Словарь-справочник по социальной педагогике
Акцентуация – резкая выраженность черт личности, определяющих индивидуальное своеобразие ее психических проявлений на грани нормы и патологии. Выделяют различные типы акцентуаций характера: гипертимный, циклойдный, лабильный, сензитивный, эпилептоидный, неустойчивый, конформный и до. Они не являются болезнью и не препятствуют общей личностной адаптации, но создают определенный затруднения.
Альтруизм – понятие, обозначающее бескорыстное служение другим людям, способность жертвовать личными интересами для блага других. Альтруизм – противоположность эгоизма.
Аттракция (от лат. Attrahere – привлекать, притягивать) взаимное тяготение людей друг к другу, механизм формирования привязанностей, дружеских чувств, симпатии, любви; возникновение у одного человека чувства привлекательности при восприятии другого. Проявляется как социальная установка на другого.
Аффективное поведение – система эмоционально окрашенных действий человека, для которых характерна высокая степень их интенсивности. Оно во многом определено эмоциональным состоянием субъекта. Основное в аффективном поведении – стремление к немедленному удовлетворению страсти, владеющей индивидом: вожделения, мести, желания снять напряжение. При потере контроля такое поведение перестает быть социальным, человеческим.
Аффилиация(от англ. Affiliate – присоединять) – стремление человека быть в обществе других людей. Особенно такое состояние характерно для человека при возникновении у него тревожности.
Благотворительность– буквально: творить (совершать) благо людям: любовь кого-либо к людям.
Бонтон– хорошие манеры, изысканность в обращении.
Брак– социальный институт, представляющий собой совокупность социальных норм, санкционирующих взаимоотношения мужчины и женщины, а также систему их взаимных обязанностей для функционирования семьи и жизнедеятельности семейной группы. Правовой регламентации подлежит минимальный возраст вступления в брак, перечень юридических оснований для его расторжения и т.д. Нормы брака регистрируются моралью, обычаями и традициями. По процедуре брачной церемонии браки разделяются на гражданский и церковный. Иногда к браку относят так называемый фактический брак, то есть супружеские отношения, не оформленные в установленном законом порядке.
Быт – область повседневной жизни, рассматриваемая как отличная от профессиональной, производственной, официальной деятельности людей. В узком смысле термин употребляется как синоним домашнего быта, но существует и общественный быт, который составляет один из основных компонентов образа жизни. Основные виды: 1) домашний труд и семейное обслуживание; 2) занятия, посвященные детям и семейному общению; 3) досуговое общение с целью отдыха, развлечения, обмена информацией; 4) повседневная культурная жизнь; 5) занятия, посвященные активному физическому развитию и общению с природой; 6) занятия, связанные с удовлетворением физиологических потребностей и уходу за собой. Нормы и ценности быта, их временная и предметно-пространственная структура определяются уровнем развития производственных сил, характером общественных отношений, культурными особенностями, этническими и природно-климатическими факторами.
Великодушие– проявление душевной доброты и щедрости по отношению к малознакомым людям в трудных для них ситуациях. Великодушие – оказание другим людям безвозмездной помощи. Великодушие относится к так называемым «сверхнормативным» поступкам, совершаемым сверх того, что ожидается в данной ситуации. Типичное проявление великодушия в спортивной практике – оказание помощи сопернику, попавшему в беду.
Возрастная периодизация– выделение периодов жизни человека по совокупности анатомо-физиологических и социально-психологических признаков. Принято выделять: младенчество – от момента рождения до 1 года; предшкольный возраст – от 1 года до 3 лет; дошкольный – от 3 до 6 лет; младший школьный возраст – от 6 до 10 лет; отроческий возраст – от 10 до 13 лет; подростковый возраст – от 13 до 15 лет; юношеский – от 15 до 21 года; зрелый возраст – от 21 до 60 лет; пожилой возраст – от 60 до 75 лет; старческий – от 75 до 90 лет; долгожители – 90 лет.
Воспитание– процесс передачи старшими поколениями общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к жизни и труду, необходимому для обеспечения дальнейшего развития общества. Воспитание как категория педагогики употребляется в нескольких значениях: в социальном смысле, когда речь идет о воспитательном воздействии на человека всего общественного строя и окружающей действительности.
Воспитуемость– свойство человека, характеризующее его восприимчивость к воспитательным воздействиям. Воспитуемость связана с пластичностью психики и выступает в качестве одного из субъективных условий успешности процессов воспитания и самовоспитания.
Воспитанность – один из общих эффектов воспитания и самовоспитания. Воспитанность – сложное, интегральное качество человека, характеризующееся степенью сформированности необходимых психологических свойств (черт характера, особенностей мотивационной сферы и т.п.) и привычек, а также уровнем усвоения и реализации в поведении определенных социальных норм и правил в соответствии с общественными ожиданиями и требованиями по отношению к человеку определенного возраста.
Восприятие социальное – восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов: самих себя, других людей, социальных групп, больших социальных общностей. Важной формой восприятия социального является межличностное восприятие – восприятие другого человека. Оно предполагает формирование представлений о мотивах, способностях, установках другого человека, то есть «прочтение» его психологических характеристик на основе восприятия внешних, физических черт. В настоящее время в социальной психологии разработаны специальные методы развития способности к пониманию другого человека, включенные в программы обучения общению (социально-психологического тренинга).
Гендерная роль – набор ожидаемых норм поведения для мужчин и женщин.
Гордость – чувство собственного достоинства, в котором проявляется уважение человека к самому себе. Обычно гордость обусловлена реальными успехами, достижениями, заслугами человека. Это чувство предопределяет поведение людей, предполагая поступки, соответствующие их представлению о себе, и предостерегает от недостойных поступков.
Гражданственность – чувство неразрывной связи с народом, сознание ответственности за безопасность, процветание Родины, ее продвижение по пути исторического прогресса. Гражданственность – высшая ступень развития личности. В детские и школьные годы закладывается ее фундамент, но формирование не заканчивается. Воспитывая россиянина, гражданина своего Отечества, акцент необходимо сделать: – на осознании учащимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему; – сохранение национальной самобытности, поддержание чувства национальной гордости, национального самопознания в сочетании с пониманием места и роли своего народа и страны в развитии мировой культуры; – знание и широкое использование своих гражданских прав и добросовестного выполнения гражданских обязанностей; – ответственность за сохранение духовного, промышленного, научного, культурного потенциала России. В условиях растущего интереса к проблемам возрождения, сохранения и развития этнических традиций, учитывая опасность возникновения националистических тенденций и межнациональной розни, педагогам, касающимся в своей деятельности данной проблематики, ориентиром может служить судьба Петербурга как города, возникшего и закрепившегося в результате сотрудничества разных типов культур, как в этническом, так и в конфессиональном аспекте.
Гуманизация спорта – одно из современных направлений в развитии спорта как социального явления, выражается в широком использовании его возможностей как средства физического и духовного совершенствования человека, оздоровления общества в целом. Гуманизация спорта заложена в принципах Олимпийского движения и проявляется в следующих тенденциях: – гуманистическое обновление сферы спорта, развитие его этических, эстетических и эвристических потенциалов, создание условий для подлинного человеческого общения в этой сфере, гуманного отношения людей между собой, к природе; – реализация посредством спорта общечеловеческих, гуманистических ценностей, привлечение внимания широкой общественности к негативным явлениям в современном спорте.
Гуманизация школьного образования – преобразование педагогической системы, содействующей целостному развитию и позитивной самореализации ребенка, духовному его становлению.
Гуманизм – совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения и право личности на свободное развитие своих творческих сил, провозглашающих принципы равенства, справедливости, человечности отношений между людьми.
Гуманистическая ориентация – реализация в деятельности педагогического коллектива школы целевых установок на целостное развитие и позитивную самореализацию учащихся. Компонентами такой ориентации выступают, с одной стороны, осознание учителями целей гуманистической педагогики, наличие мотивов и инновационной педагогической деятельности и профессиональная компетентность, а с другой, динамика развития педагогической системы во всех ее внутренних и внешних связях, где значимы показатели и параметры самого процесса преобразования, а не только его конечные результаты. В реальной школьной практике проявление этих компонентов может быть сведено к преобразованию уровней педагогической системы (таблица 1).
Таблица 7
Гуманизация на разных уровнях педагогической системы
Школа как: | Основные характеристики |
организационная структура | – расширение педагогической деятельности учителей; – совершенствование компетентности педагогов; – создание системы коллегиальности, профессиональной взаимозависимости и взаимной ответственности между учителями; – интеграция школьной жизни на основе учета способностей и интересов членов школьного сообщества; – активное участие членов школьного сообщества в планировании, подготовке и проведении совместной школьной жизни; – вариативность источников информации и средств учебной деятельности, свободный доступ к ним; – здоровая среда. |
Учебное заведение | – целостное развитие ребенка на основе «экологии» и обогащения детства; – индивидуальный стиль учения и участие личности в совместной учебной деятельности; – содействие осознанному, критическому отношению учащегося к содержанию, ходу учебного процесса и к собственным успехам в учении; – культурологическая интеграция школьного образования; – реализация деятельностного подхода; – усиление валеологического и антропологического аспектов образования. |
Социальный институт | – межличностное взаимодействие, стабильность связей, отсутствие какого-либо насилия; – взаимодействие членов школьного сообщества ориентировано на создание атмосферы: эмоциональной отзывчивости; защищенности, безопасности; эмоциональной отзывчивости; взаимной ответственности; позитивной взаимозависимости; успеха радости, что позволяет каждому ребенку ощущать собственную значимость, осознать собственное достоинство; – сотрудничество в достижении совместных образовательных целей; – сосуществование различных культурных и мировоззренческих установок; – открытость в отношении с общественными институтами, взаимозависимость и сотрудничество. |
Девиантное поведение – система поступков или отдельные поступки человека в зависимости от его возраста, носящие характер отклонения от принятых в обществе норм.
Дезадаптация психическая.Адаптация в широком смысле слова означает приспособление строения функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Решающую роль в успешности адаптации к изменившимся условиям играет функциональное, психическое и моральное состояние человека. Дезатаптация психическая – это нарушение приспособительного поведения индивида в силу действия тех или иных, внешних или внутренних причин, непосильных или несправедливых требований, чрезмерных нагрузок, трудностей и возникающего в ответ несогласия, сопротивления, самозащиты и т.д. Основу дезадаптации психической, как правило, составляет конфликт, а под его влиянием возникает неадекватное реагирование на условия или требования среды в форме тех или иных отклонений в поведении. Чаще всего дезадаптивное поведение формируется постепенно как реакция на систематически, постоянно провоцирующие факторы, справиться с которыми ребенок сам не может. Такое положение может привести к деструктивным формам поведения, вызывающим необратимые изменения в личности (правонарушения, преступления, пьянство и алкоголизм, наркомания, токсикомания, половая распущенность). Нельзя назвать дезадаптивным поведением протест подростка против несправедливости, грубости, жестокости в школе, в семье. Это свойство подростковому возрасту, так как идет процесс становления личности.
Дидактогения детей– негативные изменения в психическом состоянии, а также свойства личности и поведения учащихся, вызванные педагогическими ошибками воспитателя. Дидактогения детей может носить характер задержек психического развития, либо отклонений в психическом развитии и поведении. Есть две разновидности педагогических ошибок: 1) невнимание к ребенку, рождающее его педагогическую запущенность; 2) грубость, бесцеремонность, бестактность в общении с ним, наносящие ему психическую травму. Профилактика – индивидуальный подход к коррекции.
Делинквентное поведение. Четыре проблемы: побеги детей и подростков из дома и бродяжничество, злоупотребление спиртными напитками, аутогрессивное поведение, нанесение татуировок. Дети до 7 лет не уходят из дома, в период с 7 до 9 лет – редко. Это бывает из-за педагогической некомпетентности родителей, а также при стремлении некоторых детей к повышенной коммуникативности. Чаще всего побеги из дома совершают подростки в 10-13 лет. Причина – отсутствие должной заботы родителей, частные сердитые нарекания и брань в их адрес в семье, наказание по пустякам. Противоправные действия детей до 14 лет не влекут за собой для них уголовную ответственность. Отвечают за детей родители или воспитатели. От 14 до 18 лет школьники наказываются в судебной форме только за тяжкие преступления, причем меры пресечения к ним применяются менее строгие, чем по отношению к взрослым. Противоправное поведение чаще всего выражается в агрессивности и присвоении чужого. Агрессивность может проявляться уже в дошкольном возрасте в драках детей из-за игрушек. Агрессия как проявление неприспособленности к социальной среде отчетливо проявляется в возрасте от 10 до 13 лет. Она выражается либо в семейных потасовках при разрешении конфликтов, либо в избиении физически слабых, неуверенных в себе, лишенных родительской защиты учащихся. Агрессивность у юношей обычно отмечается в следующих ситуациях: при противопоставлении себя детям, взрослым или старикам; в конфликтах между отдельными молодежными группами; при регуляции отношений внутри молодежной группы с помощью физической силы. Агрессивность к младшим выражается в насмешках над ними, толчках, подзатыльниках, иногда в отбирании мелких личных вещей и денег. Агрессивность является средством насмешливой и снисходительной демонстрации своего возрастного превосходства и физической силы. Эффективный способ борьбы с этим злом (А.С. Макаренко) – шефство старшего над конкретным младшим. Агрессия старших подростков и юношей по отношению к взрослым часто имеет целью определение границ дозволенного в поведении и носит демонстративный характер. Она может проявиться в нарочитом нарушении тишины, возражениях старшим (нередко в вызывающей и обидной форме), стычках на местах наибольшего скопления взрослой публики, порче общественного имущества. Правильным в таких обстоятельствах будет поведение взрослых, которые поведут с молодыми спокойный, неторопливый и доброжелательный разговор, аргументировано доказывая неправильность их поведения и твердо пресекая возможность обострения ситуации. Агрессия нередко бывает направлена на отдельного взрослого. Чаще это отмечается при криминальном поведении, осуществляемом целой молодежной группой. При перевоспитании правонарушителей требуется выдержка, умение терпеливо и настойчиво объяснить неправильность их взглядов и поведения, переубеждать и открывать для молодежи достойные и увлекательные жизненные перспективы (см. трудные дети).
ДистервегФридрих Адольф Вильгельм (1790-1866) – немецкий педагог-демократ, последователь Песталоцци. Особое внимание уделял народной педагогике. Разделял идеи общечеловеческого воспитания. Основными принципами считал природосообразность, культуросообразность, самодеятельность.
Духовность– индивидуальная выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания; социальной потребности жить и действовать «для других».
Душевность– качество личности, способность проявлять душевное отношение к другому человеку, понимать его. Сочувствие, участие, поддержка без корысти, без «расчета на вознаграждение».
Индивидуальность – уникальное, неповторимое своеобразие личности, совокупность только ей присущих индивидуально-психологических особенностей. Проявляется в специфике темперамента, характера, интересов, интеллекта, потребностей и способностей.
Кризисы развития взрослого человека. Научное понимание вопроса о кризисах развития взрослого человека соотносится с поиском и обретением человеком новых возможностей, соответствующих изменившимся объективным и субъективным обстоятельствам жизнедеятельности. Преодоление кризиса всегда связано с переоценкой своих жизненных ценностей и целей, смысловым новообразованием. Негативной стороной кризиса выступает то, что он часто характеризуется болезненными переживаниями, отказом человека от самообновления, потерей квалификации. Пути прохождения кризиса: 1. Острое прохождение кризиса, когда затрагиваются глубинные, сущностные проблемы, стоящие перед человеком. 2. Спокойное проживание кризиса, когда человек регулярно изменяет себя, идет на самообновление. 3. Уход от разрешения противоречий, от решения проблемы, когда человек уходит от самоопределения, не берет на себя ответственность («вечный ребенок», «прячущийся», «транзит», «интегратор», «наседка», «безмужняя», «карьеристка с отлаженной семейной жизнью»). Отказ от решения проблемы превращает человека из подлинного в функционирующего. В разных научно-теоретических школах приводятся следующие классификации кризисов развития: возрастные, семейные, личностные, кризисы смысла жизни, кризисы творческой личности, событийно-биографические кризисы, профессиональные кризисы.
1.1. Возрастные кризисы
Э. Эриксон определил четыре основные кризиса: 16-23 года – кризис идентификации КТО Я? Поиски и определение своих представлений о будущей жизни, выработка жизненных планов. Могут быть симптомы путаницы ролей – неприкаянности. Кто опознал себя, будет сталкиваться с фактами, противоречащими сложившимся у него представлениям о себе.
28-32 года – кризис коррекции. Прежние планы и представления оказываются не совсем верными, а поведение не приводит к намеченной цели. В этом возрасте часто происходят разводы. Полюсами этой проблемы выступают – близость, с одной стороны, и одиночество, с другой. Уделом может стать одиночество – состояние человека, которому не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться.
37-42 года – кризис середины жизни. Человек, заглядывая вперед, впервые видит конец жизни. Эта стадия характеризуется шкалой: самопоглощенность-общечеловечность. Один интересуется судьбами людей за пределами семейного круга, другой сосредотачивается на себе, своих потребностях и комфорте.
55-60 лет – кризис нравственного смысла жизни. Психосоциальный параметр этого периода заключен между целостностью и безнадежностью. Один испытывает удовлетворение от прожитой жизни, другой видит только упущенные возможности и считает, что переделывать или начинать что-то уже поздно.
1.2. Семейные кризисы. Выделяются в соответствии с этапами социализации человека как члена семьи, с теми новыми задачами и ролями, которые ему необходимо усвоить, чтобы семья могла полноценно развиваться.
I кризис: зачатие, беременность, рождение ребенка. Появляются новые качества: материнство, отцовство. Проблемы восстановления сексуальных отношений, преодоление страха за ребенка – у женщины, отчуждение – у мужчины.
II кризис: семьи с ребенком дошкольного возраста. Нарастание пресыщенности материнства (отцовства) и раздражение по поводу хронической нехватки времени для собственных нужд и личных дел.
III кризис: семьи с ребенком младшего школьного возраста. Обусловлен расширением семейных контактов с внешним миром, опосредованно через ребенка (школа, учителя, сверстники ребенка)
IV кризис: семьи с ребенком подросткового возраста. Ребенок становится совсем не таким, каким его хотели видеть. У него развивается самостоятельность.
V кризис: семьи с ребенком, покидающим дом. Он стал взрослым и уходит в поисках независимости. Родители часто ощущают при этом потерю. Поиск источников обновления семейных взаимоотношений.
VI кризис: семьи со взрослым ребенком, образующим новую семью. Способность или неспособность отказаться от прежней власти над своим ребенком, переосмыслить себя и свои возможности помочь детям.
VII кризис: семьи, сталкивающиеся с проблемами психофизиологических изменений (климакс, снижение потенции у мужчин).
VIII кризис: родители становятся бабушками и дедушками. Новые роли в семейных отношениях. Увеличение количества свободного времени, возможностей творческого его использования.
IХ кризис: постаревшей семьи. Осознание собственного отношения к смерти и одиночеству. Потеря супруга. Плохое здоровье. Мысли о бессмертии души. Иногда обретают веру.
1.3. Личностные кризисы
Существуют кризисы, обусловленные самими качествами личности, ее особенностями и развитием.
1. Кризисы творческой личности.
2. Кризисы личностного роста (экзистенциональный кризис). Потеря смысла жизни, в таком случае, является не только основной причиной самоубийства, но и проблемной ситуацией, в результате преодоления которой человек может проявить сущность своего бытия, обрести смысл жизни. Обнаружить смысл жизни можно тремя путями: – совершая дело (подвиг); – переживая ценности (любовь к другому человеку); – путем страдания, при этом у человека всегда идет выбор – подняться или сломаться.
1.4. Событийно-биографические кризисы
1. Сильная степень: смерть близкого человека, развод.
2. Средняя степень: травма или болезнь, сексуальные проблемы, потеря дома, беременность, брак.
3. Слабая степень: перемена места жительства, уход детей из дома, отпуск и т.д.
1.5. Профессиональные кризисы
Изучаются в связи с экстремальными условиями работы человека, как проблема его адаптации, особенно молодежи, к условиям труда, трудовой социализации и как проблема информационного устаревания, если человек не может повышать свою квалификацию.