Структура смешанного (комбинированного) урока

При их проведении сочетаются и как бы смешиваются (комбинируются) различные цели и виды учебной работы и, в частности, работа над пройден­ным материалом, осмысление и усвоение новой темы, выработка практиче­ских умений и навыков и т.д. В соответствии с этим в смешанном уроке обычно выделяются следующие структурные компоненты (этапы):

- организация учащихся к занятиям;

- повторительно-обучающая работа по пройденному материалу;

- работа по осмыслению и усвоению нового материала;

-работа по формированию умений и навыков применения знаний на прак­тике;

-задание на дом.

Готовясь к занятиям учителю нужно хорошо уяснить, чему он должен научить школьников, как использовать обучение для развития их мышления, сообразительности, памяти, познавательных способностей и интересов и ка­кие воспитательные цели будет осуществлять.

Организаиия к занятиям. Суть этой организации состоит в том, чтобы психологически настроить учащихся на рабочий лад, возбудить у них внима­ние и активное отношение к познавательной деятельности.

Повторительно-обучающая работа по пройденному материалу. Нельзя двигаться вперёд, пока учащиеся не усвоили пройденного материала.

Нужно хорошо уяснить обучающее значение данного этапа урока. Здесь

следует отметить три положения:

1 Когда ученик предполагает, что его знания по пройденному материалу могут быть проверены, это, как правило, побуждает его лучше подготовиться

к уроку.

2 . Повторение пройденного материала и проверка знаний по нему обычно

связаны с его активным воспроизведением.

3. Повторение и проверка знаний учащихся связаны с речевым (словес­ным) воспроизведением пройденного материала, что способствует развитию их речи. Но поскольку речь органически связана с мышлением, то одновре­менно с речью развиваются мыслительные способности учащихся.

Восприятие, осмысление и усвоение (запоминание) нового материала.

Этот этап урока начинается с установления связи нового материала с ранее изученным. Это осуществляется разнообразными приемами.

1. Учитель может подвести учащихся к осмыслению логической связи ме­жду ранее изученным материалом и новой темой.

2. Связь нового материала с пройденным может быть установлена на осно- (

ве противопоставления.

3. Новая тема может быть связана с ранее изученной путем указания на по­следовательность в расположении программного материала.

Связав новую тему с ранее изученным материалом, важно четко ее сфор­мулировать, определить цель урока и основные вопросы, которые должны быть усвоены учащимися.

Далее следует непосредственная работа по усвоению нового материала, его теоретической стороны Эта работа должна включать в себя организацию первичного восприятия и осмысления нового материала, его последующее, более глубокое осмысление и запоминание. Иначе говоря, овладение новым материалом должно предусматривать двукратную работу по его воспри­ятию, осмыслению и запоминанию. Только при этом условии новый матери­ал может быть усвоен непосредственно на уроке, как это и должно быть.

Работа по формированию умений и навыков применения знании на прак­тике. Он связан с использованием метода устных, письменных и практиче- |

ских упражнений.

Задание на дам. Как бы хорошо ни была поставлена учебная работа по

изучению нового материала на уроке, она все же является формой концен­трированного усвоения знаний. Для прочного же и глубокого овладения изу­чаемым материалом существенное значение имеет рассредоточенная во вре­мени работа по его осмыслению и запоминанию. Домашние задания вклю­чают в себя: изучение материала по учебнику, а также различного рода пись­менные и практические упражнения, связанные с решением задач и приме­ров, ответами на вопросы, написанием сочинений и т.д.

41.Особенности проведения уроков изложения нового материала, про­верки и оценки ЗУН учащихся, повторения и систематизации учебного материала.

Они посвящаются главным образом работе над новым материалом. Такие уроки проводятся преимущественно в средних и старших классах, когда изу­чается довольно объёмистый или сложный материал.

Уроки изложения нового материала.По сравнению с комбинированными уроками структура этих уроков выглядит проще: а) организация учащихся к I занятиям; б) краткий опрос учащихся (фронтальная беседа) по важнейшим j вопросам пройденной темы с целью установления связи нового материала с ранее изученным; в) постановка темы и определение основных целей заня­тий, а также сообщение плана нового материала; г) изложение новой темы; д, краткий опрос учащихся по новому материалу с целью более глубокого уяс­нения его узловых вопросов; е) задание на дом.

Главным в этих уроках является содержательное и глубокое разъяснение нового материала учителем и его умение поддерживать внимание и мысли­тельную активность школьников.

Уроки повторения, систематизаиии и обобщения изучаемого матеpuma. Эти уроки связаны с повторением крупных разделов учебной программы и проводятся сразу после их изучения или же в конце учебного года. Их спе­цифической особенностью является то, что учитель для повторения, система­тизации и обобщения знаний учащихся выделяет узловые вопросы програм­мы, усвоение которых имеет решающее значение для овладения предметом.

В качестве методов обучения на этих уроках могут выступать обзорные лек­ции учителя, беседы и устный опрос, упражнения по углублению практиче­ских умений и навыков.

Уроки проверки и оценки знаний. Они проводятся после изучения крупных тем или разделов учебной программы.

По многим предметам (история, литература, география и др.) эти уроки проводятся с использованием различных видов устного опроса, а также включают в себя проведение небольших письменных работ. По языкам же, математике, физике и химии используются контрольные работы (диктанты, изложения, решение задач и примеров и др.). После проверки контрольных работ специальные уроки посвящаются их анализу и выявлению типичных недостатков в знаниях учащихся, которые необходимо преодолеть в процессе последующих учебных занятий.

42.Специфика воспитания как специального педагогического процесса; | содержание отношений, формируемых в процессе воспитания.

Формирование и развитие личности требует организации двух взаимосвя­занных процессов - обучения и воспитания в узком смысле.

Вплоть до середины XIX века понятие «воспитание» ассоциировалось с понятием «образование» и фактически являлось его синонимом. С развитием же педагогической теории и практики оно приобрело самостоятельное значе­ние.

Довольно четко разграничивала воспитание и обучение Н.К.Крупская.

Она подчеркивала, что обучение НАправляется главным образом на приобре­тение знаний и умений применять их на практике, и в этом смысле он обес­печивает обученность учащихся. Воспитание же она связывала с формирова­нием личностных черт и качеств, которые характеризуют воспитанность че­ловека.

Какие же специфические проблемы являются предметом исследования теории и методики воспитания как специального раздела педагогики? К этим проблемам относятся следующие:

- раскрытие сущности и значения воспитания в развитии и формирова­нии личности и его специфики как педагогического процесса;

- определение содержания воспитательной работы;

- разработка методов воспитания;

- исследование системы воспитательной работы по формированию лич­ностных качеств учащихся.

В системе формирования отношений понятия «обучение» и «воспитание» теснейшим образом связаны между собой и выступают в органическом един-<стве. Эта взаимосвязь и единство имеют множество тончайших переходов и педагогических оттенков. Важнейшие из них:

-воспитание так или иначе включает в себя элементы обучения;

- содержание обучения заключает в себе большой воспитательный мате­риал, в частности, мировоззренческие и нравственные идеи, примеры высо­кого патриотического служения родине, высоконравственных отношений между людьми и т.д.;

- обучение представляет собой важную форму совместной деятельности учащихся и их общения как с педагогами, так и друг с другом;

- общность многих методов.

В процессе развития общества сложилось и развивается большое разнообра­зие отношений, которые определяют умонастроение, деятельность и поведе­ние личности и выступают в качестве важнейших компонентов ее всесторон­него формирования. Эти отношения можно расчленить на следующие груп­пы.

Первую группу составляют социальные отношения личности, определяю­щие ее мировоззрение и общественную направленность поведения.

Вторую группу составляют нравственные отношения. Они включают:

- отношение к родине (патриотизм), к другим странам и народам (культура межнациональных отношений);

- отношение к труду (трудолюбие);

-отношение к общественному достоянию, охране природы и материаль­ных ценностей общества (бережливость и т.д.);

- отношение к выполнению служебных обязанностей (дисциплинирован­ность);

- отношение к другим людям и к самому себе (коллективизм, честность, j правдивость, скромность, товарищество, чувство собственного достоинства).

Третью группу составляют эстетические отношения (понимание различ­ных видов искусства, стремление к творчеству в области искусства и т.д.).

Четвертую группу составляют отношения, связанные с физической куль­турой личности.

Все это позволяет сделать вывод, что содержание воспитательной работы в школе и других образовательно-воспитательных учреждениях включает в себя:

- формирование научного мировоззрения, социализацию личности;

- нравственное развитие учащихся, составными частями которого являют­ся формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, добросовестного отношения к труду, сознательной дисциплины, культуры поведения и т.д.;

- эстетическое формирование учащихся;

- физическое развитие.

43.Сущность понятий отношение и личностное качество, структура лич­ностного качества.

Отношение можно трактовать как переживание и выражение определен­ных связей, которые устанавливаются между личностью и другими людьми, а также различными сторонами окружающего мира и которые, затрагивая сферу ее потребностей, знаний, убеждений, поступков и волевых проявле­ний, так или иначе сказываются на ее поведении и развитии.

Однако степень сформированное™ и прочности отношений может быть различной. Например, иной школьник понимает положительную сущность вежливости, но в одних случаях он ее проявляет, в других же бывает резким, грубым. Если же вежливость закрепляется и определяет характер поведения человека, она превращается в личностное качество.

Под личностным качеством следует понимать закрепившееся и ставшее привычным отношение, которое определяет устойчивость поведения челове­ка в любых изменяющихся условиях.

Но чтобы формировать личностные качества, необходимо знать их психо­логическую структуру. Отношения как личностный феномен являются очень сложным образованием и включают в себя сферу потребностей, знаний, чувств, убеждений, поступков и волевых, проявлений. Если, например, снова обратиться к вежливости, то в ее структуре можно обнаружить: а) потреб­ность личности быть всегда вежливой и укреплять у себя это качество, б) знание правил и норм вежливости, в) внутреннее стремление (чувство) и убеждение в необходимости соблюдения этих норм и правил, г) владение умениями и навыками проявлять вежливость, д) способность к проявлению волевых усилий и стремление оставаться вежливым даже в условиях, когда личность сталкивается с грубостью, непочтительностью и т.д.

Указанные структурные компоненты присущи и таким личностным каче­ствам, как патриотизм, трудолюбие, сознательная дисциплина, коллективизм и др. Все это позволяет заключить, что процесс воспитания личностных ка­честв включает в себя:

- формирование у учащихся потребности в выработке того или иного ка­чества;

-активную познавательную деятельность по овладению знаниями о сущ­ности формируемого качества, способах его проявления и выработке соот­ветствующих чувств, взглядов и убеждений;

- практическое формирование умений, навыков и привычек поведения, связанных с вырабатываемыми качествами;

- развитие способностей к проявлению волевых усилий, позволяющих преодолевать встречающиеся трудности и препятствия, связанные с соблю­дением тех или иных норм поведения.

Наши рекомендации