Музыкальная психологическая коррекция детей с аутизмом
Раздел: Практическая психология
По официальным данным Министерства труда и социального развития Омской области, численность детей-инвалидов на территории г. Омска и Омской области на 1 января 2010 г. составила 7348 человек. По сравнению с прошедшим годом этот показатель (субъективный по ряду причин) уменьшился на 6,4 процентов и в настоящее время находится на самом низком уровне за последние годы, но дальнейший прогноз относительно детской инвалидности в регионе остаётся неопределённым. Увеличение общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья в целом по России, превалирование в структуре инвалидности категории детей с выраженными нарушениями функций и значительными ограничениями деятельности, повышение уровня инвалидизации в дошкольном возрасте определяют необходимость оказания им своевременной психолого-педагогической помощи, в частности, с использованием эффективных арттехнологий. Особую сложность, по ряду причин (в том числе и по колоссальной ресурсо- и энергозатратности мероприятий) представляет социальная адаптация детей с расстройствами аутистического спектра (ранним детским аутизмом (РДА) и близкими к нему состояниями). Слово «аутизм» происходит от латинского «autos», что значит «сам». Это такое нарушение развития, при котором затруднено формирование социальных контактов с внешним миром и другим человеком. Аутизм в последнее время привлекает все большее внимание специалистов различного профиля. Такой интерес вызван, с одной стороны, достижениями в области его клинического изучения, а с другой - неотложностью и сложностью практических вопросов терапии, развития и коррекции данной категории детей. Несмотря на то, что аутизм имеет широкий спектр проявлений, основные симптомы являются общими. Это желание уйти от контакта, «экстремальное» одиночество и стремление к навязчивым стереотипным, ритуальным формам поведения, непереносимость изменений в окружающей обстановке. Отмечается также необычное речевое развитие (прежде всего нарушение коммуникативной функции речи, а в некоторых случаях возможно полное отсутствие речи), вычурность движений, неадекватная реакция на сенсорные раздражители. Общие закономерности развития аутичных детей отражаются и на развитии их интеллекта: некоторые психические функции у них могут опережать, другие запаздывать в своем формировании. Обычно наиболее ярко аутизм проявляется в возрасте 3-5 лет. Исследователь О.С. Никольская выделяет четыре основные группы раннего детского аутизма по особенностям характера и степени выраженности симптомов, определяет наличие вариантов с разной клинико-психологической картиной, разной социальной адаптацией, разным прогнозом. Но даже самые трудные дети подают надежду на социализацию в том случае, если при первых признаках неблагополучия им оказать профессиональную помощь. Для аутичных детей музыка, как правило, является сверхценным интересом и оказывается иногда единственно возможной для них «линией связи» с окружающим миром в течение долгого времени. Одна из возможных причин такой притягательности музыки – это отсутствие необходимости использовать речь, столь трудную для большинства детей с аутизмом. Другая причина заключается в том, что музыка – это тропинка в мир чувств и эмоций, которые, как представляется на первый взгляд, чужды детям с аутизмом. Музыка также может служить аутичному ребёнку жизненно важной поддержкой и источником человеческого общения, средством выразить себя на доступном ему уровне. Современная психология и педагогика в России в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе музыки, как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с особенностями в развитии. Но, к сожалению, немногочисленные отечественные практические разработки психокоррекции детей с аутизмом средствами музыкального воздействия в настоящее время ещё не подкреплены серьёзными научными исследованиями и не представлены в научно-методической литературе. Для организации в учреждениях социальной защиты г. Омска и Омской области курса групповых музыкально-коррекционных занятий для детей с аутизмом автором была разработана и успешно апробирована в течение 8 лет музыкальная психокоррекционная программа для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Мы друг другу рады!» В основу программы были положены принципы организации и проведения занятий зарубежными и российскими музыкотерапевтами-практиками, успешно работающими с детьми-инвалидами (Некту Ж., Македа Ж. (Франция), Захарова И. Ю., Хатуцкая С. А., Виноградова А. Л., Степанова Т. К. (Москва), Стангрит С. Я. (Петрозаводск), были использованы элементы универсальной музыкально-педагогической концепции К. Орфа. Обобщая собственный опыт многолетней музыкально-коррекционной работы, учитывая лучшее из традиционных и современных отечественных методик музыкального воспитания и развития детей (Ветлугина Н. А.; Буренина А. И., Сауко Т. Н. (Санкт-Петербург), мы также включили в программу музыкально-практические материалы с международных семинаров, организованных Центром лечебной педагогики (Москва), а также с международных музыкально-педагогических конференций педагогического общества Карла Орфа. На музыкально-коррекционных занятиях мы не ставим себе целью развитие у детей с аутизмом собственно музыкальных способностей или овладение ими навыками музыкально-практической деятельности. Основные элементы занятий направлены на решение значимых для жизни ребенка проблем: развитие эмоциональной сферы личности; стимулирование собственной игровой, коммуникативной и речевой активности у аутичного ребёнка; развитие и коррекцию психических процессов, моторики; формирование произвольной регуляции поведения. Мы осознаём важность и эффективность индивидуальных занятий, но групповые формы музыкально-коррекционных занятий имеют ряд преимуществ: - возможность оказать психокоррекционную помощь наибольшему количеству детей; - преодоление последствий длительной социальной депривации детей, приобретение ими коммуникативных навыков; - развитие волевых усилий; - феномен «эмоционального заражения»; - приобретение навыков по подражанию сверстникам происходит в более короткие сроки; - можно использовать наибольшее количество различных упражнений, как на гармонизацию эмоциональной сферы отдельного ребёнка, так и на гармонизацию межличностных взаимодействий в группе. Для достижения оптимальных результатов на групповых музыкальных психокоррекционных занятиях целесообразно строить их в плане равномерного распределения психофизической нагрузки и проводить по следующей схеме: 1. Приветствие; 2. «Свободное движение»; 3. Ритмическая разминка; 4. Упражнения для развития мелкой моторики, упражнения для развития речевых и мимических движений; 5. Пение; 6. Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах; 7. Танцы, хороводы; 8. Коммуникативные, ритмические игры и игры по правилам; 9. Прощание. Особая специфика занятий состоит в следующем: - занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 – 40 мин.; - структура проведения занятий вариативна в различных группах; - один и тот же музыкальный материал используется многократно, чтобы дети в своём индивидуальном темпе смогли его усвоить и постепенно начали присоединяться к исполнению произведения педагогом; - музыкальный материал частично дублируется в разных группах для преемственности. В процессе занятий некоторые дети значительно продвигаются в своём развитии, либо начинают вести себя деструктивно, в связи с чем возникает необходимость перевода их в другие группы. В этом случае детям легче вливаться в новую группу, зная музыкальный материал; - при необходимости присутствуют родители (помощь в передвижении по залу для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, со сложностями ориентировки в пространстве, выполнение задания вместе с ребёнком - «рука – в - руке», при длительной социальной депривации; знакомство с новым музыкальным материалом; освоение приёмов взаимодействия с ребёнком; наблюдение за динамикой его развития); - ведущий — ключевая фигура на занятии, на него ориентируются все присутствующие дети и взрослые. Он организовывает ход занятия, предлагает задания, дает инструкции, следит за выполнением правил. Остальные взрослые (родители и педагоги) являются равноправными участниками занятия и вместе с детьми выполняют все задания. По мере расширения возможностей детей количество оказываемой им помощи и взрослых участников уменьшается. - на занятии создаётся безоценочная атмосфера особо доверительных отношений, где возможно быть принятым окружающими без всяких условий. Опытно-экспериментальная деятельность подтверждает эффективность максимально раннего включения детей с расстройствами аутистического спектра в музыкальную деятельность, в процессе которой совершенствуются их двигательные, сенсорные и речевые функции, познавательные процессы, формируются навыки общения. Показателем эффективности программы является следующий результат: 49% детей с расстройствами аутистического спектра, посещавших занятия групповой музыкальной психокоррекции более 1 года, были приняты в дошкольные и школьные образовательные учреждения г. Омска. Музыкально-коррекционные занятия по программе для детей с ограниченными возможностями здоровья «Мы друг другу рады!» в сочетании с другими видами коррекционной работы могут быть включены в индивидуальную программу развития детей с аутизмом. Программа с успехом используется специалистами социальных, образовательных и медицинских учреждений для детей с различной сохранностью здоровья в Волгограде, Екатеринбурге, Минске, Москве, Новосибирске, Петропавловске-Камчатском, Самаре, Санкт-Петербурге, Сочи, Тамбове, Томске, Туле, Ханты-Мансийске. |