Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Патриотизм – одна их важных моральных ценностей. А его отрицание приводит к таким печальным последствиям как отчуждение и отрицание отечественной культуры, и даже снижение обороноспособности страны.

Когда следует начинать патриотическое воспитание детей

Начинать патриотическое воспитание детей нужно еще в дошкольном возрасте . Ведь именно в этот период происходит основное формирование личности ребенка. Складывается духовная и нравственная основа, способ мышления, процесс осознания окружающего мира и себя в нем.

Именно этот возрастной этап, когда уровень восприятия особенно высок, а образы сильны и ярки, является наиболее благоприятным для патриотического воспитания детей.

Для ребенка дошкольного возраста патриотизм проявляется в таких моментах как потребность участвовать в делах на благо окружающих людей (к примеру, помогать охранять окружающую среду), появлении таких качеств, как сочувствие, сострадание, находчивость, любознательность, привязанности к окружающим.

Все это в сочетании с формированием у ребенка желания совершать добрые дела и героические поступки является целью патриотического воспитания малышей дошкольного возраста.

К сожалению, программа формирования патриотизма в нашей стране сложилась не полностью. Но каждому родителю под силу привить любовь к родине своему ребенку.

В процессе патриотического воспитания детей существуют следующие этапы:

формирование чувства сопричастности к семье, детскому саду, школе, городу;

формирование чувства сопричастности к культурному наследию и природе своей малой родины;

формирование любви и уважения к своей нации, культурному наследию и природе своей малой родины;

формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и уважения к представителям других национальностей;

приобщение детей к национальным праздникам и традициям;

знакомство с родословной и традициями своей семьи;

знакомство с городом, его историей и достопримечательностями;

организация мероприятий, в которых ребенок проявляет сочувствие и заботу о человеке и природе.

И, конечно же, наибольшего эффекта в патриотическом воспитании детей можно добиться путем тесного сотрудничества родителей с воспитателями детского сада. С их помощью родители будут обеспечены необходимой педагогической информацией, а также обучены способам общения с ребенком.

36.Своеобразие труда детей. Виды и содержание.

В соответствии с федеральными требованиями содержание образовательной области «Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:
- развитие трудовой деятельности;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд (В. Г. Нечаева, Г. Н. Година, Д. В. Сергеева, Р. С. Буре, Л. И. Захаревич и др.)
Самообслуживание– это труд ребёнка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, приём пищи, санитарно-гигиенические процедуры). Задача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех возрастных этапах дошкольного детства.
В младших группах воспитатель показывает способы выполнения действий: как нужно держать колготки, чтобы их было удобно надевать. Показ должен быть поэтапным, с объяснением. На первых порах взрослый помогает на каждом этапе, а со временем постепенно уменьшает долю своей помощи, поддержки, подсказки.
При обучении самообслуживанию воспитатель использует рассматривание картинок. Они полезны при формировании представлений о последовательности действий.
У старших дошкольников входит и забота о себе: подготовка рабочего места перед началом рисования; уборка и даже мытье (дома) чашки, ложки после еды, застилание постели, уборка игрушек, книг.
Хозяйственно-бытовой труд – у детей младших групп по содержанию представляет собой помощь взрослому в протирании мебели, расстановке игрушек, стирка мелких предметов и т.п. В процессе такого труда воспитатель формирует у детей умение сосредоточивать внимание на одном занятии, доводить с помощью взрослого дело до конца (похвала, положительная оценка).
Дети среднего и старшего дошкольного возраста способны к более разнообразному хозяйственно-бытовому труду и меньше нуждаются в помощи взрослого. Постепенно дети приобретают самостоятельность и в этом виде труда. Воспитатель использует методы показа, объяснения, обсуждения процесса труда и результатов, оценки, обучения отдельным способам выполнения трудовых операций.
К старшему дошкольному возрасту у некоторых детей пропадает интерес к этому виду труда. Причина заключается в том, что ребенок уже овладел необходимыми навыками. Следовательно, необходимо усложнять содержание хозяйственно-бытового труда за счет расширения круга обязанностей или введения нового объекта.
Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.
В младших группах внимание детей привлекают к растениям и животным. Вместе со взрослым и под его руководством ребенок ухаживает за живыми объектами.
У старших дошкольников обязанности значительно шире.
Труд в природе имеет свои особенности:
*результатом труда может быть материальный продукт (выращенные ребёнком овощи и т.д.)
*отсроченный результат (посеяли семена и лишь через некоторое время смогли наблюдать результат в виде всходов)
*живые объекты (бережное отношение, особая осторожность, ответственность)
*развитие познавательных интересов (экспериментируют, познания неживую природу, наблюдают за ростом и развитием живых объектов и т.д.)
Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое до конца.
В младших группах уделяются отдельные элементы ручного и художественного труда, при этом участие взрослого обязательно.
Умственный труд характеризуется усилием, направленным на достижение результата. Воспитатель приучает детей «думать прежде, чем сделать», объяснять для себя и других ход своих мыслей, делать выводы и умозаключения, и наконец, получать удовлетворение от самостоятельно найденного решения(«додумался»). Умственный труд должен и может сопровождать любой другой вид детского труда.

Наши рекомендации