Педагогическая система Б. Меннеля
Будучи руководителем одной из старейших вспомогательных школ в Германии в Галле, Миннель выступил в качестве активного борца за развитие вспомогательного обучения за организационное и методическое укрепление вспомогательной школы. Свои взгляды на вспомогательное обучение Миннель выразил в многочисленных выступлениях на конференциях, съездах, в журнальных статьях и работах: «О сущности вспомогательного обучения» (1905), «Школы для умственно отсталых детей» (1910).
Его труд «Школы для умственно отсталых детей» был издан на русском языке в 1911 году в переводе известного врача М. Владимирского. Эта книга пользовалась большим успехом у русских олигофренопедагогов, так как охватывала широкий круг вопросов, связанных с работой вспомогательных школ. Благожелательное отношение к книге обусловливалось и рациональностью ее основных положений.
В этой книге обоснована необходимость открытия вспомогательных школ, описан порядок приема детей в эти школы, изложены требования к расписанию уроков, к программе вспомогательной школы, дана характеристика основных методов преподавания, воспитания и обучения умственно отсталых детей, раскрыты основные требования к учителю и руководителю вспомогательной школы и освещен ряд других вопросов, связанных с работой вспомогательной школы.
Рассмотрим основные положения Меннеля о вспомогательном обучении, которые оказали положительное влияние на развитие пашей отечественной вспомогательной школы.
Анализируя причины, которые вызывали необходимость открытия вспомогательных школ, Меннель отмечает вред, который приносят обычной школе и умственно отсталым детям попытки со стороны противников специальной школы задерживать в обычной школе детей со стойкой умственной отсталостью.
Меннель убежден в необходимости открытия вспомогательных школ, в которых процесс обучения приспосабливается к возможностям учащихся. Он отвергает мнение о нерентабельности вспомогательных школ для общества. Меннель доказывает, что государству выгодно содержать вспомогательные школы. Благодаря обучению умственно отсталых детей государство экономит значительные средства, которые ему пришлось бы расходовать на призрение, борьбу с нищенством и преступностью, если бы эти дети не были приспособлены к труду.
Вместе с тем Меннель подчеркивает, что существование вспомогательных школ оказывается оправданным лишь в том случае, если в них не направляются дети, которые могут обучаться в обычной школе при усиленном к ним внимании со стороны учителей. В этой связи Меннель требует от учителей исключительной осторожности и добросовестности при переводе детей во вспомогательные школы. Меннель считает, что во вспомогательные школы детей нужно переводить только после одного-двух лет пребывания их в обычной школе. Он также считает возможным в случаях ненормальности ребенка не задерживать его в обычной школе, а тут же направлять во вспомогательную.
Меннель довольно подробно описал черты, отличающие умственно отсталого ребенка от ребенка нормального, но не успевающего в школе по разным внешним причинам. Эти характеристики детей, как и требование Меннеля не допускать ошибок при переводе детей во вспомогательные школы, не потеряли своего значения и в наши дни.
Много места отводит Меннель в своих трудах изучению учителем учащихся вспомогательной школы. Изучение ребенка, индивидуализацию учебно-воспитательной работы во вспомогательной школе на основе знания психологических, физических особенностей ребенка и условий его жизни в семье Меннель считает главными средствами преодоления рутины, шаблона в работе вспомогательной школы. Именно рутину и формализм Меннель считает самым большим злом этой школы. В трудах Меннеля указаны основные пути изучения учащихся вспомогательной школы. Он особенно подчеркивает необходимость при изучении ребенка тесного контакта учителя с семьей ребенка и со школьным врачом. Данные медицинского обследования учащихся вспомогательной школы должны лечь в основу разработки системы мероприятий по их физическому укреплению.
Меннель считает, что учитель обязан вести постоянные наблюдения за учеником в школе и собирать материал для его характеристики. Он обращает внимание на то, что характеристика ребенка должна отражать его развитие, продвижение в учебе. Она не должна быть шаблонной. Меннель справедливо осуждает анкетный метод изучения ребенка как механический и формальный. Надо сказать, что анкеты (или опросные листы) были широко распространены во вспомогательных школах. Они были чрезвычайно громоздкими и сковывали инициативу учителя, так как от него требовалось лишь дать утвердительные или отрицательные ответы на поставленные в анкете многочисленные вопросы. Вместо анкетной характеристики Меннель рекомендует описательную. Такая характеристика составляется на основе совместного обсуждения облика ученика в кругу всех работников данной школы. В конце ее должны содержаться педагогические выводы.
В трудах Меннеля освещаются многие организационные вопросы жизни вспомогательной школы. Мы остановимся здесь лишь на тех, которые не потеряли своей актуальности в наши дни. Меннель выступает против такой практики немецких вспомогательных школ, когда ученику предоставлялось право заниматься теми или другими предметами в различных классах в зависимости от его успехов по данному предмету. Так, например, ученику III класса разрешалось посещать уроки арифметики во II классе, если этот предмет его затруднял. Меннель считает эту систему вредной, так как она создает безответственность в работе учителя, дезорганизует работу школы; кроме того, переход ученика от одного учителя к другому мешает его воспитанию.
В учебный план вспомогательной школы Меннель рекомендует включить следующие учебные предметы: закон божий, родной язык, историю, рисование, ручные работы, пение, гимнастику, географию, арифметику, естественную историю. Меннель указывает на необходимость проводить занятия по исправлению недостатков речи учащихся. Установить единые обязательные программы по этим предметам во вспомогательной школе он считает невозможным ввиду разнообразия состава учащихся. Учитель, по его мнению, должен иметь свой план работы, который составляется на основании программы, реализуется им применительно к составу класса. Меннель осуждает такой способ составления программы для вспомогательных школ, при котором происходит простое вычеркивание каких-либо разделов из программы обыкновенной начальной школы. Поскольку вспомогательная школа представляет собой самостоятельное и единственное для умственно отсталых учебное заведение, ее программы должны предусмотреть хотя и ограниченный, но законченный круг знаний. Ни один предмет не должен вытеснять остальные.
Меннель утверждает, что все внимание учителя должно быть направлено на усиление воспитательного влияния обучения, пробуждение детских сил, которые обычно бывают надломлены в период неудач при обучении умственно отсталых детей в нормальной школе.
Он рекомендует начать обучение умственно отсталых школьников с игр, чтобы постепенно приучить их к более серьезным требованиям. В процессе игры у ребенка развиваются органы чувств, моторика, что позволяет в дальнейшем заняться развитием речи, рисованием, изготовлением построек из палочек. Игровая деятельность ребенка должна сопровождаться речью. Меннель советует не спешить с обучением чтению, письму и заучиванию наизусть. К этому можно приступить лишь во II классе. Он пропагандирует разнообразие в использовании методов и приемов работы с учащимися вспомогательной школы, связь преподавания с жизнью, с детским опытом, максимальную конкретизацию изучаемого материала, так как считает, что для ребенка важно не количество знаний, а умение пользоваться ими.
Обучение, по мнению Меннеля, должно носить практический характер. Правда, это правильное требование к обучению у него иногда преследует сугубо утилитарные цели. Так, например, Меннель рекомендует давать ученикам старших классов время от времени газету лишь с той целью, «чтобы таким путем взрослые ученики могли составить себе некоторое представление о рабочем рынке, о спросе и предложении на рабочие руки».
Меннель отмечает важное значение повторения изученного во вспомогательной школе материала. Повторение, по его мнению, должно вносить новизну в форму и в содержание повторяемого материала. Много внимания уделяет Меннель развитию у учащихся представлений о движении, пространстве и времени. Меннель считает, что общая система воздействия вспомогательной школы на ребенка не должна отличаться от той, которая осуществляется в нормальной школе. Вместе с тем своеобразие учащихся вспомогательной школы заставляет пользоваться некоторыми специальными приемами. Он не считает правильным строить отношение к учащимся вспомогательных школ только на снисходительности и кротости. «Только спокойствие и выдержанность приведут к хорошему результату, который еще скорее будет достигнут, если учитель будет проявлять к детям дружеское участие и будет дружески подкреплять их силы. Воспитание ребенка должно иметь своею целью поднять и постоянно поддерживать в ребенке доверие к себе, зачастую совершенно придавленное, до тех пор, пока он сможет стать на свои ноги».
Меннель выступает против применения во вспомогательной школе наказаний, в том числе и телесных, так как, по его мнению, поощрением, наградой можно достигнуть большего от умственно отсталого ребенка. Надо сказать, что отрицание Меннелем телесных наказаний не носит категорического характера. Таким образом, Меннель не мог полностью порвать с порочными традициями немецкой школы.
Меннель является сторонником более длительного воздействия вспомогательной школы на умственно отсталого ребенка, но интернат он считает малоподходящим типом учреждений для умственно отсталых детей. Школа должна, по его мнению, готовить ребенка к суровым условиям жизни, а интернат создает оранжерейную обстановку для воспитанника. Более приемлемой Меннель считает вспомогательную школу с продленным днем. В этом случае дети не отрываются от семьи, от той естественной среды, в которой они проводят свою жизнь.
В трудах Меннеля изложены основные требования к учителю вспомогательной школы, к его подготовке. На первое место он ставит самообладание. Учитель вспомогательной школы «должен быть господином над своими личными чувствованиями. Если он легко раздражается, если гнев приобретает силу над ним, то лучше было бы, если бы он, как можно скорее, оставил вспомогательную школу». Меннель считает, что учителя, длительное время работавшие в обычных начальных школах, оказываются менее пригодными для преподавания во вспомогательных школах, чем молодые, неопытные учителя. Опытный учитель обычной школы «чересчур верит во всемогущество дисциплины и дрессировки, которые вполне необходимы в переполненном классе начальной школы, но во вспомогательной школе скорее приносят вред, чем пользу». Молодые учителя, по его мнению, легче приспосабливаются к условиям вспомогательной школы.
Теоретическая подготовка учителя вспомогательной школы, по мнению Меннеля, должна состоять из изучения истории вспомогательных школ, психопатологии, детской психологии, школьной гигиены, методов лечения недостатков речи.
Меннель правильно считал, что успехи в работе вспомогательной школы, изучение умственно отсталых детей окажут положительное влияние на общую педагогику и на состояние нормальной школы, так как многие приемы, методы вспомогательной школы могут быть успешно применены и в обычной школе.