции деятельности. Эти уровни определены как:
· смысловая установка (влияние личностного смысла);
· целевая установка (ориентировка личности на цель деятельности);
· операциональная установка (программа операционных действий определяет стереотип мышления и конформность).
Чертой характера становится смысловая установка в познавательных функциях.
Трудность целостного восприятия теории Д.Н. Узнадзе (1886-1950) могут облегчить сведения о сложном механизме возникновения установки. Установка возникает при «встрече» двух факторов. Первым их них является потребность личности, вторым является ситуация ее удовлетворения. В том случае, если импульсивное поведение наталкивается на те или иные препятствия начинает, функционировать механизм объективации. Человек начинает относиться к миру как к объекту, не зависящему от него. Установки личности регулируют широкий спектр осознаваемых и неосознаваемых форм психической деятельности человека. На основе «Теории установки» Д.Н. Узнадзе была выведена «Концепция уровней психической активности» Ш.А. Надирашвили, а также она является научной методологией для развития специальных отраслей в психологии (медицинской, возрастной, инженерной, специальной и т.д.).
На основе теории установки впервые стало возможным изучение психологической природы связей, которые существуют между средой, поведением личности и ее сознанием. Эта теория дала возможность изучать проблемы психологической типологии, поскольку оказались в тесной связи с установками человека. В. Норакидзе, в частности установил, что тип темперамента и характера личности основывается на типологии установки. Экспериментально был доказано, что у больных шизофренией, истерией, эпилепсией процесс выработки и затухания установки характеризуется специфическими закономерностями, отличными от здорового человека.
Литература по теме
1. Каширский, Д.В. Мотивационно-потребностная сфера подростков с психологическими проблемами / Д.В. Каширский // Вопросы психологии. – 2002. – № 1. – С. 26–38.
2. Психология и этика: опыт построения дискуссии /под ред. Б.С. Братусь – Самара. : БАХРАХ, 1999. – 128с.
3. Славина, Л.С. Трудные дети / Л.С. Славина – М. : Изд-во Ин.та практической психологии, 1998. – 447 с.
4. Узнадзе, Д.Н. Теория установки / Д.Н. Уснадзе. – М. : Изд-во Ин-та практической психологии, 1997. – 448 с.
5. Якобсон, П.М. Психология чувств и мотивации / П.М. Якобсон. – М.: Изд-во Ин-та практической психологии, 1997. – 304 с.
Деятельностный блок
Вопросы и задания:
1. Дайте характеристику различным видам потребностей личности.
2. Как реализуются потребности в познании и общении.
3. Какие потребности доминируют у ребенка в дошкольном детстве.
4. Дайте характеристику понятию «отверженный ребенок».
5. Дайте характеристику понятию «трудный ребенок».
Часть 2.