Понятие о коллективе, его структуре, основных типах и воспитательных функциях
Коллектив от латинского kollektivus, что значит собирательный, т. е социальная группа, объединённая на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентирах и совместной деятельности.
В рамках реальной жизни существуют разные виды коллектива:
• Учебные,
• Производственные,
• Студенческие,
• Спортивные,
• Творческие,
• Первичные,
• Зрелые,
• Рабочие.
По типу: постоянные (школа, класс, клуб) и временные (отряд, объединение…)
Коллектив – группа людей объеденнёных общественно-значимой целью и деятельностью, отражающей интересы каждой личности при взаимном уважении и взаимной ответственности на более или менее длительный промежуток времени.
Детский коллектив оказывает воспитательное влияние на личность в условиях, когда он превращается в носителя воспитательных функций. Исследователь В. М. Коротов выделяет три функции:
• функцию организационную — детский коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью;
• функцию идейно-воспитательную — детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений;
• функцию стимулирования — коллектив способствует формированию нравственно ценных стимулов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношений.
Структура коллектива:
§ действенный актив – инициаторы
§ резерв актива – не инициативы, но не отказываются
§ здоровый массив – их большинство – не проявляются, но организуясь могут участвовать
§ гниющий актив – им надоело в активе, но все еще пользуются своимим привелегиями
§ шпана
§ болото
§ подлецы и др….
Понятие дидактики. Её основные категории.
Дидактика – это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование го содержания, методов и организационных форм.
Некоторые авторы вкладывают более широкий смысл в понятие дидактика.
Дидактика – это наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах и организационных формах.
Для понимания сущности процесса обучения важно разобраться в основных понятиях. Отметим, что единого определения данным категориям в дидактике нет.
Обучение – активная целенаправленная познавательная деятельность ученика под руководством учителя, в результате которой обучающий приобретает систему научных знаний, умений и навыков, у него формируется интерес к учению, развиваются познавательные и творческие способности и потребности, а также нравственные качества личности.
Процесс обучения – взаимодействие учителя и учащихся, в котором учащиеся с помощью и под руководством учителя:
- осознают мотивы своей познавательной деятельности;
- овладевают системой научных знаний об окружающем мире и формируют научное мировоззрение;
- всесторонне развивают интеллект и умение учиться;
- развивают нравственные качества и ценностные ориентиры в соответствии с личными и общественными характеристиками и потребностями.
Для процесса обучения характерны следующие признаки:
а) целенаправленность г) совместная деятельность учителя и учащихся
б) целостность д) организация и управление этим процессом.
в) двусторонность
Педагогические категории «обучение» и «процесс обучения» - не тождественные понятия. Категория «обучение» определяет явление, тогда как понятие «процесс обучения» - это развитие обучения во времени и пространстве, последовательная смена этапов обучения.
Цели и задачи обучения.
Цели обучения выделяют два аспекта: предметный и личностный.
Предметный аспек тпредставляет собой овладение обучающимися основами научных знаний, общую подготовку к практической деятельности и формирование научных убеждений. В то же время личностный аспект предполагает развитие умения мыслить (овладение, например, такими мыслительными операциями как классификация, синтез, сравнение и др.), развитие творческих и познавательных способностей, а также таких психологических явлений как восприятие, воображение, память и т.д. Кроме того, здесь же происходит формирование потребностей, мотивов поведения и системы личностных ценностей.
Задачи, стоящие перед процессом обучения:
- четкая и продуманная организация деятельности обучаемых в процессе овладения научными знаниями, приобретения новых навыков; - постоянное стимулирование познавательной и учебной деятельности воспитанников; - работа над развитием памяти, мышления, творческих способностей; - формирование научного взгляда на мир, нравственное и эстетическое воспитание; - работа над совершенствованием приобретенных во время обучения умений и навыков. Таким образом, задачи процесса обучения являются результатом глубокого осмысления педагогом тех целей, которые поставлены перед обучением или воспитанием, а также условий и способов, с помощью которых они будут реализованы на практике.
Содержание образования.
Содержание образования — педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально- ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности. Специальное образование даёт человеку знания и умения, необходимые в конкретной отрасли деятельности. Содержание общего образования обеспечивает участие школьников в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует их мировоззрение, систему ценностей и идеалов, обусловливающих гражданскую позицию личности, её отношение к миру и определение своего места в нём.
Источник С.о. - социальный опыт человечества, закреплённый в материальной и духовной культуре. Каждая эпоха наполняет культуру новым, только ей свойственным содержанием, отвечающим потребностям и задачам общества. С выделением школы как самостоятельного общественного института С.о. рассматривается с точки зрения учебных предметов. В 17-18 вв. С.о. включало элементы, общие для всех отраслей деятельности. Сформировались теории материального и формального образования. К 19 в. обозначились цели обучения, выходящие за рамки знаний, умений и навыков: развитие ума, самостоятельности, творческих способностей, которые, однако, не воплотились в новое понимание С.о.