Программно – методическое обеспечение специального (коррекционного) образования
В детском саду работают 10 групп компенсирующей направленности для детей с различными нарушениями зрения. Прием детей в группы компенсирующей направленности осуществляется на основании решения Окружной психолого-медико-педагогической комиссии, и списков, утвержденных специалистом Восточного окружного управления образования. В группах для детей с нарушением зрения работают опытные воспитатели, педагоги-специалисты: учителя-дефектологи, учитель-логопед, педагог-психолог. В соответствии со спецификой ДОУ образовательная и коррекционно – развивающая деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной, чтения), а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей, в совместной деятельности со взрослым, во взаимодействии с семьями воспитанников. В коррекционной работе используются программы:
1. «Программы специальных (коррекционных) учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программа детского сада .Коррекционная работа в детском саду» под редакцией Л.И.Плаксиной, г.Москва, 2006 г.
Цель коррекционной работы: создание единого коррекционно-развивающего пространства ДОУ, направленного на эффективную комплексную реабилитацию детей с нарушением зрения, социальную адаптацию и интеграцию в общество через решение следующих задач:
1. Осуществление своевременной коррекционной работы.
2. Оказание индивидуально-дифференцированной помощи детям с учетом особенностей зрительного диагноза.
3. Создание оптимальных условий для комплексной психофизической реабилитации детей, индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребенку с учетом возраста, физического развития, зрительных нарушений, сопутствующих заболеваний, уровня физической подготовленности.
4. Ослабление тенденции ухудшения здоровья, достижение оптимального уровня физического развития для каждого ребенка.
5. Разработка организационных педагогических рекомендаций по оптимизации коррекционно-развивающей среды физкультурного зала и групповых помещений. 6. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах сохранения, укрепления здоровья, коррекции нарушенных зрительных функций с учетом рекомендаций медицинских работников по индивидуальным особенностям и возможностям детей, по показаниям и противопоказаниям к той или иной деятельности. 7. Повышение двигательной активности детей, используя малые организованные формы, с применением авторских коррекционных пособий. 8. Создание здоровьесберегающей, физкультурной коррекционно-развивающей среды в группах; 9. Выделение в групповых помещениях микроцентров, соответствующих основным направлениям профилактики и коррекции зрительных нарушений.
ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА Тифлопедагоги осуществляют коррекционную работу в учебно-воспитательном процессе, учитывая рекомендации врача-ортоптиста. После проведения диагностики зрительного восприятия, тифлопедагогами выделяются подгруппы детей для коррекционной работы с учётом режима зрительных нагрузок и зрительных нарушений. Детям, нуждающимся в дополнительных коррекционных занятиях (инвалиды по зрению, дети с низким уровнем развития познавательных процессов, и с детьми с задержкой психического развития) определяется количество и время проведения индивидуальных занятий и разрабатывается индивидуальный план развития. Тифлопедагоги проводят специальные виды занятий, которые определены современной тифлопсихологией и тифлопедагогикой,на которых решаются следующие задачи: - расширение и коррекция предметных представлений и способов обследования предметов через расширение и углубление знаний о предметах окружающего мира; учат их зрительно анализировать части предмета, видеть общее и отличное между предметами одного вида; - формирование системы сенсорных эталонов, расширение и углубление знаний о свойствах и качествах предметов; - Значительная роль в коррекционно-воспитательной работе отводится рассматриванию и разбору сюжетных картинок, иллюстраций к детской художественной литературе. Это дает возможность формировать умение воспринимать сюжетное изображение и обогащать представления детей об окружающем мире, что оказывает положительное влияние на всю аналитико-синтетическую деятельность, развитие восприятия глубины пространства, обучают детей использовать накопленный зрительный опыт при восприятии предметного мира, большого, свободного пространства (занятия проводятся в коррекционном зале согласно графику) развитие способности ориентироваться в пространстве посредством освоения пространственных представлений. - развитие зрительного восприятия как психического познавательного процесса, научение детей использовать свои полученные знания при восприятии окружающего мира.
- развитие зрительного внимания и памяти, образного мышления, т.е. восприятия предмета в целом и в соотношении его частей, умение синтезировать их.
- совершенствование зрительно-моторной координации детей, подключение руки при зрительном восприятии незнакомого или мало знакомого предмета, геометрической формы.
По рекомендации врача, исходя из определённого этапа лечения, ставятся задачи: - плеоптический период - формирование зрительного восприятия посредством раздражений цветом амблиопического глаза ребенка, а также представлений, умений, навыков, определяемых программой по развитию зрительного восприятия. - ортоптический и диплоптичекий периоды - формирование способов восприятия, которые являются основой стереоскопического и бинокулярного зрения. В тетрадях связи с воспитателями тифлопедагог даёт рекомендации и определяет задачи по единым лексическим темам, выделяет игры и упражнения по развитию сенсорных эталонов и формированию пространственной ориентировки. Для ежедневной коррекционной работы воспитателя с детьми предлагаются задания и упражнения для закрепления знаний и умений, приобретённых на занятиях учитетелей-дефектологов. Воспитателями большое внимание уделяется подготовке и проведению занятий, которые проводятся по подгруппам с учётом рекомендаций тифлопедагога, и учётом режима зрительных нагрузок и уровня развития ребенка. На занятиях используются специальные упражнения, способствующие снятию общего утомления, демонстрационный и раздаточный материал подбирается с учетом индивидуальных особенностей нарушения зрения детей. Воспитателями изготовлены наглядные пособия для детей с нарушениями зрения, учитывающие специфику нарушений зрительных функций. Профессиональный функционал учителя-дефектолога Учитель-дефектолог выполняет следующие функции: - Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию зрительных нарушений у воспитанников.
- Обследует воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта.
- Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния воспитанников.
- Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных зрительных функций.
- Работает в тесном контакте с воспитателями и специалистами ДОУ, посещает занятия.
- Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии
- Ведет необходимую документацию.
- Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ.
- Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственного стандарта дошкольного образования.
- Реализует образовательные программы.
- Обеспечивает уровень подготовки воспитанников соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного образования, и несет ответственность за их реализацию.
- Соблюдает права и свободы воспитанников, содержащиеся в Законе Российской Федерации «Об образовании», Конвенции о правах ребенка.
- Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.
- Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы.
- Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).
- Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период воспитательно - образовательного процесса.
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА Среди детей с нарушением зрения больше детей с нарушением речи, так как речь формируется на основе речеслухового, речедвигательного и речезрительного анализаторов. Учителя-логопеды, работая в контакте с врачом-ортоптистом, медсестрой–ортоптисткой, учителем-дефектологом, учитывают несформированность зрительного восприятия. Традиционные методы и приёмы предъявляются в продуманной системе с учетом зрительной патологии. Индивидуально дозируется зрительная нагрузка со сменой видов деятельности, со зрительной гимнастикой. Приобретаемые пособия, игры адаптируются с учетом зрения детей, изготавливаются специальные игры и пособия необходимые для работы по знакомству с цветом, формой, размером, ориентировкой в микропространстве. Профессиональный функционал учителя-логопеда Учитель-логопед в ДОУ выполняет следующие функции: - Проводит углубленное логопедическое обследование воспитанников для определения структуры и степени выраженности имеющегося дефекта. - Комплектует группы для занятий с учетом патологии речи в период с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая.
- Планирует направления и содержание индивидуальной и групповой коррекционной работы в ДОУ, методической работы на учебный год.
- Проводит индивидуальные и групповые занятия с детьми по коррекции выявленных нарушений.
- Использует в своей профессиональной деятельности разнообразные формы, методы, приемы и средства обучения в рамках государственного стандарта дошкольного образования.
- Работает в тесном контакте с педагогами ДОУ, посещает занятия в целях выработки единой направленности работы с детьми.
- Участвует в работе психолого-медико-педагогического консилиума.
- Консультирует педагогов ДОУ родителей (лиц, их заменяющих) по применению методов и приемов оказания помощи воспитанникам, по результатам коррекции.
- Участвует в методических семинарах, педагогических советах, конференциях и других мероприятиях по проблемам оказания логопедической помощи детям, проводит пропаганду логопедических знаний.
Оформляет документацию установленного образца:
- журнал учета детей с нарушениями речи;
- журнал посещаемости логопедических занятий;
- журнал консультаций;
- речевые карты;
- календарно-тематическое планирование;
- поурочное планирование;
- расписание занятий;
- годовой план работы;
- цифровой отчет о работе за год;
- отчет о результатах коррекционной и методической работы за год;
- паспорт логопедического кабинета;
- рабочие тетради по логопедии. -
Предоставляет администрации ДОУ отчет о динамике развития речи воспитанников, имеющих нарушения речи.
- Оформляет документы в пределах своей компетенции для представления ребенка на ПМПК.
- Поддерживает связь с логопедами, психологами специальных дошкольных и образовательных учреждений, ЦПМСС, ЦДК.
- Способствует формированию культуры личности, социализации воспитанников.
- Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. - Несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников во время проведения коррекционных занятий. - Соблюдает правила и нормы охраны труда, санитарные правила и нормы, правила техники безопасности и противопожарной защиты. Обеспечение в ДОУ комплексного подхода к коррекции нарушений в развитии речи у детей дошкольного возраста Устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, объединения усилий всех Специалистов ДОУ, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так психологического и социального характера. Комплексный подход предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и познавательных психических процессов, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом. Необходима совместная работа врача, логопеда, психолога, воспитателя, логоритмиста, музыкального работника, специалиста по физическому воспитанию. Эта работа должна носить согласованный комплексный характер. Активно воздействуя на ребенка специфическими профессиональными средствами, педагоги строят свою работу на основе общих педагогических принципов. При этом, определяя объективно существующие точки соприкосновения различных педагогических областей, каждый педагог осуществляет свою работу не обособлено, а дополняя и углубляя влияние других. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с нарушениями речи, специалисты ДОУ намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательной, интеллектуальной, речевой и социально-эмоциональной сфер развития личности ребенка-дошкольника. Условия эффективности взаимодействия всех специалистов ДОУ в преодолении речевых нарушений у дошкольников Каждый ребенок, имеющий те или иные отклонения в развитии, нуждается в эффективной и скоростной реабилитации, которая позволяет ему максимально быстро преодолеть нарушения развития. Ребенок должен справиться со своими трудностями в максимально короткие сроки, чтобы «догнать» детей, не имеющих отклонений в развитии. Это возможно лишь при условии формирования в ДОУ вокруг каждого такого ребенка единого коррекционно-развивающего пространства, поддерживать которое призваны не только специалисты и воспитатели групп, но и в равной степени все взрослые, окружающие его в повседневной жизни и влияющие на его развитие: медицинский персонал, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, семья. Но всего лишь задействовать в коррекционно-образовательной работе все перечисленные силы мало. Самое главное - довести до каждого из звеньев этой цепи смысл предстоящей работы. А заключается он в следующем: 1. Необходимо, чтобы все взрослые, окружающие ребенка, четко представляли цель своей деятельности, которая заключается, с одной стороны, в полноценном развитии ребенка, имеющего зрительные нарушения (или какие-либо другие нарушения), а с другой - в слаженном взаимодействии между собой. 2. Каждый из участников процесса формирования коррекционно-образовательного пространства должен не только иметь верные представления о том, каким необходимо быть этому пространству, но и нести ответственность за свой отрезок этого пространства и осуществлять двухстороннюю связь с другими участниками этого процесса. 3. Очень важно, чтобы медицинский и педагогический персонал ДОУ и родители были вооружены необходимым инструментарием для предстоящей работы. Основную часть этого инструментария составляют специальные психолого-педагогические знания, необходимые взрослым для понимания важности и механизмов влияния их на развитие ребенка, и практические умения по оказанию ребенку действенной помощи в коррекции его развития. 4. Не менее важно, чтобы влияние каждого из секторов коррекционно-развивающего пространства ДОУ на развитие ребенка строилось последовательно и постепенно - от простого к сложному; это является залогом успеха всей коррекционной работы. Само формирование общего, единого развивающего пространства происходит поэтапно. Сначала осуществляется два параллельных процесса: становление психолого-медико-педагогического консилиума, взаимодействие узких специалистов детского сада - с одной стороны, и установление взаимодействия с родителями - с другой. Затем осуществляется многостороннее взаимодействие всех участников коррекционно-образовательного процесса. Это длительный и сложный этап.