Вопр№15. Коллектив как социально-педагогическая система, его структура

В любом обществе существует 3 сферы адаптации молод ежи к миру взрослых. Одна из них это соц среда которая окружает учащихся в повседневной жизни. Это так называемая стихийная социализация. Другая сфера коллективной социализации- целенаправленная работа школы и дошкольных учреждений, общественных организаций. Третья-неформальные объединения (трудовые лагеря, учебные бригады). Коллектив является одной из форм отношений между людьми а коллективизм - одной из нравственных ценностей. Педагогику интересуют вопросы создания коллектива и использование его возможностей для всестороннего развития личности. По отношению к другим людям психологи подразделяют учащихся на 2 основные категории 1-общительные с коллективистскими наклонностями ребята 2 учащиеся индивидуалистического склада которые не входят в коллектив. Научными исследователями выделены 3 модели развития отношений между личностью и коллективом 1 личность подчиняется коллективу (конформизм) тут личность может подчиняться требованиям коллектива добровольно 2 личность и коллектив находятся в гармонии. Тут возможны различные пути развития событий 1 это личность внешне подчиняется требованиям коллектива а 2 это когда личность бунтует конфликтует 3) личность подчиняет себе коллектив (нонконформизм) это когда личность подчиняет себе коллектив, яркая личность. Процесс вхождения личности в коллектив включает в себя несколько сменяющих друг друга фаз 1 адаптация личности в коллективе. Предполагает активное усвоение личностью действующих норм овладения средствами деятельности 2 индивидуализации. Порождается противоречием между достигнутой личностью потребностью в максимальной персонализации. 3 интеграция личности в коллективе. Личность проявляет только те характеристики кот принимаются в коллективе.

Вопрос№16 Развитие группы как коллективаВ последние десятилетия наметилась отчетливая тенденция называть коллективом группу людей высокого уровня развития, отличающуюся сплоченностью, интегративной деятельностью, коллективной направленностью. Самое существенное качество группы – уровень ее социально-психологической зрелости. Именно высокий уровень такой зрелости превращает группу в качественно новое образование, новый социальный организм – в группу-коллектив. Низшим уровнем формирования коллектива является группа-конгламерат, группа ранее незнакомых детей, оказавшихся на одном пространстве и с одно время. Но взаимоотношения поверхностны и ситуативны. Если группа получает название, то происходит ее номинализация (номинальная группа).В том случае ей приписываются определенные извне цели, виды деятельности и т. д. При этом номинальная группа может оставаться группой-конгламерат, если объединенные в нее личности не могут принять этих целей и условий. Если же начальное объединение произошло, принят статус «первичного коллектива», цели каждой личности в группе проектируются заданием, группа поднимается на одну ступеньку – она становится группой-ассоциацией.На этом уровне начинается единая жизнедеятельность группы, появляются первые ростки ее коллективообразования, закладываются основы формирования ее структуры. Совместная деятельность первичной группы дает ей возможность перейти ей к более высоким уровням развития. Ведет при благоприятных условиях на следующую ступень - к группе-кооперации Группа-кооперация отличается реальной и успешной действующей организационной структурой, высоким уровнем групповой подготовленности и сотрудничества. Направленность и психологическая совместимость здесь вторичны и зависят от единства целей и взаимодействия. Это создает условия для перехода на следующую ступень – автономизацию. Группа-автономия характеризуется высоким внутренним единством. Именно на этом уровне члены группы идентифицируют себя с ней «Моя группа». В ней происходят процессы внутренней слитности и спаянности, которые являются внутригрупповой основой для перехода к высшему уровню. Однако группа-автономия может уйти в сторону от коллектива к корпорации. Это возможно в том случае, если обособление приведет к замкнутости, группа изолирует себя от других групп, замыкает свои цели внутри себя. В этом случае проявляется групповой эгоизм и индивидуализм. Если же группа выходит на межгрупповые взаимоотношения, становится частью более широкой общности, а через нее и общества в целом, то в такой группе наблюдается коллективная направленность, и она становится группой-коллективом.Исследования показали, что названные уровни являются не только диагностическими срезами, но и этапами в процессе коллективообразования.

Вопрос№ 17 Формирование личности в коллективеСуть основного педагогического замысла заключается в том, что члены коллектива должны приходить не на готовенькое, а включаться в деятельность по формированию здоровых традиций, норм в своем коллективе, а с помощью его – и в окружающей мезосреде. В коллективе низкого уровня развития человек на деле лишается свободы, уважения, прав, и у него остается лишь один свободный выход – уйти из такого коллектива. Чтобы этого не случилось, человек вынужден проявлять активность в утверждении в жизнь коллектива цивилизованных норм. Очевидно, что педагогическая организация жизни коллектива должна осуществляться путем моделирования в нем особенностей того общества, в котором все мы хотим жить, и поведения его членов как граждан такого общества. Это предполагает включение членов коллектива в движение по его совершенствованию и укреплению, в обеспечение наилучшего решения задач, стоящих перед ним. Таким образом, педагогический потенциал коллектива заключается изначально в возможности цивилизованного формирования его членов путем включения их в движение по превращению в подлинный коллектив, по утверждению в его жизни модели отношений, поведения и деятельности, свойственных объединениям людей в гуманном, демократическом, гражданском, правовом, культурном обществе. Другая часть педагогического потенциала коллектива – положительное формирующее влияние на личность уже после становления подлинного коллектива, должным образом организованного и живущего слаженно, содержательной жизнью. Такой коллектив называют воспитывающим. Его влияние закономерно, социально-педегогично, охватывает всех членов коллектива, сопровождается действием всех социально-педагогических и социально-психологических механизмов. Сила воздействия коллектива, своих товарищей на человека обычно превышает все другие. Сплочение коллектива, понимание его членами необходимости жить, относиться, действовать должным образом может происходить лишь на основе понимания всеми единой, коллективной цели, интересов, ради которых он создан, совпадения их с потребностями и интересами каждого, признание необходимости действовать сообща, уяснение ответственной зависимости друг от друга и коллектива. Это достигается проведением специальных занятий, повседневными разъяснениями, помощью, вывешиванием наглядных графических схем и т. д. Целесообразна широкая организация жизни коллектива, выходящая за рамки основной его деятельности. Это проведение внутриколлективных конкурсов, участие групп и отдельных представителей коллектива в различных неколлективных мероприятиях и т. д. Такая неформальная обстановка позволяет людям раскрыться иначе, увидеть друг друга не выполняющими обязанности, а обычными людьми, быть человечнее, налаживать более тесные личные отношения, лучше чувствовать свое единство.Важна также в воспитании личности в коллективе и индивидуальная работа с каждым из членов.

Вопрос№18. Общение–ведущий фактор развития личности. Виды общения Общение –это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, а также восприятие и понимание другого человека. В процессе общения с другими людьми человек развивается и становится личностью. При этом личность не только воздействует на другую личность, она и сама становится объектом воздействия (изменяется уровень знаний, установки, отношения, мотивация, состояния). Обнаруживая свои особенности в процессе общения, человек самоопределяется и самосовершенствуется.Выделяют два основных вида общения: 1.Опосредованное (косвенное) – через посредников, по телефону, по факсу, письма, телеграммы.2.Непосредственное (контактное) –вступлениесобеседников в контакт лицом к лицу. Общение бывает деловым (официальным) и неофициальным (неформальным).Деловое общение связано с трудовой деятельностью, неофициальное – с досугом. В общении люди заявляют о своих потребностях, интересах, целях, усваивают практические умения и навыки, нравственные принципы и правила этикета, обычаи, традиции, обряды; ведут поиск путей и мер преодоления возникающих трудностей и проблем, принимают коллективные решения.Обязательными являются нравственные требования к общению: вежливость и предупредительность, корректность и тактичность, скромность и точность. Не все люди одинаково коммуникабельны. Кроме общительных, есть застенчивые, которые испытывают трудности в общении из-за их осторожности, робости и недоверчивости к партнеру.С целью развития общительности застенчивых людей могут применяться специальные психолого-педогогические технологии: 1)Технология «Свободная информация» -учит находить в словах собеседника ту информацию, которая его интересует или кажется важной. Достигаемый эффект проявляется в способности преодолевать смущения в разговоре с незнакомым человеком и располагать его к разговору о нем самом. 2)Технология «Самораскрытие» - учит самому признаваться как в положительных, так и в отрицательных сторонах своего характера, поведения, стиля жизни; помогает поддерживать разговор и преодолевать коммуникативные барьеры. 3)Лингвистическая технология – позволяет вести самоконтроль в процессе общения; путем освоения особого языка человек может начать не только говорить по-другому, но и видеть события по-другому, иначе их понимать и реагировать на них.

Вопрос №19 Культура общения. Приёмы её повышения Культура делового общения предполагает:1.Высокий уровень коммуникативности, то есть умений слушать и говорить, в том числе публично.2. Умение объективно воспринимать и правильно понимать партнера.3. Способность аргументировать свои высказывания, предложения, мнения.4.Умение строить взаимоприемлемые, комфортные отношения с партнерами по общению. Существует множество приемов повышения культуры общения:- Прием «Имя собственное» -основан на произнесении вслух имени и отчества партнера, чем подчеркивается уважительное отношение к нему.- Прием «Зеркало отношений» - доброжелательное выражение лица, легкая располагающая улыбка, в чем проявляется симпатия по отношению к партнеру. - Прием «Золотые слова» - высказывание комплиментов, что способствует удовлетворению потребности партнера в стремлении к совершенству и сопровождается комфортностью в общении.- Прием «Терпеливый слушатель» - внимательное, заинтересованное выслушивание проблем партнера, что приводит к удовлетворению потребности в самоутверждении и доверительному расположению.- Прием «Личная жизнь» - выражается в заинтересованном обращении к хобби или увлечениям партнера, что повышает его вербальную активность и делает общение более эффективным.

Вопрос № 20Понятие о творчестве и креативности Творчество – это такое отношение к деятельности, результатом которого является создание новых, оригинальных или более совершенных материальных или духовных ценностей. В зависимости от содержания деятельности различают научное, художественное, техническое, экономическое и другие. В жизнедеятельности человека творчество выполняет следующие функции:1.Выступает механизмом решения жизненно важных задач, алгоритм решения которых человеку неизвестен.2.Реализует право личности на свободу, выход за пределы обязательного. 3.Является средством самоактуализации, самореализации и самосовершенствования личности. Творческая активность возникает в условиях решения творческих задач. Но существуют люди, которые используют оригинальные способы решения любых жизненных задач. Это творческий тип личности. Особенностью творческой личности является креативность.Креативность – это интегративное качество психики человека, которое обеспечивает удовлетворение потребности в исследовательской активности.Креативной личности присущи следующие свойства: 1.Когнетивные – чувствительность к необычному, уникальному, единичному; способность воспринимать явления в системе, комплексно; развитие воображения и фантазии.2.Эмоциональные - высокая эмоциональная возбудимость, преодоления состояния тревожности; чувства, вызывающие состояние возбуждение, радостного волнения, бодрости. 3.Мотивационные–потребность в понимании, исследовании, самовыражении и самоутверждении, потребность в автономии и независимости. 4.Коммуникативные–инициативность, склонность к лидерству,спонтанность. Креативность активно стала изучаться после опубликования работ американского психолога Гилфорда, он выделил:Конвергентное мышление – идет по одному руслу и находит только одно решение.Дивергентное мышление – допускает вариативные пути решения проблем, приводит к неожиданным результатам. Дивергентное, то есть творческое мышление, лежит в основе креативности. В отличии от конвергентного мышления, оно имеет свои особые черты: 1)Подвижность– способность мышления к обнаружению и постановке проблем; для творческих людей не составляет проблем перейти от одного аспекта к другому, не ограничиваясь единственной точкой зрения. 2)Пластичность– творческие люди предлагают множество решений проблем, обладают языковой гибкостью, способны к генерированию большого количества разнообразных идей. 3)Оригинальность– способность мышления продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы, нестандартные решения; способность усовершенствовать объект, добавляя детали; способность увидеть в объекте новые признаки, найти ему новые применение. Основные параметры творческой личности: 1.интеллектуально-творческая инициатива. 2.жажда познания и преобразования. 3.чувствительность к проблемам, ко всему новому. 4.склонность к нестандартному решению задач. 5.критичность ума, стремление к оценке, выявлению недостатков. 6.самостоятельность в поиске путей и выборе способов решения возникающих проблем.

Вопр №21. Творчество в профессиональной деятельности Главным признаком профессионального творчества явля­ется направленность, нацеленность субъекта профессио­нальной деятельности на поиск новых способов или приемов решения профессиональных задач. В зависимости от области предметной деятельности профессиональное творчество соотносят с различными понятиями. Например, в научном творчестве - с понятием объективности, в техническом творчестве — с изобретательством, в экономическом твор­честве - с предприимчивостью как активным критическим отношением к экономической практике, вызывающим про­грессивные социально-экономические изменения. Несмотря на это, всякое профессиональное творчество подчиняется тем же закономерностям, что и любой творческий процесс, в структуре которого российский психолог Я.А. Пономарев выделяет четыре фазы: 1. Фаза произвольного логического поиска, на которой актуализируются знания, необходимые для решения твор­ческой задачи. Профессионал осознанно отбирает фак­ты, способствующие ее эффективному решению, осуществляет обобщение и перенос ранее полученных зна­ний в новые условия; выдвигается гипотеза, произво­дится анализ и синтез исходных данных. На этой стадии преобладает осознанное представление о результатах дея­тельности и способах его достижения. 2. Фаза интуитивного решения, в основе которого ле­жит принцип двойственного результата действия про­фессионала, то есть наличие прямого (осознаваемого) и побочного (неосознаваемого). продуктов действия. Поэто­му найденное решение часто выглядит как неожиданное и самопроизвольное. 3. Фаза вербализации интуитивного решения, на кото­рой осуществляется полное осознание интуитивно полу­ченного результата, объяснение способа решения и его вербальное (словесное) оформление. 4.Фаза формализации вербализованного решения, которая протекает на сознательном уровне, состоит в логическом оформлении способа решения, в выделении условий, не­обходимых для реального существования объекта творче­ского исследования. Логика организации творчества в профессиональной дея­тельностиможет быть представлена в следующей после­довательности: ^осмысление или осознание проблемной ситуации; ^ выделение и постановка главной проблемы; ^ поиск подходов к решению проблемы;^ выбор стратегии решения проблемы; ^ разработка плана реализации стратегии; ^ решение проблемы через реализацию творческой идеи. Непосредственный же процесс профессионального твор­чества, или рождение творческой идеи,в свою очередь, состоит из четырех этапов:1) накопление знаний и навыков, необходимых для чет­кого уяснения и формулирования проблемы;2) сосредоточение усилий на поиске дополнительной ин­формации;3) уход от проблемы, переключение на другие занятия;4) озарение, или инсайт, который внешне выглядит как логический разрыв, скачок в мышлении; инсайт — это не всегда гениальная идея, чаще—просто догадка. Психолого-педагогические критерии профессиональ- но - творческой личности:1)содержание и уровень мотивации творчества;2) профессиональная направленность личности на твор­чество;3)социальная установка и самооценка отношения к творчеству;4)уровень развития творческого мышления;5) воображение и способность к систематизации, клас­сификации;6)уровень общепрофессиональной и специальной под­готовки. Мотивация творческой деятельности Источники, или факторы, мотивации творческой дея­тельности можно подразделить на две группы: внешние и внутренние.Внешние источники мотивации — это те, которые свя­заны с ценностными ориентациями личности, такими как жажда славы, стремление к материальным выгодам, к обеспечению своего высокого положения в обществе и т.п. Известно, что внешнее одобрение, признание и по­чести являются могучим побудителем к творчеству для многих творческих людей. А для школьников источника­ми такой мотивации часто выступают стремления выде­литься среди других, получить отличные оценки, заслу­жить одобрение учителей и родителей. Многие внешние факторы творческой мотивации нахо­дят свое выражение в нравственно-психологической стороне творчества: в осознании социальной важности и нужно­сти творческой деятельности, в чувстве долга и ответст­венности за характер и использование результатов творческого труда. Творцы вынуждены постоянно помнить о том, что их деятельность должна носить гуманистический характер. Перед ними всегда встает вопрос о целесооб­разности продолжения своей работы, если заранее из­вестны ее возможные трагические последствия. Об этом не раз говорили крупнейшие ученые и представители искусства XX века - А. Эйнштейн, Ф. Жолио-Кюри, И.В. Курчатов, Д.С. Лихачев и другие. Одним из внешних источников творческой мотива­ции является также социальная фасилитация, го есть по­вышение скорости или продуктивности творческой дея­тельности вследствие воображаемого или реального при­сутствия других людей, выступающих в качестве соперников или наблюдателей. При этом среди творческих ра­ботников нередко встречается «белая» и «черная» зависть. При белой зависти чужой успех оказывается для индиви­да стимулом творческой активности и стремления к со­ревнованию. «Черная» зависть подталкивает индивида к совершению враждебных действий по отношению к объ­екту зависти (синдром Сальери) и оказывает деструк­тивное влияние на личность самого завидующего. Внутренние источники творческой мотивации — это интеллектуальные и эстетические чувства, которые воз­никают в процессе творческой деятельности. Любозна­тельность, удивление, чувство нового, уверенность в пра­вильном направлении поиска и сомнения при неудачах, чувство иронии и юмора - вот примеры интеллектуально-творческих чувств. О том, что внутренняя, почти инстинк­тивная потребность в создании нового вынуждает человека к творчеству, свидетельствует опыт многих талантливых лю­дей. Например, Л.Н. Толстой говорил, что писал только тогда, когда не был в состоянии противодействовать внут­реннему влечению к сочинительству. О том же пошутил однажды и Михаил Жванецкий: «Писать, как и писать, — нужно тогда, когда терпеть уже невозможно». Чувство эстетического удовлетворения как источник творческой мотивации, как правило, повышает творче­скую активность, стимулирует творческий поиск. Эсте­тическое наслаждение самим процессом и результатом творческого труда, проникновение в мир неизвестного, раскрытие глубокой гармонии и удивительного разно­образия явлений, восторг перед открывающейся красо­той жизненных закономерностей, ощущение растущей силы творческого разума и духа порождают целую гамму сильнейших человеческих переживаний в форме творче­ского вдохновения. Внешние и внутренние факторы творческой мотива­ции тесно связаны друг с другом. Например, А.М. Горь­кий отмечал: «На вопрос: почему я стал писать? — отве­чаю: по силе давления на меня томительно бедной жизни и потому, что не писать я не мог». Более того, единство творческой мотивации проявляется в самом факте суще­ствования и развития потребности человека в самоактуализации, самореализации и самосовершенствовании.

Вопр № 22. Активизация развития креативной личности Исследователями установдено, что развитие творче­ского потенциала личности в большой степени зависит от особенностей обучения в школьные годы. Развитию креа­тивных способностей учащихся особенно способствуют игровые и проблемные методы обучения, занятия в раз­личных внешкольных учреждениях и кружках. При этом креативность легче и чаще всего проявляется в той деятель­ности, к которой у ребенка есть определенные склонности. Поэтому детей необходимо включать и наблюдать как мож­но в большем количестве видов деятельности, наталкивая на тот, в котором они могут реализовать свои задатки. Родителям и педагогам следует знать, что креативность не сводится только к интеллекту. Это подтверждают вы­явленные психологами четыре группы детей с различным соотношением интеллекта и креативности:1)дети, обладающие высоким уровнем интеллекта и креа­тивности—уверены в своих способностях, имеют адекват­ную самооценку, проявляют большую инициативу,лич­ную независимость суждений и действий, высокоуспешны, проявляют одаренность, социально адаптированы;2) дети с низким уровнем креативности, но высоким ин­теллектом - стремятся к школьным успехам, но крайне тяжело переживают неудачи, боятся высказать свое мне­ние, пойти на риск, боятся удара по самолюбию, дис­танцируются от своих одноклассников;3) дети с низким уровнем интеллекта, но высоким уровнем креативности — часто попадают в группу «изгоев», плохо приспосабливаются к школьным требованиям, часто име­ют хобби и увлечения на стороне, как «странные фантазе­ры» бывают непоняты ни учителями, ни сверстниками;3) дети с низким уровнем интеллекта и творческих спо­собностей - внешне хорошо адаптируются, держатся в «середнячках», имеют адекватную самооценку; низкий уровень предметных способностей компенсируется адап­тируемостью, общительностью. Можно добавить, что одаренным детям присущи вы­сокий энергетический уровень, малая продолжительность сна, повышенная познавательная активность, интеллек­туальная инициатива - склонность ставить перед собой новые более сложные задачи. А это, по мнению россий­ского психолога Д.Б. Богоявленской, является неотъем­лемым признаком таланта. Развитие творческого потенциала учащихся активи­зируется, если учебно-познавательная деятельность осу­ществляется как учебно-творческая с использованием лич-ностно-ориентированных или развивающих технологий обучения, которые реализуются с опорой на эвристиче­ские методы и приемы обучения (мозговая атака, мозго­вой штурм, метод эвристических вопросов, метод ана­логий, игровые, проблемные методы и другие).Названные технологии и методы:1) направлены на активизацию личностного развития уча­щихся как субъектов учебно-творческой деятельности с опорой на свои способности и опыт;2) позволяют повысить степень мотивации, эмоциональ­ности, самостоятельности и активности учебно-творче­ской деятельности; 3)обеспечивают использование полученного опыта в будущем для решения нестандартных жизненных и про­фессиональных задач.

Среди условий, активизирующих развитие дивергент­ного, то есть творческого, мышления, специалисты выде­ляют также следующие:1.ситуации незавершенности или открытости в отли­чие от жестко заданных и строго контролируемых;2.разрешение и поощрение множества вопросов;3.стимулирование ответственности и независимости; 4.акцент на самосостоятельных разработках, наблю­дениях, чувствах, обобщениях; 5.внимание к интересам детей со стороны взрослых.Развитию креативности препятствует:избежание рис­ка, стремление к успеху во что бы то ни стало, жесткие стереотипы в мышлении и поведении, конформизм, не­одобрительная оценка воображения и фантазии, прекло­нение перед авторитетами и другие.

Вопр №23. Понятие о самосовершенствовании личности Акмеологической основой самосовершенствования лич­ности является потребность в активном продвижении к собственным вершинам совершенства. Откуда же у человека такие потребности и стремления к совершенствованию? Ответ можно найти у великого немецкого философа Им­мануила Канта. По Канту, как отмечает И. И. Казимирская, «человек - это двуединое существо, одновременно при­надлежащее и миру природы, и миру свободы. В мире природы человек подчиняется естественной необходи­мости, а в мире свободы он нравственно творит себя, возрастает в своем стремлении к счастью». Механизмом самосовершенствования человека, таким образом, мож­но считать его способность к творчеству, без которого невозможно развитие личности, чувствующей свою соб­ственную ценность. Австрийский психолог Альфред Адлер, в свою оче­редь, считал, что самосовершенствование человека де­терминируется его стремлением к достижению успеха в жизни. Свое совершенство «человек творит сам из сыро­го материала наследственности и опыта». Однако опыт человека как личности — это и социаль­ный опыт. Поэтому самосовершенствование человека можно объяснить также его взаимодействием с социаль­ной средой, в ходе которого человек вырабатывает у себя качества, которые приводят его к успеху, как в профессио­нальной деятельности, так и в жизни вообще. Следователь­но, самосовершенствование можно считать явлением личностно-социальным. Самосовершенствование — это процесс повышения уровня своей компетентности и конкурентоспособности, развития значимых качеств личности в соответствии с требованиями социума и личной программой саморазвития. С точки зрения современной психологии, в основе про­цесса самосовершенствования лежит внутренний механизм преодоления противоречия между наличным уровнем лич­ностного роста (Я-реальное) и некоторым воображаемым его состоянием (Я-идеальное). В качестве примера воображаемого уровня самосовершен­ствования И. И. Казимирская приводит модель развитой лич­ности, разработанную Н.Р. Битяновой. Это модель лично­сти, способной управлять текущими событиями, фор­мировать продуктивные, открытые отношения между людьми, мужественно и последовательно отстаивать свои взгляды, воспринимать жизнь во всем многообразии, про­тиворечивости и красоте. Если цель самосовершенствования находится вне лич­ности, то движущие силы этого процесса действуют внут­ри личности в виде мотивов, побуждая ее к саморазвитию.Цельсамосовершенствования недостижима никогда, она постоянно убегает, как линия горизонта. Поэтому предела самосовершенствования личности не существует. В любой деятельности можно выделить две стороны — адаптивную и творческую. Последняя является опреде­ляющей в процессе самосовершенствования. Большинст­во людей, к сожалению, останавливаются в своем разви­тии на уровне адаптационных процессов, то есть про­цессов приспосабливания к условиям существования.Структура процесса самосовершенствования:1.самопознание—осознание своих возможностей, своих сильных и слабых сторон с помощью самонаблюдения, самоанализа, самооценки; 2.самопобуждение—использование различных мотиврв и приемов самостимулирования собственного развития; 3.программирование— определение целей, путей, средств и методов самосовершенствования; 4.самореализация — осуществление программы само­совершенствования, самореализация как способ жизне­деятельности.

Вопр №24. Профессиональная самореализация личности Профессиональная самореализация личности начинается с профессионального самоопределения, то есть с выбора профессии. На выбор профессии влияют следующие фак­торы: позиция родителей и родственников, позиция учителей и классных руководителей, личные профессио­нальные и жизненные планы,способности и их прояв­ление, информированность о той или иной профессии, интересы и склонности. В условиях рыночной экономики приходится также учитывать социально-экономический спрос на ту или иную профессию, реальные возможно­сти обучения и трудоустройства по избираемой профес­сии, ее материальную и социальную значимость. Согласно теории российского психолога Е.А. Климова, профессиональный выбор можно считать удачным, если индивидуальные особенности оптанта (выбирающего) со­ответствуют одному из пяти типов профессий: человек — человек, человек - природа, человек - техника, человек- знаковая система, человек - художественный об­раз. Экономические специальности, например, по дан­ной классификации относятся к типу «человек — знако­вая система». А чтобы успешно работать по какой-либо профессии данного типа, нужны особые способности мыс­ленно погружаться в мир условных обозначений, отвле­каться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем. Существуют и другие теории профессионального само­определения. Например, в теории американского психолога Дж. Хоманда утверждается, что профессиональный выбор обусловлен тем, какой из шести типов личности сформиро­ван к данному моменту: реалистический, исследовательский, социальный, артистический, предпринимательский или кон­венциональный тип. В качестве примера рассмотрим два по­следних типа личности:1) Предпринимательский тип — рискованный, энергич­ный, властный, амбициозный, общительный, импульсив­ный, оптимистичный, ищущий удовольствия, любящий приключения. Избегает монотонной умственной работы, однозначных ситуаций, занятий, связанных с ручным тру­дом. В профессиональном выборе - все виды предприни­мательства. 2)Конвенциональный тип — конформный, добросовестный, умелый, негибкий, сдержанный, послушный, практичный, склонный к порядку. В профессиональном выборе—банков­ская служба, статистика, программирование, экономика. После выбора профессии человек определяется со спо­собом получения соответствующей специальности, мес­та работы и должности. А дальнейшая профессиональная самореализация связана с профессиональным становле­нием и самосовершенствованием профессионала, с его стремлением к вершине профессионализма (акме). «Акте» в сфере профессиональной деятельности — это стабиль­ность высоких результатов труда, надежность в решении сложных профессиональных задач в нестандартных условиях, профессионально-творческое вдохновение, а также индивидуальный стиль профессиональной деятельности. Профессиональное самосовершенствование в наше время необходимым образом связано с непрерывным образовани­ем, которое включает в себя организованное обучение в учебных заведениях и самообразование. Самообразование реализует потребность профессионала быть самостоятель­ной, независимой, компетентной и конкурентоспособ­ной личностью. Профессиональное самообразование как са­мостоятельно осуществляемая деятельность, направлен­ная на повышение профессионализма, включает:1.овладение новыми ценностными установками, под­ходами в профессиональной деятельности;2.профессиональное просвещение, то есть освоение новых идей, технологий и т.п. 3. осмысление (рефлексия) собственного опыта и про­гнозирование дальнейшей работы. На сегодняшний день существует несколько периоди­заций профессиональный самореализации личности. Напри­мер, весь профессиональный путь человека психолог Сью-пер (США) разделяет на пять этапов:1) Этап роста (от рождения до 15 лет). Уже в детстве начинает развиваться профессиональная «Я-концепция». В своих играх дети проигрывают различные роли, пробу­ют себя в разных занятиях. У них проявляется интерес к определенным профессиям.2) Этап исследования (от 15 до 25 лет). Юноши и девуш­ки на основе анализа своих интересов, способностей, ценностей и возможностей продумывают варианты про­фессиональной карьеры, подбирают подходящую про­фессию и начинает ее осваивать. 3)Этап упрочнения карьеры (от 25 до 45 лет). Работники стараются занять прочное положение в выбранной дея­тельности. Если в первой половине этого этапа возможна перемена места работы и специальности, то к его концу в процессе профессионального самосовершенствования личность достигает вершины своего «акме», то есть вер­шины профессионализма.4)Этап сохранения достигнутого (от 45 до 65 лет). Работ­ники стараются сохранить за собой то положение на про­изводстве или службе, которого они достигли ранее, про­должают свое самосовершенствование, чтобы не отстать от времени.5)Этап спада (после 65 лет). Физические и умственные силы пожилых работников начинают убывать. Приходится менять характер профессиональной деятельности, чтобы она соответствовала снижающимся возможностям лич­ности.

Вопр №25. Ориентация на достижение жизненного успеха В словарях «успех» определяется как удача в достиже­нии чего-нибудь, как хорошие результаты в работе или уче­бе, как общественное признание. В любом случае важней­шей индивидуально-психологической особенностью лич­ности в плане жизненного успеха является потребность в его достижении. Успех для человека важен не только как признание его деятельности, но и как преодоление кон­кретных жизненных противоречий и проблем. Успешные , люди, или «победители», отличаются от «неудачников» тем, что первые ставят перед собой цели и достигают их, а вторые следуют лишь своим повседневным разрознен­ным желаниям. Личности успешного типа обычно активны, инициа­тивны. Если встречаются препятствия — ищут способы их преодоления. Продуктивность их деятельности и степень активности в меньшей степени зависят от внешнего кон­троля. Отличаются настойчивостью в достижении цели; склонны планировать свое будущее на большие проме­жутки времени; предпочитают брать на себя средние по трудности или же слегка завышенные, но выполнимые обязательства; ставят перед собой реально достижимые цели; если рискуют, то расчетливо. Обычно такие качест­ва обеспечивают суммарный успех, существенно отлич­ный как от незначительных достижений при занижен­ных обязательствах, так и от случайного везения - при завышенных. Для успеха в жизни помимо долгосрочных стратегий человек должен иметь среднесрочные цели, ориентиро­ва

Наши рекомендации