Понятие о коллективе, его структуре, основных типах и воспитательных функциях

Коллектив от латинского kollektivus, что значит собирательный, т. е социальная группа, объединённая на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентирах и совместной деятельности.

В рамках реальной жизни существуют разные виды коллектива:

• Учебные,

• Производственные,

• Студенческие,

• Спортивные,

• Творческие,

• Первичные,

• Зрелые,

• Рабочие.

По типу: постоянные (школа, класс, клуб) и временные (отряд, объединение…)

Коллектив – группа людей объеденнёных общественно-значимой целью и деятельностью, отражающей интересы каждой личности при взаимном уважении и взаимной ответственности на более или менее длительный промежуток времени.

Детский коллектив оказывает воспитательное влияние на личность в условиях, когда он превращается в носителя воспитательных функций. Исследователь В. М. Коротов выделяет три функции:

• функцию организационную — детский коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью;

• функцию идейно-воспитательную — детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений;

• функцию стимулирования — коллектив способствует формированию нравственно ценных стимулов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношений.

Структура коллектива:

§ действенный актив – инициаторы

§ резерв актива – не инициативы, но не отказываются

§ здоровый массив – их большинство – не проявляются, но организуясь могут участвовать

§ гниющий актив – им надоело в активе, но все еще пользуются своимим привелегиями

§ шпана

§ болото

§ подлецы и др….

Понятие дидактики. Её основные категории.

Дидактика – это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование го содержания, методов и организационных форм.

Некоторые авторы вкладывают более широкий смысл в понятие дидактика.

Дидактика – это наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах и организационных формах.

Для понимания сущности процесса обучения важно разобраться в основных понятиях. Отметим, что единого определения данным категориям в дидактике нет.

Обучение – активная целенаправленная познавательная деятельность ученика под руководством учителя, в результате которой обучающий приобретает систему научных знаний, умений и навыков, у него формируется интерес к учению, развиваются познавательные и творческие способности и потребности, а также нравственные качества личности.

Процесс обучения – взаимодействие учителя и учащихся, в котором учащиеся с помощью и под руководством учителя:

- осознают мотивы своей познавательной деятельности;

- овладевают системой научных знаний об окружающем мире и формируют научное мировоззрение;

- всесторонне развивают интеллект и умение учиться;

- развивают нравственные качества и ценностные ориентиры в соответствии с личными и общественными характеристиками и потребностями.

Для процесса обучения характерны следующие признаки:

а) целенаправленность г) совместная деятельность учителя и учащихся

б) целостность д) организация и управление этим процессом.

в) двусторонность

Педагогические категории «обучение» и «процесс обучения» - не тождественные понятия. Категория «обучение» определяет явление, тогда как понятие «процесс обучения» - это развитие обучения во времени и пространстве, последовательная смена этапов обучения.

Цели и задачи обучения.

Цели обучения выделяют два аспекта: предметный и личностный.

Предметный аспек тпредставляет собой овладение обучающимися основами научных знаний, общую подготовку к практической деятельности и формирование научных убеждений. В то же время личностный аспект предполагает развитие умения мыслить (овладение, например, такими мыслительными операциями как классификация, синтез, сравнение и др.), развитие творческих и познавательных способностей, а также таких психологических явлений как восприятие, воображение, память и т.д. Кроме того, здесь же происходит формирование потребностей, мотивов поведения и системы личностных ценностей.

Задачи, стоящие перед процессом обучения:

- четкая и продуманная организация деятельности обучаемых в процессе овладения научными знаниями, приобретения новых навыков; - постоянное стимулирование познавательной и учебной деятельности воспитанников; - работа над развитием памяти, мышления, творческих способностей; - формирование научного взгляда на мир, нравственное и эстетическое воспитание; - работа над совершенствованием приобретенных во время обучения умений и навыков. Таким образом, задачи процесса обучения являются результатом глубокого осмысления педагогом тех целей, которые поставлены перед обучением или воспитанием, а также условий и способов, с помощью которых они будут реализованы на практике.

Содержание образования.

Содержание образования — педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально- ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности. Специальное образование даёт человеку знания и умения, необходимые в конкретной отрасли деятельности. Содержание общего образования обеспечивает участие школьников в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует их мировоззрение, систему ценностей и идеалов, обусловливающих гражданскую позицию личности, её отношение к миру и определение своего места в нём.

Источник С.о. - социальный опыт человечества, закреплённый в материальной и духовной культуре. Каждая эпоха наполняет культуру новым, только ей свойственным содержанием, отвечающим потребностям и задачам общества. С выделением школы как самостоятельного общественного института С.о. рассматривается с точки зрения учебных предметов. В 17-18 вв. С.о. включало элементы, общие для всех отраслей деятельности. Сформировались теории материального и формального образования. К 19 в. обозначились цели обучения, выходящие за рамки знаний, умений и навыков: развитие ума, самостоятельности, творческих способностей, которые, однако, не воплотились в новое понимание С.о.

Наши рекомендации