Социальная обусловленность воспитания физических качеств
С рождения ребенок наделен соответствующей совокупностью физических потенций, заложенных в него наследственными программами индивидуального развития. В ходе биологического созревания органов и структур организма данные потенции развиваются, определяя различные физические свойства человека. Вместе с тем физические свойства, приобретаемые на основе наследуемых программ, не всегда обеспечивают физическую готовность ребенка к предстоящей трудовой деятельности, что связано с прогрессивно меняющимся характером общественного производства. Как результат социальной необходимости приведения физических свойств в соответствие с характером современного производства организуется направленная подготовка, предусматривающая воспитание физических качеств, отвечающих требованиям предстоящей трудовой деятельности.
Являясь составной частью физического воспитания, воспитание физических качеств содействует решению социально обусловленных задач: всестороннему и гармоничному развитию личности, достижению высокой устойчивости организма к социально-экологическим условиям, повышению адаптивных свойств организма. Включаясь в комплекс педагогических воздействий, направленных на совершенствование физической природы подрастающего поколения, воспитание физических качеств способствует развитию физической и умственной работоспособности, более полной реализации творческих сил человека в интересах общества. Направленность и содержание воспитания физических качеств регламентируются социальными принципами физического воспитания. Выработанные в ходе исторического развития общества принципы раскрывают основы практической деятельности по всестороннему и гармоничному физическому развитию детей (выбору состава средств, методов и форм организации педагогических возденет-
вий). Организующей основой воспитания физических качеств являются социально определенные требования, выраженные в нормативах Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду н обороне». Являясь интегрированным выражением социального заказа, комплекс ГТО определяет поэтапность воспитания физических качеств, задаст уровни их необходимого проявления и формы реализации в различные возрастные периоды.
Таким образом социальная обусловленность воспитания физических качеств проявляется:
— в удовлетворении потребностей общества в физически все
сторонне развитых гражданах, наделенных высоким уровнем фи
зических качеств и обладающих функциональной готовностью
осуществлять трудовую деятельность;
— в подчинении социальным принципам физического воспита
ния, задающим направленность и методологическую основу педа
гогического процесса;
— в наличии социально обусловленных требований комплекса
ГТО, регламентирующего соответствие уровня физических качеств
социальным запросам.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ
В теории коммунистического воспитания выделяются социальные, психические и физические качества личности, которые воспитываются в строгом единстве всеми видами воспитания {умственным, физическим, трудовым и пр.). Вместе с тем каждый вид воспитания имеет свою предметную направленность, где содержание педагогических воздействий акцентируется преимущественно на воспитание определенных качеств. Любые качества личности базируются на ведущих функциях человека, представляющих в своей основе взаимодействие морфологических, физиологических, биохимических и психических процессов соответствующих органов и структур организма. Характер взаимодействия этих процессов, соотношение их активности и соподчиненпости определяют свойства человека, его личностные особенности.
Под физическими качествами понимают определенные социально обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека, выражающих его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность.
К числу основных физических качеств, обеспечивающих все многообразие решения двигательных задач, относят физическую силу, физическую выносливость, физическую быстроту и физическую ловкость.
Физические качества характеризуются общими и специальными компонентами. Общие присущи большинству физических качеств, а специальные обусловливают специфичность каждого из них.
Общие компоненты выделяют по признакам механической работы, которая совершается при выполнении любого дви-
гательпого действия. Поскольку двигательные действия, с помощью которых решаются двигательные задачи, могут выполняться в меняющихся режимах и условиях внешней и внутренней среды организма, то это будет сказываться на характеристиках механической работы, а следовательно, и на особенностях проявления физических качеств в целом. Среди общих компонентов физических качеств выделяются такие, как работа мышц по перемещению тела и его звеньев, воздействия на внешние объекты посредством мышечных напряжений, обеспечение работающих мышц энергией, доставка и утилизация продуктов энергообмена. К общим компонентам физических качеств относят также особенности проявления воли, смелости, организованности и др. Последние представляют собой психические свойства человека, которые повышают эффект реализации физиологических возможностей в изменяющихся условиях решения двигательных задач. Наличие общих компонентов дает основание измерять все физические качества единым измерителем: либо в единицах механической работы (кГм), либо в единицах затрат энергии на совершенную механическую работу (ккал).
Выделение специальных компонентов обусловлено проявлением конкретных свойств человека, определяемых содержанием двигательной задачи. Условия решения двигательной задачи или группы соответствующих задач обусловливают специфичность состава и характер взаимодействия органов и структур организма, их соподчиненность и активность. Проявление особенностей этого взаимодействия есть суть отражения специальных компонентов физических качеств, суть отличия одних качеств от других. На основе специальных компонентов дифференцируют измерители для каждого физического качества. Так, например, качество выносливости измеряется предельным временем работы, качество силы — массой перемещаемых объектов, быстроты — количеством движений в единицу времени и т. п.
В физическом воспитании пользуются также терминами «■двигательные» и «психомоторные» качества. Оба термина не подменяют собой понятия «физические качества». Они только усиливают представления о единстве психических и биологических процессов в целостной личности, их взаимообусловленность в решении двигательных задач. Термином «двигательные качества» пользуются тогда, когда эффективность решения двигательной задачи связывают с биологическими свойствами человека, с функциональными возможностями его органов и структур. Термином «психомоторные качества» пользуются при выделении ведущей роли психических свойств человека в решении двигательной задачи.
Физические качества как качества личности, характеризуя функциональное состояние внутренней природы человека, воспитываются в процессе двигательной деятельности. Под воспитанием физических качеств понимается педагогический процесс формирования определенных совокупностей биологических и
психических свойств человека, выражающих его физическую готовность к активному труду и защите Родины. Сущность педагогического процесса по воспитанию физических качеств исходит из двух взаимосвязанных закономерностей: во-первых, внешние воздействия (объективное) при определенных условиях становятся достоянием природы человека (субъективное), т. е. закрепляются в количественных и качественных функциональных изменениях органов и структур организма; во-вторых, единство биологических и психических процессов позволяет через направленные физиологические изменения в организме влиять на психические состояния человека с последующим их переводом в область сознания с тем, чтобы выразиться в результатах дальнейшей деятельности. Направленное управление переводом в сознание единства биологических и психических функциональных изменении, достигаемых а процессе двигательной деятельности, приведение их к уровню социально значимых свойств личности н составляет суть педагогически организованного воспитания физических качеств.
Воспитание физических качеств осуществляется для содействия всестороннему и гармоничному развитию личности. В соответствии с этим под всесторонностью воспитания физических качеств понимается достижение их многообразия, основанного на единстве биологических и психических свойств человека, а под г а р мои и ч ностью — достижение соразмерности максимальных функциональных возможностей отдельных органов и структур организма, определяющих эти свойства. В таком понимании всесторонность представляет собой качественную характеристику педагогического процесса, а гармоничность — количественную.
Материальной основой для воспитания физических качеств являются физические способности, которые заложены природой в любом человеке. Вместе с тем в зависимости от педагогического задания проявление физических способностей в конкретном двигательном действии будет различным у каждого индивида: у одних будет высокий результат по темпу движений (характеристика скоростных способностей), у других — по точности движений {характеристика координационных способностей) и т. д. Наблюдаемые различия в результатах выполнения двигательных действий объясняются индивидуальными особенностями взаимодействия функций определенных органов и структур организма, выражающих по своей сути физические способности человека.
Под физическими способностями понимают относительно устойчивые врожденные и приобретенные функциональные особенности органов и структур организма, взаимодействие которых обусловливает эффективность выполнения двигательного действия. Врожденные особенности определяются соответствующими задатками, приобретенные — социально-экологической средой жизнеобитания человека. При этом одна физическая способность может развиваться иа основе разных задатков и, наоборот, на основе одних и тех же задатков могут возникать разные способности.
^
Реализация физических способностей в двигательных действиях выражает характер и уровень развития функциональных возможностей конкретных органов и структур организма. Поэтому отдельно взятая физическая способность не может выразить в полном объеме соответствующее физическое качество. Только относительно постоянная совокупность физических способностей, обеспечивающих решение двигательной задачи, определяет то или иное физическое качество. Например, нельзя судить о выносливости как о физическом качестве человека только по одной способности поддерживать скорость передвижения в режиме субмаксимальной мощности. О данном качестве можно судить лишь тогда, когда совокупность физических способностей обеспечивает длительное поддержание работы при всем многообразии двигательных режимов ее выполнения.
Для выполнения тех или иных двигательных действий необходима определенная мера выраженности соответствующих способностей, позволяющая говорить об их значимости. Причем можно выделить способности, которые занимают ведущую роль в проявлении нескольких физических качеств или только одного. Например, способность быстро и адекватно перестраивать структуру двигательного действия присуща физическим качествам быстроты и ловкости, а способность длительно выдерживать психофункциональные напряжения присуща физическим качествам силы и выносливости. В то же время собственно силовые и скоростио-снло-вые способности характеризуют преимущественно качество силы. Таким образом, одна и та же способность может быть представлена в разных физических качествах, а разные способности могут характеризовать только одно из них.
В связи с тем, что проявление физических способностей зависит как от биологических, так и психических процессов, допускается использование терминов «двигательные» и «психомоторные» способности. С помощью этих терминов конкретизируют приоритетную роль биологических или психических процессов в структуре двигательного действия.
Развитие способностей происходит под действием двух факторов: наследственной программы индивидуального развития организма и социально-экологической его адаптации. Последний фактор создает объективные условия для организации направленного изменения функциональных свойств органов и структур организма, а следовательно, целевого управления развитием физических способностей.
Под развитием физических способностей понимается единство наследственного и педагогически направляемого изменения функциональных возможностей органов и структур организма.
Двигательные действия вызывают функциональную активность соответствующих органов и структур. Закрепляясь количественными и качественными перестройками в организме, функциональная активность в свою очередь находит выражение в том же са-
мом или ином двигательном действии человека. Одно и то же двигательное действие, но выполняемое в разных режимах и условиях, может содействовать развитию не одной, а нескольких физических способностей. В то же время разные действия, но выполняемые в одинаковых режимах и условиях, будут развивать преимущественно одну из них. Например, бег в максимальном темпе на короткие дистанции развивает скоростные способности, а бег на длинные дистанции — способности к выносливости. В свою очередь сгибание и разгибание рук в упоре лежа, метание спортивного ядра или молота развивают силовые способности. Подбор двигательных действий, приведение их режимов и условий выполнения в соответствие с требуемой функциональной активностью тех или иных органов и структур, закрепление этой активности составляют суть развития физических способностей.
Взаимосвязь развития физических способностей и воспитания физических качеств обусловлена не только тем, что физические способности являются материальной основой физических качеств, но и единой направленностью на физическую подготовку человека, на преобразование его физической природы. На фоне подобной общности специфичным для развития физических способностей будет являться направленное воздействие физическими упражнениями на функциональные возможности органов и структур организма, определяющих те или иные психобиологическне свойства человека, а для воспитания физических качеств — приведение этих свойств к уровню социально значимых качеств личности. Первое достигается посредством выполнения разнообразных двигательных действий (движений), а второе — через решение разнообразных двигательных задач.
Изложенные представления о сути физических качеств и физических способностей позволяют заключить:
— в основе воспитания физических качеств лежит развитие
физических способностей. Чем более развиты способности, выра
жающие данное физическое качество, тем более устойчиво оно
проявляется при решении двигательных задач;
— развитие физических способностей обусловливается врож
денными задатками, определяющими индивидуальные возможно
сти функционального развития отдельных органов и структур
организма. Чем более надежно функциональное взаимодействие
органов и структур, тем более устойчиво выражение соответству
ющих физических способностей в двигательных действиях;
— воспитание физических качеств достигается через решение
разнообразных двигательных задач, а развитие физических спо
собностей — через выполнение двигательных действий; возможность
решать многообразные двигательные задачи характеризует всесто
ронность воспитания физических качеств, возможность решать
многообразные двигательные задачи с необходимой функциональ
ной активностью органов и структур организма характеризует
гармоничность воспитания физических качеств.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Воспитание физических качеств осуществляется через направленное развитие ведущих способностей человека, которые разв'и- | ваются на основе определенных закономерностей. Среди этих закономерностей в качестве ведущих выделяют: гетерохронность, этапность, фазность и перенос в развитии способностей.
Гетерохронность (разновременность) развития устанавливает, что в проиессе биологического созревания организ- ^ ма наблюдаются периоды интенсивных количественных и качест- ^ венных изменений отдельных его органов и структур. Если в эти , периоды оказывать педагогические воздействия на опережающие <и в своем развитии органы и структуры, то эффект в развитии соот- (|| встствуюищх физических способностей значительно превысит результат, достигаемый в периоды их относительной стабилизации. Например, способность длительно поддерживать работу в режиме большой интенсивности обусловлена функцией аппарата, продуцирующего энергию. Его производительность, выражающаяся максимальным потреблением кислорода, интенсивно возрастает в возрасте от 7—8 до 9—10 лет. В результате предельное время работы в режиме большей мощности увеличивается в среднем на 50%. Если в этом возрасте воздействовать на развитие аэробных возможностей организма посредством циклических упражнений в диапазоне нагрузок от умеренной до большей мощности (бег, передвижение на лыжах и т. п.), то дополнительный прирост предельного времени работы составит 35—45%- В следующем возрастном периоде, от 9—10 до 11 —12 лет, способность длительно поддерживать режим работы продолжает развиваться, но в большей степени за счет повышения производительности иных систем энергообеспечения. Направленное воздействие в этом возрасте может обеспечить дополнительный прирост времени работы в среднем на 05—75%, но потребует сочетания циклических и ациклических упражнений с диапазоном нагрузок от большой до ■ максимальной интенсивности (бег, прыжки, метание и т. п.). В теории физического воспитания подобные периоды получили название сенситивных (чувствительных) периодов (рис. 5).
Периоды интенсивного развития той или иной физической спо-1 собности у представителей мужского и женского пола не совпадают. Как правило, на момент начала интенсивного развития большинства способностей девушки обгоняют подростков на 1,5— 2 года. В связи с тем, что каждая физическая способность имеет свой сенситивный период, а каждое физическое качество выражается совокупностью соответствующих физических способностей, сен- ] ситнвный период для каждого физического качества определяется по его ведущей способности (группе ведущих способностей).
Этапность развития устанавливает, что по мере выполнения одной и той же нагрузки эффект развития способностей снижается. Чтобы постоянно поддерживать его на высоком уровне, необходимо изменять содержание нагрузки, условия ее выпол-
Возраст
Физические способности
го
со
ш
Собственно
силовые способности
Снорастно- силовые способности
Зона максимальной интенсивности |
\\ |
Зоне |
\\ |
Зона интенсивности |
Простые ноординаии* |
\ |
Равновесие |
о ■с га
а
-о ш
§1
о2
0)
X
га о
Точность
движении
\
Гий«ОСТЬ
\
- мальчики
т
— и мальчики
Рис. 5. Сенситивные периоды развития физических способностей детей
(по А. П. Матвееву}
17 19 УРОКОВ |
Рис. 6. Динамика развития прыгучести у школьников IV класса при исполнении стандартной нагрузки на уроке(по данным С. А. Механошина):
I—этап начального воздействия;
II — этап углубленного воздействия;
III — этап несоответствия нагрузки функциональным возможностям
нения. Развитие физических способностей при относительно длительном использовании постоянной нагрузки характеризуется тремя этапами: начального воздействия, углубленного и этапом несоответствия нагрузки возросшим функциональным возможностям организма (рис. 6).
Этапу начального влияния нагрузки свойствен широкий спектр воздействий на организм, когда развитие одной физической способности может сочетаться с развитием других способностей. Для этапа, как правило, характерны неадекватные реакции организма в ответ на выполняемую нагрузку, низкая экономичность механической работы.
Этап углубленного воздействия наступает по мере неоднократного выполнения упражнения с одной и той же нагрузкой. Происходит как бы суммирование направленных воздействий на развиваемую физическую способность, развитие ее отдельных компонентов. Расширяются возможности соответствующих органов и структур, совершенствуется их взаимосогласованность, повышается экономичность работы.
Этап несоответствия нагрузки возросшим функциональным возможностям организма характеризуется снижением или почти отсутствием развивающего эффекта. Для того чтобы повысить эффект воздействия, необходимо изменить содержание нагрузки (увеличить мощность работы, ее продолжительность или условия выполнения упражнения), как бы перевести развитие способности на предыдущие этапы.
Фазность развития устанавливает зависимость эффекта педагогического воздействия от состояния физической работоспособности организма. Во время выполнения двигательного действия выделяются четыре фазы физической работоспособности
исх |
Рис, 7. Работоспособность школьников V класса попоказателям биоэлектрической активности четырехглавой мышцы бедра(по Д. П. Бунрееаой, А. П. Матвееву):
[ — фаза нарастающей работоспособности {«врабатывания»)!
Ч —фаза относительной стабилизации;
III— фаза временного снижения работоспособности;
IV — фазе нарастания работоспособности;
СК — суперкомпенсаторная фаза; Исх — исходный уровень работоспособности
организма: нарастающей работоспособности (врабатывания),относительной стабилизации, временного снижения и повышенной работоспособности (эффект последействия) (рис. 7).
Фаза нарастающей работоспособности (врабатывайся) наблюдается в начале выполнения любого двигательного действия и характеризуется тем, что не все органы л структуры организма, включенные в данное действие, достигают своего необходимого функционального уровня одновременно. Это изменяет направленность педагогического воздействия, не позволяет акцеятированно влиять на развиваемую способность.
Фаза относительной стабилизации определяет готовность органов и структур организма к адекватному восприятию нагрузки. Содержание выполняемого двигательного действия позволяет направленно развивать соответствующие физические способности.
Фаза временного снижения связана с прогрессивно наступающим утомлением и проявляется как во время работы, так и после ее окончания. Она характеризуется тем, что под влиянием нарастающего утомления органы н структуры организма снижают свою активность неодновременно, что позволяет направленно воздействовать ва некоторые из них. Вместе с тем, и это очень важно для практики, развитие отдельных физических способностей (силовых,
РФЗ |
РФ1 |
ИСХ1
Рис, 8. Прирост работоспособности в цикле занятий, приходящихся на фазу повышенной работоспособности:
— нагрузка;
РФ — рабочая фазз;
СК—суперкомпенсаторная фаза;
Исх — исходный уровень работоспособности
Выносливости) наиболее эффективно осуществляется именно на этой фазе работоспособности организма (развитие через утомление).
Фаза повышенной работоспособности наблюдается после выполнения физической нагрузки, когда, организм не только восстанавливает свой израсходованный потенциал, но и существенно увеличивает его, превышая дорабочие величины. Если в фазе повышенной работоспособности оказать повторное воздействие, то происходит поступательное развитие органов и структур организма, а следовательно, развитие соответствующих физических способностей (рис. 8).
Перенос развития устанавливает наличие связи между уровнями развития нескольких физических способностей. Если при развитии какой-либо физической способности один или несколько ее компонентов представлены в структуре другой способности, то последняя будет развиваться, хотя и не столь интенсивно. Перенос в развитии физических способностей может осуществляться как внутри какого-либо качества, так и между отдельными физическими качествами. Если человек в подпиши тяжести повысил уровень силовых способностей, то это отразится на росте ско-ростно-силовых способностей, например в метании гранаты или толкании ядра. Если же человек развил способность выдерживать высокие нервно-эмоциональные нагрузки, то эта способность будет проявляться при реализации нескольких физических качеств.
В практике физического воспитания рассмотренные закономерности реализуются через принципы, регламентирующие методику_ воспитания физических качеств.