Классно-урочная система обучения и ее признаки
Возникла в XVII в., очертил немецкий педагог И. Штурм, а разработал теоретические основы и воплотил в практическую технологию Я.А. Коменский.
Классно-урочная форма организации учебной работы имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами, в частности индивидуальной:
– при массовом охвате детей школьного возраста учебными занятиями данная система обеспечивает организационную четкость и непрерывность работы учащихся и стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика;
– предполагает тесную связь обязательной учебной и внеучебной работы школьников;
– обеспечивает возможность сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм учебной работы;
– создает благоприятные предпосылки дня взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности, воспитания и развития учащихся;
– экономична, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся.
Недостаток – опора (ориентация) на «среднего» ученика, отсутствие возможности осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы с учащимися.
№30 Понятие “урок”. Типология и структура урока.
Урок — форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Такая форма применяется при классно-урочной системе обучения и проводится для класса, то есть относительно постоянного учебного коллектива.
Под структурой учебного занятия (урока) понимается логическое взаиморасположение и связь его элементов, обеспечивающая целостность урока.
В основе выделения этапов учебного занятия лежит логика процесса усвоения знаний: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – рефлексия
Набор этапов учебного занятия, образующих его структуру, следующий:
1. организационный этап; 2. этап проверки домашнего задания; 3.этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала; 4. этап изучения новых знаний и способов деятельности; 5. этап первичной проверки понимания изученного; 6. этап закрепления изученного; 7. этап применения изученного; 8. этап обобщения и систематизации; 9. этап контроля и самоконтроля; 10 .этап коррекции; 11. этап информации о домашнем задании; 12. этап подведения итогов занятия; 13. этап рефлексии
В теории и практике обучения ведущее значение отводится следующим типологиям уроков:
- по основной дидактической цели;
- по основному способу их проведения;
По основной дидактической цели выделяют такие типы уроков:
-урок ознакомления с новым материалом;
- урок закрепления изученного;
- урок применения знаний и умений;
- урок обобщения и систематизации знаний;
- урок проверки и коррекции знаний и умений;
- комбинированный урок.
Типологией по основному способу (форме) проведения их подразделяют на уроки: - в форме беседы; - лекции; - экскурсии; - киноуроки; - самостоятельная работа учащихся; - лабораторные и практические работы; - сочетание различных форм занятий.
Контроль и оценка знаний учащихся.
Контроль- это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения.
В зависимости от того, кто именно осуществляет контроль за результатами деятельности учащегося, выделяют 3 типа контроля:
-Внешний (учитель над деятельностью ученика)
-взаимный (ученик над деятельностью товарища)
-самоконтроль (ученик над собственной деятельностью).
Формы контроля знаний учащихся выделяются в соответствии с формами обучения: Массовой ( в ней выделяют групповую и фронтальную), и индивидуальную.
Существуют и конкретные формы, применяемые в школе: зачет, фронтальные, индивидуальный опрос, контрольные работы, сочинения, диктанты.
Наиболее значимые функции контроля: обучающую, диагностическую, прогностическую, развивающую, ориентирующую и воспитывающую.
Способы контроля знаний: письменный, устный, практический.
Средства контроля : Задания свободного выбора и ответа; и тесты. Тесты делятся на два вида: тест на припоминание и дополнение , и избирательные. Избирательные тесты делятся на альтернативные, перекрестного выбора и множественного выбора. Альтернативный тест – из двух правильных ответов выбирай один правильный.
Тест перекрестного выбора – соответствия- несколько заданий, и к ним несколько результатов, и выбрать соответствующий результат.
Нетрадиционные виды контроля: В каждой теме выделяются ключевые понятия и термины, которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин.
Оценка результатов учебной деятельности учащихся осуществляется по 10-бальной шкале в соответствии с показателями. Оценка результатов учебной деятельности зависит от наличия и характера ошибок (существенных и несущественных) , а также от самостоятельности учащегося при исправлении ошибок, допущенных при ответе на теоретический вопрос либо при выполнении практического задания.