Ежедневные физкультурные занятия в группах продленного дня
Занятия физическими упражнениями в группах продленного дня способствуют укреплению здоровья учащихся, активному отдыху, поддержанию работоспособности, закреплению пройденного на уроках физической культуры учебного материала, развитию у учащихся интереса и привычки к систематическому применению средств физической культуры и спорта. Организуются они в объеме 1 ч для первой и второй смены. Занятия проводят воспитатели групп продленного дня с помощью физкультурного актива из числа учащихся средних и старших классов. При выборе упражнений, определении их объема и интенсивности воспитатели ориентируются на состояние здоровья и физическую подготовленность учащихся. Консультации по этому вопросу они получают у медицинского персонала и учителя физической культуры.
Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе или временно освобожденные от занятий физической культурой, могут заниматься индивидуально по заданию учителя или врача, а также помогать в судействе, подготовке инвентаря, проверке заданий и пр.
В содержании ежедневных физкультурных занятий в группах продленного дня используется в основном материал, изученный школьниками на уроках физической культуры.
Организованная часть занятий занимает 20—30 мин. Оставшееся время используется на самостоятельные игры и различные упражнения, включая домашние задания по физической культуре, выполняемые под наблюдением воспитателя.
При организации спортивного часа воспитателям следует учитывать, что такие занятия, прежде всего, имеют оздоровительную направленность. Исходя из этого необходимо стремиться проводить их на открытом воздухе, соблюдать санитарно-гигиенические требования к местам занятий (уборка площадок, соответствующая одежда учащихся, допустимые температурные нормы и др.).
Не менее важно учитывать состояние здоровья учащихся. Детям, отстающим в физическом развитии, следует оказывать особое внимание, регламентируя объем и интенсивность упражнений. Чтобы узнать отклонения в состоянии здоровья отдельных учеников, воспитателям необходимо консультироваться с медицинским персоналом школы, а при выборе соответствующих упражнений — с учителем физической культуры.
Оздоровительный эффект занятий во многом зависит от правильно дозированной нагрузки. В этих целях следует внимательно следить за проявлением внешних признаков утомления учеников. При заметном утомлении (учащенное дыхание поверхностного типа, вялость, нарушение координации движений и др.) необходимо предложить учащимся выполнить упражнения на восстановление дыхания и переключить их на другое занятие, не связанное с большой нагрузкой.
Занятия физическими упражнениями и играми в ходе спортивного часа должны существенно отличаться от урока физической культуры, для которого характерна строгая регламентация, как в содержании, так и в структуре организации. Учитывая интересы учащихся, воспитатель стремится вызвать у них творческую самостоятельность, активность. Будучи эмоциональными и доступными, занятия, в конечном счете, должны отвечать по своему характеру основной их цели — обеспечению активного отдыха учащихся, содействовать укреплению здоровья и повышению двигательной подготовленности.
При занятиях на открытом воздухе нужно придерживаться тех температурных режимов, которые установлены для данной территории местными органами здравоохранения и просвещения. В зависимости от состояния погоды (температуры) подбирается и соответствующий материал (содержание), определяется и форма занятий.
В холодную погоду используют физические упражнения и игры с большей интенсивностью и подвижностью. Во время занятий на открытом воздухе одежда учащихся должна предохранять их от переохлаждения (при низкой температуре) и перегревания (в теплую погоду) и не стеснять движения. Следует добиваться, чтобы учащиеся занимались в спортивной форме.
При проведении физических упражнений, подвижных и спортивных игр надо придерживаться правила постепенного повышения физической нагрузки и снижения ее в конце занятий.
Начинать нужно с медленного бега, чередуемого с ходьбой, бегом «змейкой», с изменением направления, с преодолением небольших препятствий: гимнастической палки, начерченных на грунте линий, прыжковых планок и т. п. Длительность бега, высоту и сложность препятствий выбирают в зависимости от возраста и подготовленности учащихся. После бега выполняют несколько общеразвивающих упражнений типа наклонов, приседаний, выпадов и др. Затем переходят к упражнениям, запланированным на данное занятие.
Используются и другие варианты начала занятий. Например, проводят одну-две подвижные игры небольшой интенсивности, несложные по нагрузке эстафеты, включающие бег, преодоление препятствий и т. п. После этого выполняют намеченные виды упражнений.
Для повышения результативности спортивного часа воспитателю следует заранее планировать его содержание, предварительно получив консультацию и советы учителя физической культуры.
Примерные варианты планирования занятий спортивного часа в весенне-осенний период
Для учащихся I—IV классов
Вариант 1
Организованный выход, построение.
Равномерный бег с изменением направления и перепрыгиванием через гимнастическую палку, удерживаемую на высоте 20— 30 см (1—3 мин).
Комплекс общеразвивающих упражнений в движении:
1. Руки через стороны вверх — вдох, то же вниз — выдох (4— 6 раз).
2. Круги руками вперед (10 раз) и назад (10 раз).
3. Руки на поясе, ходьба в приседе (15—20 с).
4. Подскоки толчком двумя ногами в приседе (15—20 с)
Подвижные игры: «Кто обгонит?», «Кто дальше бросит?».
Самостоятельные игры по интересам учащихся.
Вариант2
Организованный выход.
Подвижные игры «Караси и щуки», «Поезд» и др.
Самостоятельные игры и развлечения по интересам учащихся («Классики», прыжки со скакалкой, футбол, хоккей с теннисным мячом и др.).
Для учащихся V—VII классов
Вариант 1
Организованный выход, построение.
Равномерный бег «змейкой», бег прыжками с преодолением полосы шириной 1 м, начерченной на грунте (3—5 мин) бег с ускорением на 15—20 м (2—3 раза).
Комплекс общеразвивающих упражнений со скакалкой (скакалку сложить вчетверо и держать ее так, чтобы руки были на ширине плеч):
1-Й. п.—о. с., скакалка внизу: 1 — руки вперед, 2 —вверх, 3 — вперед, 4 — и. п.
2. И. п.—о. с., скакалка вверху: 1 — поворот туловища вправо, 2 — то же, влево, 3 — наклон вперед, 4 — то же, назад (4—6 раз).
3. И. п.— о. с., скакалка внизу: 1 — присед, руки вверх, 2 — и. п.
4. И. п.— о. с., скакалка внизу, руки шире плеч: 1—4 — круги назад, 5—8 — то же, вперед.
5. Прыжки через обычную скакалку (30—60 с). Подвижные игры: «Перестрелка» (10—12 мин) и «Пионербол» (10—12 мин). Самостоятельные игры по интересам учащихся.
Вариант 2
Организованный выход.
Подвижные игры и эстафеты: «Веревочка под ногами», «Не дай мяч водящему».
Самостоятельные игры и развлечения по интересам учащихся с использованием скакалок, роликовых коньков, баскетбольных и футбольных мячей и т. п.
Для учащихся VIII—XII классов Вариант
Организованный выход. Построение.
Равномерный бег с изменением направления (30—60 с), с перепрыгиванием через начерченную полосу шириной 150—170 см (2—3 прыжка), с прыжками вверх толчком одной или двумя, стараясь коснуться рукой края баскетбольного щита или другого предмета на высоте 200—230 см (2—3 прыжка), бег с ускорением на 20—25 м (2—3 ускорения).
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА
Внеклассная спортивно-массовая работа в школе для глухих детей — одно из главных звеньев физического воспитания — строится на основе широкой самодеятельности учащихся при умелом руководстве всего педагогического коллектива школы. Внеклассная спортивно-массовая и оздоровительная работа весьма разнообразна. Это организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий, включаемых в режим дня школьников (гимнастика до занятий, игры на переменах и т. д.), спортивных соревнований, туристских походов, занятий в спортивных секциях и кружках, обеспечение активной деятельности коллектива физической культуры школы, подготовка общественных инструкторов и судей из числа учащихся и т. д.
Основные документы, которыми оформляется внеклассная работа по физическому воспитанию:
планы работы совета коллектива физической культуры школы:
планы работы и расписание занятий спортивных секций и кружков;
календарь спортивно-массовых мероприятий на учебный год с графой отметки об исполнении;
журналы учета работы коллектива физической культуры, секций, кружков, групп ОФП, семинаров по подготовке физкультурного актива; документы на присвоение разрядов спортсменам, копии отчетов о работе коллектива физкультуры школы.
Контроль за выполнением внеклассной работы по физическому воспитанию учащихся возлагается на директора школы или его заместителя. Основной критерий оценки работы при этом — охват учащихся организационными занятиями в кружках, группах общей физической подготовки, спортивных секциях, проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий, массовых соревнований, физкультурных праздников и т. д.
В организации и проведении внеклассной работы учитель физической культуры должен опираться на общественный физкультурный актив.
В школе должен быть создан коллектив физической культуры, являющийся самостоятельной организацией, призванный всемерно развивать физическую культуру, спорт и туризм среди учащихся.
Общую ответственность за организацию коллектива физической культуры в школе несет директор. Методическая помощь в деятельности коллектива обеспечивается учителем физической культуры. Непосредственное руководство работой коллектива осуществляет его совет.
Перед коллективом физической культуры ставятся следующие задачи:
всемерно содействовать воспитанию у школьников трудолюбия, инициативы, творчества и организаторских способностей;
вовлекать школьников в систематические занятия физической культурой, спортом и туризмом;
осуществлять внеурочные мероприятия по укреплению здоровья и совершенствованию физического развития учащихся, воспитанию стойкой привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями;
организовывать физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня школы, групп продленного дня, помогать проведению массовых соревнований, детских спортивных игр «Старты надежд»;
принимать активное участие в укреплении и благоустройстве школьной учебно-спортивной базы;
готовить из числа учащихся физкультурный актив в помощь учителям;
вести пропаганду физической культуры и спорта среди учащихся.
Лучшей формой массовой работы являются группы общей физической подготовки (ОФП). В них учащиеся занимаются разнообразными упражнениями из различных видов спорта с целью развития двигательных качеств. К руководству этими группами необходимо привлекать инструкторов-общественников из числа старшеклассников, родителей, комсомольцев-спортсменов, шефствующих организаций и предприятий, бывших учащихся.
В школе могут работать группы начальной подготовки по видам спорта под руководством тренера ДЮСШ.
Для более одаренных организуются секции по видам спорта.
Итогом всей внеклассной работы должны явиться массовые соревнования по программе детских спортивных игр «Старты надежд», проводимые во внеурочное время.
Спортивные игры проходят в 5 этапов: 1-й — внутриклассные и внутришкольные соревнования (в течение учебного года); 2-й — районные и городские (до 1 июня): 3-й — областные, краевые и автономных республик (до 1 июля); 4-й — республиканские финальные (до 1 августа); 5-й — всесоюзные детские "спортивные соревнования.
Программа соревнований 1-й этап
Для учеников III—IV классов: бег на 60 м, прыжок в длину, прыжок в высоту, бег на 1500 м, подтягивание на перекладине (мальчики), подтягивание на низкой перекладине из виса лежа (девочки), плавание на 50 м, стрельба из пневматической винтовки на 10 м из упора стоя (5 выстрелов), метание мяча массой 150 г, эстафеты, спортивно-гимнастические выступления.
Для учеников V—VI классов: бег на 60, 1500 м, прыжок в длину, прыжок в высоту, метание мяча массой 150 г, подтягивание на перекладине (мальчики), подтягивание на низкой перекладине из виса лежа (девочки), плавание 50 м, стрельба из пневматической винтовки на 10 м из упора стоя (5 выстрелов), эстафеты, спортивно-гимнастические выступления.
Для учеников VII—VIII классов: бег на 60, 2000 м, прыжок в длину, прыжок в высоту, метание мяча массой 150 г, подтягивание на перекладине (мальчики), поднимание туловища из положения лежа на спине (девочки), плавание 50 м, стрельба из пневматической винтовки на 10 м из упора стоя (5 выстрелов), эстафеты, спортивно-гимнастические выступления.
Для учеников IX—X (XI) классов: бег на 100, 2000 м (девушки), бег на 3000 м (юноши), прыжок в длину, прыжок в высоту, метание гранаты, подтягивание на перекладине (юноши), поднимание туловища из положения лежа на спине (девушки), плавание на 50 м, стрельба из малокалиберной (25 или 50 м) или пневматической винтовки.
" Содержание массовых спортивно-гимнастических выступлений разрабатывают советы соревнований «Старты надежд». В них должны входить элементы вольных упражнений, акробатики, пирамиды, сольные номера, перестроения, упражнения с различными предметами (булавы, мячи, обручи и т. д.). Продолжительность выступлений 3—4 мин. 2—4-й этапы
Районные, городские, областные, краевые, автономные и союзных республик финальные соревнования проводятся для учеников IV—VII классов в соответствии с программой 1-го этапа, за исключением прыжков в высоту. 5-й этап
Всесоюзные спортивные игры проводятся один раз в 2 года. В них принимают участие лучшие классы городских и сельских общеобразовательных школ -победители областных и союзных республик соревнований.
Определение победителей
На всех этапах спортивных игр определяются победители в личном и командном зачете по параллельным классам и группам городских и сельских школ.
Победителями в личном зачете на всех этапах игр становятся школьники, показавшие лучшие результаты в отдельных видах
программы.
На всех этапах класс-победитель в соревнованиях по прыжкам, метанию, стрельбе, подтягиванию и подниманию туловища выявляется по наибольшей сумме средних результатов, показанных отдельно мальчиками и девочками.
В беговых видах программы и плавании побеждают ученики, набравшие наименьшую сумму средних результатов.
На всесоюзном финале в зачет идут 18 лучших результатов.
В случае равенства результатов более высокое место получает класс-команда, у которого в личном первенстве выше результат среди девочек. В случае равенства высших результатов девочек берется высший результат среди мальчиков.
В соревнованиях по массовым спортивно-гимнастическим упражнениям победитель определяется по наивысшей сумме баллов в соответствии с таблицей оценок, а в комбинированной эстафете — по лучшему времени, затраченному на ее прохождение.
Лучшим спортивным классом в комплексном зачете в соревнованиях всех этапов становится класс, получивший наименьшую сумму мест (очков) в каждой параллели классов, набранную классом-командой во всех видах программы. За I место дается 1 очко, за II — 2 и т. д.
При равенстве суммы мест у двух или нескольких классов преимущество у класса, имеющего больше I, II, III и т. д. мест в видах программы; при равенстве этого показателя — имеющего больше I, II, III и т. д. мест в личном первенстве.
Результат, показанный в комбинированной эстафете, в общий зачет не входит.
Классы-победители в комплексном зачете определяются отдельно по группе сельских и городских школ. К группе юродских школ относятся также школы, расположенные в поселках городского типа.