Концепции развивающего обучения
В российской педагогике существует ряд концепций развивающего обучения, трактующих этот вопрос по-разному.
Кон.50-х. Л. В. Занков разработал систему обучения младших школьников, при которой достигался бы гораздо более высокий уровень развития младших школьников, чем при обучении по традиционным методикам: высокий уровень обучения, быстрый темп, теорит.содержание.
В 60-е гг. коллективом под рук-вом В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина было выявлено, что в совр.условиях в мл.шк. возрасте можно решать специфич. образоват. задачи при условии развития у учащихся абстрактно-теорет. мышления и произвольного управления поведением. Обучение должно быть направлено на создание необходимых зон ближайшего развития, которые превращались бы со временем в психич. новообразования.В основе развивающего обучения школьников лежит теория формирования учебной деят-ти и ее субъекта в процессе усвоения теор. знаний посредством выполнения анализа, планирования и рефлексии.
Концепция проблемного обучения связана с поиском резервов умственного развития учащихся. Суть заключается в создании перед учащимися проблемных ситуаций и их решении в процессе совместной деятельности учащихся и учителя при максимальной самостоятельности первых и под общим руководством последнего, направляющего деятельность учащихся.
Концепция З.И.Калмыковой: обучение, которое формирует продуктивное или творческое мышление(оригинальность мысли, быстрота возникновения необыч.ассоциаций и т.д.)
Концепция Л. М. Фридмана: воспитание всесторонне развитой и социально зрелой личности каждого школьника напринципах самостоятельности и самоорганизации.
Концепция Н.Н.Поспелова: ориентирована на формирование мыслительных операций, выступающих условием и средством организации развивающего обучения.
Хар-ка теории личностно-развивающего обучения.
Разработка теории личностно-развивающего обучения связана прежде всего с идеей гуманизации образования.
Идея личностно-развивающего обучения нашла отражение в педагогике сотрудничества - направлении в практике обучения и воспитания, которое оформилось в нашей стране в 80-е годы как альтернативное в противовес административной и академической педагогике. Это направление представляли педагоги-новаторы, не признаваемые официальными педагогическими кругами. Изучение их работ позволяет понять и почувствовать общий для них гуманистический подход, лежащий в основе используемых педагогических технологий. Его суть составляет озабоченность жизнью детей, их проблемами и трудностями, их переживаниями и стремлениями, обращенность к подлинному, реальному Я ребенка.
Педагоги-новаторы отказываются от авторитарного стиля руководства классным коллективом и переходят на демократический, что отразилось на дисциплине в классе.
Самая «вредная» - система учителя математики Шаталова: вся программа математики закодирована в «опорные сигналы». Но по этой системе можно преподавать и др.предметы.
Ильин создает методику преподавания литературы как искусства.
Самый оптимальный метод модернизации – внедрение развивающих методов обучения, которое предполагало наглядность и предметный интерес.
Недостаток – отсутствие единой концептуальной основы.
Исторический характер содержания образования.
В процессе обучения реализуется содержание образования, которое выступает одним из основных его средств и факторов развития личности. В традиц. педагогике содержание образования определяется как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, достигнутых в результате учебно-воспитательной работы.
Образование как социальное явление возникло из прагматической потребности людей в знаниях, которые были необходимы для обеспечения их жизнедеятельности.
Накопление и углубление знаний, рост образованности общества привели к появлению культурологической функции знания, связанного с представлениями о вселенной, человеке, искусстве и др. Именно прагматическая и культурологическая тенденции определили направления в отборе содержания образования в различных культурах и цивилизациях.
В эпоху Возрождения и в XVIII-XIX вв. в связи с утверждением идей гуманизма появляются концепции целостного развития личности и осуществляются попытки их реализации: "Школа радости" В. де Фельтре, в которой ребенку предоставлялась возможность свободного физического и умственного развития; теория свободного воспитания Ж.Ж.Руссо, предлагавшего в развитии ребенка следовать за спонтанными проявлениями его совершенной природы.
Постепенно в ходе всемирно-исторического развития идея развития целостной человеческой личности, возвращения человека к самому себе, имеющая общечеловеческий смысл и общечеловеческую ценность, становится доминирующей, она определяет содержание современного образования.