Структура смешанного (комбинированного) урока
При их проведении сочетаются и как бы смешиваются (комбинируются) различные цели и виды учебной работы и, в частности, работа над пройденным материалом, осмысление и усвоение новой темы, выработка практических умений и навыков и т.д. В соответствии с этим в смешанном уроке обычно выделяются следующие структурные компоненты (этапы):
- организация учащихся к занятиям;
- повторительно-обучающая работа по пройденному материалу;
- работа по осмыслению и усвоению нового материала;
-работа по формированию умений и навыков применения знаний на практике;
-задание на дом.
Готовясь к занятиям учителю нужно хорошо уяснить, чему он должен научить школьников, как использовать обучение для развития их мышления, сообразительности, памяти, познавательных способностей и интересов и какие воспитательные цели будет осуществлять.
Организаиия к занятиям. Суть этой организации состоит в том, чтобы психологически настроить учащихся на рабочий лад, возбудить у них внимание и активное отношение к познавательной деятельности.
Повторительно-обучающая работа по пройденному материалу. Нельзя двигаться вперёд, пока учащиеся не усвоили пройденного материала.
Нужно хорошо уяснить обучающее значение данного этапа урока. Здесь
следует отметить три положения:
1 Когда ученик предполагает, что его знания по пройденному материалу могут быть проверены, это, как правило, побуждает его лучше подготовиться
к уроку.
2 . Повторение пройденного материала и проверка знаний по нему обычно
связаны с его активным воспроизведением.
3. Повторение и проверка знаний учащихся связаны с речевым (словесным) воспроизведением пройденного материала, что способствует развитию их речи. Но поскольку речь органически связана с мышлением, то одновременно с речью развиваются мыслительные способности учащихся.
Восприятие, осмысление и усвоение (запоминание) нового материала.
Этот этап урока начинается с установления связи нового материала с ранее изученным. Это осуществляется разнообразными приемами.
1. Учитель может подвести учащихся к осмыслению логической связи между ранее изученным материалом и новой темой.
2. Связь нового материала с пройденным может быть установлена на осно- (
ве противопоставления.
3. Новая тема может быть связана с ранее изученной путем указания на последовательность в расположении программного материала.
Связав новую тему с ранее изученным материалом, важно четко ее сформулировать, определить цель урока и основные вопросы, которые должны быть усвоены учащимися.
Далее следует непосредственная работа по усвоению нового материала, его теоретической стороны Эта работа должна включать в себя организацию первичного восприятия и осмысления нового материала, его последующее, более глубокое осмысление и запоминание. Иначе говоря, овладение новым материалом должно предусматривать двукратную работу по его восприятию, осмыслению и запоминанию. Только при этом условии новый материал может быть усвоен непосредственно на уроке, как это и должно быть.
Работа по формированию умений и навыков применения знании на практике. Он связан с использованием метода устных, письменных и практиче- |
ских упражнений.
Задание на дам. Как бы хорошо ни была поставлена учебная работа по
изучению нового материала на уроке, она все же является формой концентрированного усвоения знаний. Для прочного же и глубокого овладения изучаемым материалом существенное значение имеет рассредоточенная во времени работа по его осмыслению и запоминанию. Домашние задания включают в себя: изучение материала по учебнику, а также различного рода письменные и практические упражнения, связанные с решением задач и примеров, ответами на вопросы, написанием сочинений и т.д.
41.Особенности проведения уроков изложения нового материала, проверки и оценки ЗУН учащихся, повторения и систематизации учебного материала.
Они посвящаются главным образом работе над новым материалом. Такие уроки проводятся преимущественно в средних и старших классах, когда изучается довольно объёмистый или сложный материал.
Уроки изложения нового материала.По сравнению с комбинированными уроками структура этих уроков выглядит проще: а) организация учащихся к I занятиям; б) краткий опрос учащихся (фронтальная беседа) по важнейшим j вопросам пройденной темы с целью установления связи нового материала с ранее изученным; в) постановка темы и определение основных целей занятий, а также сообщение плана нового материала; г) изложение новой темы; д, краткий опрос учащихся по новому материалу с целью более глубокого уяснения его узловых вопросов; е) задание на дом.
Главным в этих уроках является содержательное и глубокое разъяснение нового материала учителем и его умение поддерживать внимание и мыслительную активность школьников.
Уроки повторения, систематизаиии и обобщения изучаемого матеpuma. Эти уроки связаны с повторением крупных разделов учебной программы и проводятся сразу после их изучения или же в конце учебного года. Их специфической особенностью является то, что учитель для повторения, систематизации и обобщения знаний учащихся выделяет узловые вопросы программы, усвоение которых имеет решающее значение для овладения предметом.
В качестве методов обучения на этих уроках могут выступать обзорные лекции учителя, беседы и устный опрос, упражнения по углублению практических умений и навыков.
Уроки проверки и оценки знаний. Они проводятся после изучения крупных тем или разделов учебной программы.
По многим предметам (история, литература, география и др.) эти уроки проводятся с использованием различных видов устного опроса, а также включают в себя проведение небольших письменных работ. По языкам же, математике, физике и химии используются контрольные работы (диктанты, изложения, решение задач и примеров и др.). После проверки контрольных работ специальные уроки посвящаются их анализу и выявлению типичных недостатков в знаниях учащихся, которые необходимо преодолеть в процессе последующих учебных занятий.
42.Специфика воспитания как специального педагогического процесса; | содержание отношений, формируемых в процессе воспитания.
Формирование и развитие личности требует организации двух взаимосвязанных процессов - обучения и воспитания в узком смысле.
Вплоть до середины XIX века понятие «воспитание» ассоциировалось с понятием «образование» и фактически являлось его синонимом. С развитием же педагогической теории и практики оно приобрело самостоятельное значение.
Довольно четко разграничивала воспитание и обучение Н.К.Крупская.
Она подчеркивала, что обучение НАправляется главным образом на приобретение знаний и умений применять их на практике, и в этом смысле он обеспечивает обученность учащихся. Воспитание же она связывала с формированием личностных черт и качеств, которые характеризуют воспитанность человека.
Какие же специфические проблемы являются предметом исследования теории и методики воспитания как специального раздела педагогики? К этим проблемам относятся следующие:
- раскрытие сущности и значения воспитания в развитии и формировании личности и его специфики как педагогического процесса;
- определение содержания воспитательной работы;
- разработка методов воспитания;
- исследование системы воспитательной работы по формированию личностных качеств учащихся.
В системе формирования отношений понятия «обучение» и «воспитание» теснейшим образом связаны между собой и выступают в органическом един-<стве. Эта взаимосвязь и единство имеют множество тончайших переходов и педагогических оттенков. Важнейшие из них:
-воспитание так или иначе включает в себя элементы обучения;
- содержание обучения заключает в себе большой воспитательный материал, в частности, мировоззренческие и нравственные идеи, примеры высокого патриотического служения родине, высоконравственных отношений между людьми и т.д.;
- обучение представляет собой важную форму совместной деятельности учащихся и их общения как с педагогами, так и друг с другом;
- общность многих методов.
В процессе развития общества сложилось и развивается большое разнообразие отношений, которые определяют умонастроение, деятельность и поведение личности и выступают в качестве важнейших компонентов ее всестороннего формирования. Эти отношения можно расчленить на следующие группы.
Первую группу составляют социальные отношения личности, определяющие ее мировоззрение и общественную направленность поведения.
Вторую группу составляют нравственные отношения. Они включают:
- отношение к родине (патриотизм), к другим странам и народам (культура межнациональных отношений);
- отношение к труду (трудолюбие);
-отношение к общественному достоянию, охране природы и материальных ценностей общества (бережливость и т.д.);
- отношение к выполнению служебных обязанностей (дисциплинированность);
- отношение к другим людям и к самому себе (коллективизм, честность, j правдивость, скромность, товарищество, чувство собственного достоинства).
Третью группу составляют эстетические отношения (понимание различных видов искусства, стремление к творчеству в области искусства и т.д.).
Четвертую группу составляют отношения, связанные с физической культурой личности.
Все это позволяет сделать вывод, что содержание воспитательной работы в школе и других образовательно-воспитательных учреждениях включает в себя:
- формирование научного мировоззрения, социализацию личности;
- нравственное развитие учащихся, составными частями которого являются формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, добросовестного отношения к труду, сознательной дисциплины, культуры поведения и т.д.;
- эстетическое формирование учащихся;
- физическое развитие.
43.Сущность понятий отношение и личностное качество, структура личностного качества.
Отношение можно трактовать как переживание и выражение определенных связей, которые устанавливаются между личностью и другими людьми, а также различными сторонами окружающего мира и которые, затрагивая сферу ее потребностей, знаний, убеждений, поступков и волевых проявлений, так или иначе сказываются на ее поведении и развитии.
Однако степень сформированное™ и прочности отношений может быть различной. Например, иной школьник понимает положительную сущность вежливости, но в одних случаях он ее проявляет, в других же бывает резким, грубым. Если же вежливость закрепляется и определяет характер поведения человека, она превращается в личностное качество.
Под личностным качеством следует понимать закрепившееся и ставшее привычным отношение, которое определяет устойчивость поведения человека в любых изменяющихся условиях.
Но чтобы формировать личностные качества, необходимо знать их психологическую структуру. Отношения как личностный феномен являются очень сложным образованием и включают в себя сферу потребностей, знаний, чувств, убеждений, поступков и волевых, проявлений. Если, например, снова обратиться к вежливости, то в ее структуре можно обнаружить: а) потребность личности быть всегда вежливой и укреплять у себя это качество, б) знание правил и норм вежливости, в) внутреннее стремление (чувство) и убеждение в необходимости соблюдения этих норм и правил, г) владение умениями и навыками проявлять вежливость, д) способность к проявлению волевых усилий и стремление оставаться вежливым даже в условиях, когда личность сталкивается с грубостью, непочтительностью и т.д.
Указанные структурные компоненты присущи и таким личностным качествам, как патриотизм, трудолюбие, сознательная дисциплина, коллективизм и др. Все это позволяет заключить, что процесс воспитания личностных качеств включает в себя:
- формирование у учащихся потребности в выработке того или иного качества;
-активную познавательную деятельность по овладению знаниями о сущности формируемого качества, способах его проявления и выработке соответствующих чувств, взглядов и убеждений;
- практическое формирование умений, навыков и привычек поведения, связанных с вырабатываемыми качествами;
- развитие способностей к проявлению волевых усилий, позволяющих преодолевать встречающиеся трудности и препятствия, связанные с соблюдением тех или иных норм поведения.