Диалог культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов)
Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих.
Св. писание
Библер Владимир Соломонович (1918 - 2001) - русский советский ученый-философ.
Курганов Сергей Юрьевич (р. ...) – преподаватель гимназии «Очаг», г. Харьков.
Проблема диалога в обучении и воспитании не является новой, однако в ряде технологий она сводится к проблеме общения, актуализации смыслообразующей, рефлексивной и других функций личности. В технологии «Диалог культур» сам диалог предстает не только как средство обучения, а как сущностная характеристика технологии, определяющая и ее цель, и содержание.
В основу технологии «Диалога культур» положены идеи М.М. Бахтина «о культуре как диалоге», идеи «внутренней речи» Л.С. Выготского и положения «философской логики культуры» В.С. Библера.
Диалог как двусторонняя информационная смысловая связь является важнейшей составляющей процесса обучения. Можно выделить внутриличностный диалог (противоречие сознания и эмоций), диалог как речевое общение людей (коммуникативная технология) и диалог культурных смыслов, на котором и строится технология диалога культур.
Классификационные параметры технологии
Уровень и характер применения: общепедагогический.
Философская основа: диалектическая.
Методологический подход: коммуникативный, социокультурный.
Ведущие факторы развития: социогенные + психогенные.
Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная.
Ориентация на личностные сферы и структуры: 1) ЗУН + 2) СУД.
Характер содержания: обучающий, светский, гуманитарный, общеобразовательный, дидактоцентрический.
Вид социально-педагогической деятельности: культурологическая, развивающая.
Тип управления учебно-воспитательным процессом: взаимоуправление, взаимообучение.
Преобладающие методы: объяснительно-иллюстративные + проблемные.
Организационные формы: традиционная классно-урочная с элементами групповой.
Преобладающие средства: вербальные + наглядные + видео + теле- + дистанционные + практические.
Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: педагогика сотрудничества.
Направление модернизации: альтернативное.
Категория объектов: продвинутого уровня.
Целевые ориентации
¶ Формирование диалогического сознания и мышления, освобождение его от плоского рационализма, монофилии культуры.
¶ Обновление предметного содержания, сопряжение в нем различных, не сводимых друг к другу культур, форм деятельности, смысловых спектров.
Концептуальные идеи
v Образование - это вхождение в культуру будущего.
v Диалог, диалогичность есть неотъемлемый компонент внутреннего содержания личности.
v Многоголосье мира («карнавал мироощущения» по Бахтину) существует в индивидуальном сознании в форме внутреннего диалога.
v Диалог есть позитивное содержание свободы личности, так как он отражает полифонический слух по отношению к окружающему миру.
v Диалог – универсальный инструмент понимания.
v Диалог не есть проявление противоречий, а сосуществование и взаимодействие никогда не сводимых в единое целое сознаний.
v Современное мышление строится по схематизму культуры, когда «высшие» достижения человеческого мышления, сознания, бытия вступают в диалогическое общение с предыдущими формами культуры (Античности, Средних веков, Нового времени).
v Диалог как естественная форма человеческой коммуникации и форма организации обучения. В диалоге человек вырабатывает свою собственную позицию, свое собственное «я», удерживая на дистанции позицию и «я» другого. В диалоге человек – сам инициатор своего образовательного движения и сам автор той траектории, которую он простраивает внутри той или иной культурной реальности (скажем, в реальности читаемого «Гамлета» или в реальности живого культурного собеседника).
v Диалог как принцип организации самого содержания науки:
а) диалог - определение самой сути и смысла усваиваемых и творчески формируемых понятий;
б) диалог культур в контексте современной культуры развертывается вокруг основных вопросов бытия, основных точек удивления;
в) диалог в сознании ученика (и учителя) голосов поэта (художника) и теоретика (мыслителя) как основа реального развития творческого (гуманитарного) мышления.