Виды и уровни пед.деятельности

Основные виды: воспит.работа, преподавание, научно-методическая, культурно-просветительская и управленческая деятельности.

Воспит. работа. Пед. деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и организованное, целенаправленное управление воспитанием школьников в соответствии с целями, поставленными обществом. Осуществляется в рамках организационной формы, не преследует прямого достижения цели, проявляется в позитивных изменениях в сознании воспитаннико, - эмоциональных реакциях, поведении и деятельности.

Преподавание. Управление познавательной деятельностью в процессе обучения, осуществляется в рамках любой организаторской формы (урок, экскурсия, индивидуальное обучение, факультатив и др.), имеет жесткие временные ограничения, строго определенную цель и варианты достижения. Важнейшим критерием эффективности преподавания явл.достижение учебной цели.

Научно-методич.деят-ть. Педагог сочетает в себе учёного и практика. Он часто сталкивается с тем, что не находит в научной литературе объяснения и способов решения конкретных случаев из своей практики. Научный подход в работе, таким образом, является основой собственно-методической деятельности педагога.

Культурно-просветительская деят-ть. Составная часть пед.деят-ти. Он знакомит родителей с различными отраслями педагогики и психологии, учащихся – с основами самовоспитания. Любой специалист, имеющий дело с группой учащихся, в большей или меьшей степени занимается организацией её деятельности, постановкой и достижением целей совместной работы, т.е.выполняет по отношению к этой группе функции управления. Именно постановка цели, применение способов ее достижения и мер воздействия на коллектив – главные признаки наличия управления в деятельности учителя-воспитателя.

Управляя группой людей (детей), педагог вып-т несколько функций: планирование, организацию- обеспечение выполнения плана, мотивацию и стимулирование – это побуждение педагогом себя и других к работе по достижению поставленной цели, контроль.

11.Коллективный характер и творческая природа пед.деятельности. Инновационная деятельность, как наиболее развитая форма пед.деятельности.

Если в других профессиях группы «человек-человек-результат», как правило, является продуктом деятельности одного человека – представителя профессии ( продавца, врача, библиотекаря), то в пед.профессии очень трудно вычленить вклад каждого педагога, семьи, др.источников.

Большое значение формированию пед.коллектива придавал А.С.Макаренко: «Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса».

Те или иные черты коллектива проявляются прежде всего в настроении его членов, их работоспособности, психическом и физическом самочувствии – психологический климат коллектива.

Неоценимый вклад в развитии теории и практики формирования пед.коллектива внес В.А.Сухомлинский. На вопрос, как же и благодаря чему создаётся пед.коллектив, он отвечал – его творят коллективная мысль, идея и творчество.

Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им соц. опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы, и тем самым совершенствовать исполнение своих проф.функций. Только эрудированный и имеющий спец.подготовку учитель на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента, способен найти новые, оригинальные пути и способы её решения. Опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, кто добросовестно относится к труду, постоянно стремится к повышению проф.квалификации, пополнению знаний и изучению опыта лучших школ и учителей.

Область проявления пед.творчества охватывает все стороны пед.деятельности: планирование, организацию, реализацию и анализ результатов.

Пед. творчество – процесс решения пед. задач в меняющихся обстояельствах.

Творческая креативность – оригинальность, эвристичность, активность, фантазия, концентрированность, чёткость, чувствительность.

Инновации, отличительные черты:

- новизна в постановке задач и целей;

- оригинальное применение ранее известных и использование новых методов для решения пед.задач;

- разработка нового содержания своей деятельности, новых концепций;

- способность сознательно развивать и изменять себя.

Важный момент инновационной деятельности педагога – осмысление и понимание собственной деятельности.

Главная цель инновационной деятельности педагога – развитие педагога как творческой личности, переключение его традиционного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение педагога в автора, разработчика инновационных методик.

Основные функции: цель, средства обучения, содержание образования, системы управления, формы, методы, технологии.

12.Учитель как субъект пед.деятельности, его функциональные обязанности.

Одним из важнейших требований явл.чёткость социальной и проф.позиции. Именно в пед.профессии учитель выражает себя как субъект пед.деятельности. В позиции педагога проявляется его личность, характер соц. ориентации, тип гражданского поведения и деятельности. Соц.позиция педагога вырастает из той системы взгядов, убеждений и ценностных ориентаций, сформированных в общеобразовательной школе. Соц.позиция педагога во многом определяет его проф.позицию. На этот выбор оказывают влияние многие факторы. Решающими среди них явл.его проф.установки, индивидуально-типологические особенности личности, темперамент и характер.

Типы ролевых пед.позиций:

1.Информатор, если он (педагог) ограничивается сообщением требований, норм, воззрений и т.д.

2.Друг, если он стремится проникнуть в душу ребенка.

3.Диктатор, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознании воспитанников.

4.Советчик, если он использует осторожное уговаривание.

5.Проситель, если он упрашивает воспитанника быть таковым «как надо», опускаясь порой до самоунижения, лести.

6.Вдохновитель, если он стремится увлечь воспитанников интересными целями.

Каждая из этих позиций может давать положительный и отрицательный эффект в зависимости от личности воспитателя. Однако всегда дают отрицательные результаты несправедливость, произвол, подыгрывание ребенку, превращение его в маленького кумира и диктатора, подкуп, неуважение к личности ребенка, подавление его инициативы и т.п.

13.Профессиональная компетентность педагога.

Это – высший компонент личности. Проф.компетентность – интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалистов, отражающая уровень знаний и умений, навыков, опыта, достаточных для осуществления опред.рода деят-ти, кот.связана с принятием решений.

Основные компоненты компетентности:

1. Соц.-правовая – знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми;

2. Персональная – способность к постоянному проф.росту и повышению квалификации, реализации себя в проф.труде

3. Специальная – подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деят-ти, умение решать типовые проф.задачи и оценивать результаты своего труда

4. Аутокомпетентность – адекватное представление о своих проф.характеристиках и владение технологиями преодолевания проф.деструкции.

5. Экстремальная – способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях и т.д.

Проф.компетентность оценивается уровнем сформированности проф.-пед. умений. С позиции основных операционных функций педагога проф.школы можно выделить след.группы проф.-пед.умений: гностические, идеологические, дидактические, организационно-методические, коммуникативно-режиссерские, прогностические, рефлексивные, организационно-педагогические, общепрофессиональные, конструктивные, технологические, производственно-операционные, специальные.

14.Профессионально значимые качества педагога.

Это – трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего проф.уровня, стремление повышать постоянно качество своего труда и т.д.

Особо важны человеческие качества педагога, которые становятся проф.значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе.

Обязательные качества педагога:

· Гуманизм, т.е. отношение к растущему человеку, как к высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках

· Учитель должен быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному решению любых ситуаций

· Проф. необходимые качества – выдержка и самообладание

· Душевная чуткость в характере учителя

· Справедливость

· Требовательность

15. Индивидуальный стиль деят-ти учителя: сущность, структура, типология.

Особ-ти:

· Преимущественная ориентация учителя на: процесс обучения

· На процесс и результаты обучения

· На результаты обучения

· Адекватность-неадекватность

· Планирование учебно-воспитательного процесса

· Оперативность-консервативность в использовании средств и способов пед.деят-ти

Процесс общения учителя с учениками может складываться в двух вариантах:

1.Взаимопонимание, слаженность осуществления учебной деятельности, развитие способности прогнозировать поведение друг друга

2.Разлад, отчужденность, непонимание и неспособность предугадать поведение друг друга, появление конфликтов

Достижение необходимого результата общения и взаимодействия связано с накоплением и необходимым обобщением информации друг о друге. Оно зависит от степени развития коммуникативных умений учитель, его способности к эмпатии и рефлексии, к наблюдательности, «сенсорной остроте» и умению рассматривать репрезентативную систему собеседника, умение слушать, понимать ученика, действовать на него через убеждение; внушение, эмоциональное заражение. Огромную роль играет психолого-пед.компетентность учителя в обл.психологических особенностей и закономерностей общения, взаимодействия.

Основные стили руководства:

· Автократический (самовластный стиль), при кот.учитель осуществляет единоличное управление учащихся, не дает им высказывать свои взгляды и критические замечания, осуществляет жесткий контроль за требованиями.

· Авторитарный (властный стиль), кот.допускает возможность для студентов принимать участие в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение в итоге принимает преподаватель в соответствии со своими установками

· Демократический стиль, при котором учитель внимателен, учитывает мнения учеников, он стремится понять их, убедить, а не приказывать, ведет диалог «на равных»

· Игнорирующий стиль, при котором учитель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учеников, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и административной информации

· Попустительский (конформный стиль), который проявляется тогда, когда учитель устраняется от руководства учениками либо идет на поводу их желаний

· Непоследовательный – учитель в зависимости от внешних обстоятельств и собственного состояния осуществляет любой из названных стилей руководства, что приводит к дезорганизации и ситуативности системы взаимоотношений учителя с учениками, к появлению конфликтных ситуаций.

Важным фактором, кот.определяет эффективность пед.общения, явл-ся тип установки педагога. Установка представляет собой готовность реагировать определенным образом в однотипной ситуации. Самому носителю его установки чаще всего представляется абсолютно правильными, поэтому они очень устойчивы и с трудом поддаются изменению через внимание воздействия. Консерватизм и ригидность установок усиливаются с возрастом. Определяют чаще всего 2 типа доминирующих установок учителя по отношению к ученикам: позитивную и негативную.

16. Пед.особенности как основа пед.потенциала учителя.

Пед.потенциал предполагает развитие всех личностных свойств и способностей учителя, включая и те, которыми он уже обладает. Пед.профессия относится к группе профессий, предметом которых явл-ся другой человек. В профессии педагога ведущая задача – понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение. Педагог должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Профессия требует двойной подготовки – человековедческой и специальной. Умение общаться становится проф.необходимым. Исследователи описывают часто встречающиеся «барьеры» общения, затрудняющие решения пед.задач: несовпадение установок, боязнь класса, отсутствие контакта, сужение ф-и общения, негативная установка на класс, боязнь пед.ошибки, подражание. Однако, если начинающие учителя испытывают «барьеры» по неопытности, то учителя со стажем – по причине недооценки роли коммуникативного обеспечения пед.воздействий, что приводит к обеднению эмоционального фона образовательного процесса, а без этого невозможна продуктивная деятельность личности.

Личностные св-ва педагога – общие и пед.способности. Они обнаруживаются в быстроте, прочности и глубине овладения приёмами и способностями пед.деят-ти. Способности не являются чем-то врожденным, они развиваются на основе задатков в процессе определенной деятельности. Освоение необходимых педагогу умений и навыков проф.деят-ти опирается на имеющиеся у него способности,одновременно развитие определенной способности происходит в процессе овладения соответствующим ей умениями и навыками. От уровня развития интеллектуальных способностей педагога зависят его гностические способности(познавательные).

Виды интеллекта: общий,профессиональный, социальный.

Креативность – общая способность личности к творчеству,которая определяется не только уровнем развития творческого мышления, создающего нечто новое, оригинальное, но прежде всего способностью к самосовершенствованию, проявлению своей внутренней сущности, индивидуальности.

Конструктивные способности – обеспечивают прогнозирование, проектирование и пстороение пед.процесса: определение возможных результатов, постановку целей и задач, разработку планов их решения, определение условий эффективной организации учебно-воспитательной деятельности. В основе способности человека прогнозировать свою деятельность лежит единство мышления и воображения. Педагогу необходимо развивать в себе пед.воображение – способность предвидеть то,каким может стать тот или иной учащися в будущем.

Коммуникативные способности – ведущая группа способностей, обеспечивающих межличностное и деловое общение в процессе воспитания и обучения:

- общительность – способность быстро вступать в контакт

- распределенность внимания – способность видеть всё, что происходит вокруг

- эмпатия – сопереживание, эмоциональная сопричастность и понимание

- перцептивность – способность воспринимать и определять эмоциональное состояние ученика по его внешнему виду, жестам, мимике

- экспрессивные способности – проявляются в самовыражении, адекватной передаче в процессе общения своего эмоционального состояния

Организаторские способности – обеспечивают эффективную организацию учебной и внеаудиторной деятельности студентов. Данные способности тесно связаны с предыдущими, прежде всего коммуникативными и проявляются:

· В организаторском чутье педагога

· В способности вести за собой

· В способности «заражать» и заряжать своей энергией

· В склонности, готовности к организаторской деятельности

Все общие и пед. способности взаимосвязаны в личности учителя,образуют единый ансамбль способностей, вот почему развитие каждой из них зависит от развития всех других.

17. Научные подходы к разработке проблемы классификации пед.способностей.

Наши рекомендации