Изменение парадигмы образования в гуманистической педагогике
параметры | Парадигма обучения | |
Традиционная (знаниевая) | гуманистическая | |
Цель | Передача ЗУНов, вооружение ЗУНами, упор на приобретение «правильных» знаний, раз и навсегда заданных; подготовка к жизни, социальной роли | Развитие способностей, «научить учиться» образование на протяжении всей жизни |
Интегративная характеристика | Школа памяти | Школа мышления |
Девиз | «Делай, как я», «Я - над Вами» | «Не навреди», «Я - вместе с Вами» |
Учение | Результат, продукт | Процесс, езда в незнаемое |
Характер и стиль взаимодействия | Субъект-объектный: авторитарность, закрытость, монологичность, отсутствие рефлективности | Субъект-субъектный: демократичность, открытость, диалогичность, рефлексия |
Формы организации | Фронтальные, индивидуальные | Групповые, коллективные, индивидуальные |
Методы обучения | Информационные, репродуктивные | Проблемные, рефлексивные, эвристические |
«Формула» обучения | Знания - деятельность репродуктивная | Деятельность, поисковая деятельность, общение |
Способы усвоения | Репродуктивные, заучивание, репродукция | Создание ситуации успеха, поиска, творчества |
Функция носителя | Носитель информации, пропагандист предметно-дисциплинарных знаний, хранитель норм и традиций | Организатор сотрудничества, консультант, помощник, наставник, друг, управленец |
Позиция ученика | Пассивность, слабая стимуляция развития интереса | Активность, наличие четкой мотивации и интереса |
Ведущий принцип | «продавливание» | «выращивание» |
Ориентация | На внешний мир | На внутренний опыт |
Интуиция | Пресекаются попытки интуитивного мышления | Интуитивность поощряется (часть творческого процесса) |
Мышление | Ассиметричное, формальнологическое, дискретное, «левополушарное» | Развитие творческого мышления (обеих полушарий) |
Знание | Абстрактное, «книжное» | Экспериментально-опытное |
Позиция субъекта | Учитель сообщает знания |
Считается, что философия влияет и в значительной степени определяет решения, выборы и альтернативы, с которыми приходится сталкиваться в области образования. Без нее невозможно решать вопросы цели, содержания предметов и их организации, методов и др. В обучении подчеркивается равенство, культурный плюрализм, международные аспекты образования, футуризм. В США, например, 4 философских подхода: перенниализм, эссенциализм, прогрессивизм, реконструкционизм.
Основные дихотомии формулируются следующим образом:
Традиционные подходы | Современные подходы | |
Философия образования | перенниализм, эссенциализм | прогрессивизм, реконструкционизм |
Направленность во времени | Сохранение прошлого | Образование как рост, преобразование наличного опыта; изменение общества; забота о будущем и его подготовка |
Ценности | Фиксированные, абсолютные, объективные, и/или универсальные | Изменчивые, субъективные, и/или относительные |
Образовательный процесс | Обучение как получение инструкций; мышление как дисциплина и наполненность знаниями | Обучение рассматривается как творческое самообразование, активный процесс, в котором обучающийся реконструирует знание |
Интеллектуальные цели | Тренировка ума, акцент на содержании предметов | Умение участвовать в решении проблем и социальной деятельности; учет интересов и потребностей учащихся |
Значение преподаваемых предметов | Предметы ценны сами по себе; некоторые их них более ценны, чем другие, для тренировки ума | Предметы как посредники для тренировки способностей, умений и интеллекта; все предметы имеют одинаковую ценность с точки зрения деятельности, направленной на решение проблем |
Преподавание | Акцент на когнитивное обучение; обучение понимается как приобретение знаний и/или компетентность в тех или иных дисциплинах | Акцент на ценность личности ребенка; обучение как придание смысла опыту и/или активная включенность в реформы |
Подбор учащихся | Гомогенные группы и обучение по способностям | Гетерогенные группы и объединение учащихся различных способностей |
Традиционные подходы | Современные подходы | |
Учитель | Учитель - авторитет в своей области, планирует деятельность, «поставляет» знания, говорит, доминирует на уроке; сократический метод | Учитель - гид в исследовании, планирует деятельность совместно с учащимися, учащиеся обучаются также самостоятельности, от них исходит инициатива в дискуссиях с преподавателем |
Социальные роли | Обучение предполагает руководство, контроль и сдерживание; коллективы всегда важнее | Обучение предполагает возможность индивидуального самовыражения; индивид важнее всего |
Воспитание гражданственности | Когнитивное развитие - главное условие воспитания хорошего гражданина | Хороший гражданин - плод морального и социального развития |
Свобода и демократия | Принятие собственной судьбы, конформность и согласие с властью, знания и дисциплина готовят учащихся к свободе | Акцент на творчество, неконформность и самореализацию; непосредственный опыт демократизации жизни и политического/социальною действия готовит учащихся к свободе |
Отбор или равенство | Отбор при обучении, обучение в той степени, в которой позволяют способности, академические успехи и работа, основанная на заслугах | Равенство в образовании; обучение, дающее более чем один шанс и больше чем равные шансы ущемленным фуппам; образование и рынок труда учитывает неравные способности и накладывает определенные ограничения на индивидуальные достижения таким образом, чтобы мягчить неравенство |
Общество | Акцент на групповые ценности, принятие норм ролей в обществе; кооперативное и конформное поведение; важность общества; индивид подчинен обычаям и традициям общества | Акцент на личностном росте и развитии; вера в способности индивида изменить, перестроить социальное окружение; независимость и самореализация; важность личности, полное раскрытие потенциала личности |
Необходима в философии воспитания и обучения золотая середина. Однобокость может стать источником конфликта. Никакое общество не может полностью предаться какому-либо «изму» или политическому взгляду и остаться демократическим.
Модели образования
Сегодня выбор модели образования осуществляется внутри самой системы путем попыток, перебора возможностей и доминирующих тенденций. При всем многообразии моделей поиск развивается в пределах четырех основных тенденций.
® |
Сохранение структурных качеств советской единой государственной школы и системы,работающей по единым программам, имеющей установленный набор дисциплин, фиксированные нормы оценок и ответов.
«Рыночный» тип образовательной системы,построенной как спектр образовательных услуг для удовлетворения потребностей заказчика в зависимости от его социальных притязаний и финансовых возможностей.
Это ориентация на западную «свободную» школу. Такая школа строит свои образовательные программы по «принципу супермаркета», в идеологии свободного выбора и здоровой конкуренции.
Но Россия не имеет двухвекового опыта капиталистического хозяйства, «капиталистического менталитета», напротив, ее система образования никогда не была сферой производства профессий, но всегда традиционно определялась идеей духовного воспитания, будь то допетровская школа, или просветительская система XVIII века, или советская школа XX века.
Культурологическая модель школы.
Она развивается в русле процессов гуманизации сознания и практики, актуальных для современного мира, грядущего постиндустриального общества с новым уровнем сознания и понимания мира. Оно описывается сегодня в терминах надежды, как гуманный социум, способный гармонизировать отношения личности и государства, оправдать само пребывание человека в природе и культуре, снять экологический кризис, преодолеть опасное отставание духовно-нравственного развития человечества от его технического прогресса.
® |
Культуротворческая модель. Рождается в поиске принципов построения целостного образовательного пространства школы, ориентированной на становление личности ребенка. Освоение опыта мировой культуры строится здесь не в логике предмета, а в гуманистической направленности образования, в процессе культурного самосознания, в прямом соответствии с возрастными характеристиками психофизических и интеллектуальных возможностей и способностей ребенка. Исходный принцип — целостность «картины мира» и человека в нем, образовательное пространство школы есть модель культуры.
После длительного пребывания в режиме принуждения, без инициативы, творчества, сплошной репродуктивной деятельности возродить самостоятельность в человеке нелегко. Здесь может быть полезной когнитивная коррекционная программа «скил - терапия», которую разработал Д. Мейкенбаум на основе общей теории деятельности. Она может быть легко применима в учебном процессе, организованном на основе деятельностно-практического подхода в обучении.