Образование является механизмом формирования общественной и духовной жизни человека и отраслью массового духовного производства

Образовательные и воспитательные учреждения концентрируют высшие образцы социально-культурной деятельности человека определенной эпохи. Поэтому социальная ценность образования определяется значимостью образованного человека в обществе. Гуманистическая ценность образования заключается в возможности развития познавательных и духовных потребностей человека. В целостной системе образования всех видов и уровней происходит накопление и развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны.

Образование как функция развития региональных систем и национальных традиций.

Специфика населения отдельных регионов обусловливает характер педагогических задач. Молодежь включается в духовную жизнь города или села посредством образования. В региональных образовательных системах учитываются образовательные запросы разных социокультурных групп населения. Так, например, разработка образовательного стандарта определяется спецификой региона страны.

Например, для школ Санкт-Петербурга в региональный компонент включена дисциплина «История и культура Санкт-Петербурга», для школ Дагестана – «История и культура народов Кавказа».

Образование является тем социальным институтом, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества.

Образование в качестве активного ускорителя культурных перемен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке.

Духовное начало в человеке самопроявляется благодаря его «врастанию» в культурное наследие семьи и культурную традицию, которую он осваивает на протяжении всей жизни посредством процессов образования, воспитания и профессиональной деятельности. Образование ускоряет этот процесс в ходе развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности. Этот факт доказывается исследованиями и образовательной практикой. В образовательном процессе педагоги создают условия и выбирают такие средства и технологии, которые обеспечивают личностный рост обучающихся, развитие их субъектных свойств и проявление индивидуальности.

Национальная система образования РБ и ее нормативно-правовая база.

Образование — процесс, управляемый со стороны государства, общества, ад­министрации и педагогов конкретной образовательной системы, а также частич­но и со стороны родителей учащихся. Однако формы и способы управления у них разные.

В процессе получения образования того или иного типа человек может дости­гать определенного уровня и качества. Говоря об уровне образования, выделяют уровни начального, среднего, неполного высшего и высшего образования. Каж­дый уровень подтверждается государственным документом — свидетельством об окончании начальной или средней школы, справкой о прослушанных курсах в выс­шем учебном заведении или дипломом о высшем образовании.

Начальное образование представляет фундамент, на котором основаны все последующие уровни образования современного человека.

Среднее образование в Беларуси в течение разных исторических эпох и в XX веке не имеет постоянного временного срока и скачет от 9-летнего (1940-50 годы), 10-летнего (1950-67 годы, 1970-91 годы), 11-летнего (1967-72 годы, 1991-98 годы) до 12-летнего (1998 год). В других странах также меняются сроки получения полного среднего образования, и в разных странах они неодинаковые. Среднее образование является обязательным для продолжения образования в высшем учебном заведении.

Общие сведения о системе обр-ия в РБ:

-по отн-ию к гос-ву: государственно-частная система обр-ия.

-по отн-ию к церкви: светская система обр-ия, но допускается взаимодействие с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций бел народа.

-по хар-ру управления: централизованная система образ-ия, носит государственно-общественный хар-р, осуществляется правительством, республиканскими и местными органами управления на основе принципов гласности, демократии.

Нормативно-правовую базу системы обр-ия составляют: 1. Закон РБ «Об образовании»-1991г, 2. Закон РБ «Об общем среднем обр-ии»-2006г, 3. Закон РБ «о высшем обр-ии»-2007г, 4. Закон РБ «о профессионально-техническом обр-ии»-2003г, 5. Закон РБ «О специальном обр-ии»-2004г, 6. Внесен на рассмотрение Палаты представителей Нац. Собрания РБ проект Кодекса РБ об обр-ии.

Основные принципы гос образовательной политики РБ: светский хар-р; демократический хар-р управления обр-ем; экологическ направленность обр-ия; научность; гуманизм, приоритет общечеловеческих ценностей и прав чел-ка в обр-ии; национально-культурная основа обр-ия; преемственность и непрерывность уровней и ступеней обр-ия; доступность дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего и высшего обр-ия; обязательность общего базового обр-ия; осуществление перехода к обязательному общему среднему обр-ию; приоритетность обр-ия.

Образование: основное (дошкольное, общее базовое, общее среднее, проф-техническое, среднее специальное, высшее, послевузовское) и дополнительное(осуществляется на всех ур-ях основного обр-ия, а также включает внешкольное восп-ие и обучение, повышение квалификации и переподготовку кадров; оно направлено на расширение возможностей в интеллектуальном, эстетич, нравств, физич развитии личн-ти, углубление проф компетентности). Специальное обр-ия осуществляется на всех ур-ях основного обр-ия для детей, имеющих психофизические особенности.

Главная цель обучения и воспитания в РБ – становление и развитие образованной, творческой, национально сознательной, нравственной и физически здоровой личности; передача фундаментальных основ национальной и мировой культуры.

Формы получения обр-ия: 1. В учреждениях обр-ия – в очной (дневной и вечерней) и заочной формах; 2ю самостоятельно. Допускается сочетание различных форм получения обр-ия, а также обучение по индивидуальным учебным планам. Для всех форм получения обр-ия действуют единые образовательные стандарты.

Срок получения общего базового обр-ия – 9 лет, среднего – 11 (4+5+2), продолжительность учебных занятий в учебн году – с 1 сент по 1 июня. 6тидневная школьн неделя – 5 дней рабочая неделя, 6ой – проведение спортивно-массовых, оздоровит, воспитательных мероприятий. Изучение учебн предметов базовой, но есть факультативы.

Наши рекомендации