Концепции воспитания детей дошкольного возраста
16 июня 1989 г.
Ребенок и общество.
"Детство - этап подготовки к будущей жизни". Только отношение к детству, как самоценному времени жизни, делает детей в будущем полноценными школьниками, рождает такие долго действующие качества личности, которые дают возможность шагнуть за пределы детства. "Взрослый - для того, чтобы учить и воспитывать; ребенок - для того, чтобы учиться и слушаться". Взаимодействие взрослых с детьми сводится к сумме: охрана здоровья + воспитание + обучение детей.
Значение дошкольного детства в становление личности.
Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности. Воспитание и обучение необходимо адресуются ко всему спектру психических качеств ребенка, но адресуются по-разному. Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности: игре, речевом общении, рисовании, конструировании, музыкальной деятельности и др.
Гуманизация целей и принципов педагогической работы с детьми.
Качество дошкольного воспитания определяется характером общения взрослого и ребенка. В практике семейного и общественного воспитания можно выделить два основных типа (или модели) такого общения. Учебно-дисциплинарная модель характеризуется следующими признаками. Цель - вооружить детей знаниями, умениями и навыками; привить послушание. Лозунг: «Делай, как я!». Способы общения - наставление, наказание, нотации, окрик. Тактика - диктат и опека. Задача педагога - реализовать программу, удовлетворить требования руководства. Центром педагогического процесса являются фронтальные формы работы с детьми и занятия, строящиеся по типу школьного урока. Активность детей подавляется в угоду дисциплине. Игра ущемляется во времени. Результат – взаимное отчуждение взрослых и детей; дети теряют инициативу, следовательно, формируется негативизм.
Личностно-ориентированная модель составляет альтернативу первой модели. Цель - содействовать становлению ребенка как личности. Воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: «не рядом, и не над, а вместе». Задачи - развития доверия ребенка к миру, чувства радости существования, развитие индивидуальности ребенка; знания, умения и навыки рассматриваются как средство полноценного развития личности. Способы общения - умение стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции. Тактика - сотрудничество. Исключительное значение придается игре, позволяющей проявить собственную активность, основная форма организации детской жизни. Результаты – расширение «степеней свободы» развивающегося ребенка (его способностей, прав, перспектив); преодолеваются эгоцентризм и индивидуализм, формируется коллективизм; развиваются познавательные и творческие способности.
Охрана и укрепление здоровья детей.
Дошкольное воспитание сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Условия воспитания в детском саду таковы, что создается высокий риск не только соматических, но и психических нарушений. Нельзя лишать ребенка естественной активности, загоняя ее лишь в рамки специальных физкультурных занятий. Следует обеспечить дошкольные учреждения бассейнами, современным физкультурным оборудованием на участке.
Перестройка содержания педагогической работы с детьми.
Сочетание признания самоценности дошкольного детства и понимания его как первого этапа становления личности требует пересмотра задач педагогической работы с детьми. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям.
Возрастной подход в воспитании и обучении детей.
В первые семь лет ребенок проходит через три основных периода своего развития, каждый из которых характеризуется определенным шагом навстречу общечеловеческим ценностям и новым возможностям познавать мир: период младенчества (первый год жизни ребенка), раннее детство (от 1 до 3 лет), дошкольное детство (от 3 до 7 лет). К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования.
Воспитание дошкольников.
Если при учебно-дисциплинарном подходе воспитание сводится к исправлению поведения или предупреждению возможных отклонений от правил посредством "внушений", то личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком исходит из кардинально иной трактовки процессов воспитания: воспитывать - значит приобщать ребенка к миру человеческих ценностей. К концу дошкольного возраста могут и должны быть сформированы ценностные основы отношения к действительности.
Обучение дошкольников.
В рамках личностно-ориентированного подхода должны быть осмыслены также содержание и принципы обучения. Взрослые передают ребенку выработанные человечеством и зафиксированные в культуре средства и способы познания мира, его преобразования и переживания. Овладение ими и ведет к развитию специфически человеческих способностей.
Единство воспитания и обучения.
Условием такого единства является общий подход к отбору материала и организации воспитания и обучения. При этом необходима максимальная реализация тех возможностей ребенка, которые формируются и проявляются в специфически "детских" видах деятельности.
Организация жизни ребенка. Условия развития.
Воспитание, обучение и развитие ребенка определяются условиями его жизни в детском саду и семье. Главными формами организации этой жизни в детском саду являются: игра и связанные с нею формы активности, занятия, предметно-практическая деятельность.
Семья, детский сад, школа.
Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Преемственность в работе детского сада и школы в настоящее время сводится к подготовке самого ребенка. В детском саду и начальной школе существует общая задача - сотрудничество педагога и родителей.
Воспитатель детского сада.
Личность может воспитать только личность. Подготовка воспитателя детского сада имеет право на приоритет в системе высшего педагогического образования.
Перестройка системы управления и структуры дошкольных учреждений.
Требование уважать личность ребенка, любить детей формулировалось во всех существующих программах воспитания. Предусмотреть многообразие и вариативность типов дошкольных учреждений в зависимости от региональных и национально-культурных условий; избавиться от гигантомании при строительстве детских садов. Признать право сотрудников дошкольного учреждения на творческий поиск, на существование широкого разнообразия "авторских" детских садов. Ввести в состав системы дошкольного воспитания дошкольную психологическую службу.
18.(25). Сенсорное воспитание: содержание, задачи, методы и приемы.
Сенсорное воспитание - система целенаправленных педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания (память, мышление) строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Большая роль сенсорных процессов в формировании индивидуальных способностей ребенка.
Задачи сенсорного воспитания детей дошкольного возраста:
1) формирование у детей системы перцептивных (обследовательских) действий;
2) формирование у детей системы сенсорных эталонов;
3) формирование у детей умения самостоятельно применять систему перцептивных действий и систему сенсорных эталонов в практической и познавательной деятельности.
Основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы сформировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе и т.д.
Содержание сенсорного воспитания представляет собой круг свойств и качеств, отношений предметов и явлений, которые должны быть освоены ребенком дошкольного возраста. Так, важно в предметах выделять форму, величину, цвет, материалы, части и пространственное их отношение, скорость и направление перемещения предмета относительно других, соотношение предметов по величине, удаленность предметов и др. В программу сенсорного воспитания включены и способы обследования предметов, например: поглаживание для выделения гладкости или шероховатости; сжимание, надавливание для определения твердости или мягкости. В программу сенсорного воспитания включена и система сенсорных эталонов - это обобщенные представления о свойствах, качествах и отношениях предметов. Это эталоны цвета (цвета спектра), форм (геометрические плоскостные и объемные формы), пространственного положения и направлений (вверху, внизу, слева, справа и др.), эталоны величины (метр, килограмм, литр и др.), длительность времени (минута, секунда, час, сутки и др.), эталоны звучания, звуков речи, звуковысотных интервалов (тон, полутон) и т.п.
В методике сенсорного воспитания дошкольников можно выделить несколько этапов.
Целью I этапа является привлечение внимания детей к тому сенсорному признаку, который должен быть освоен. Для этого воспитатель предлагает детям что-нибудь нарисовать, слепить, построить, сделать какой-то предмет, который должен быть похожим на образец или удовлетворять определенным требованиям. Если дети не имеют достаточного сенсорного опыта, они начинают выполнять задание, не проанализировав образец, не отобрав нужный материал. В результате рисунок или постройка оказываются непохожими. Неумение достигнуть результата в деятельности ставит ребенка перед необходимостью познания, выделения особенностей предметов, материала. Взрослый помогает детям увидеть, выделить, осознать то свойство, которое должно быть учтено в деятельности. Этот момент является исходным для обучения детей способам выделения свойств, особенностей предметов.
Цель 2 этапа - обучение детей перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках. В процессе обучения воспитатель показывает и называет перцептивное действие и то чувственное впечатление, которое стало результатом обследования. Затем он предлагает детям все это повторить. Самое главное - организовать многократные упражнения в выделении разных качеств. При этом важно следить за точностью способа, которым пользуется ребенок, точностью словесных обозначений.
Цель 3-го этапа - формирование представлений об эталонах. В раннем возрасте ребенок усваивает сенсомоторные предэталоны, когда он отображает лишь отдельные особенности предметов - некоторые особенности формы, величину предметов, расстояние и т.д. В возрасте до 5 лет ребенок пользуется предметными эталонами, т.е. образы свойств, предметов соотносит с определенными предметами. Например: "овал похож на огурчик", "треугольник такой, как крыша у домика". В старшем дошкольном возрасте происходит усвоение детьми системы общепринятых эталонов, когда сами свойства предметов приобретают эталонное значение в отрыве от конкретного предмета. В этот период ребенок уже соотносит качество предметов с освоенными общепринятыми эталонами предметов: трава зеленая, яблоко как шар, крыша у домика треугольная и т.д. Детей учат применять освоенные эталоны качеств для анализа предметов, учат сравнивать предмет с эталоном, замечать сходство и отличие.
Цель 4-го этапа - создание условий для самостоятельного применения детьми освоенных знаний и навыков в анализе окружающей действительности и в организация собственной деятельности. Здесь важна система знаний, требующих при их выполнении самостоятельного анализа, учета определенных качеств, свойств, отношений. Например, отбор материалов и инструментов для труда и т.п. Широко используются все виды деятельности, как на занятиях, так и в повседневной жизни.