Образование как общечеловеческая ценность
Признание образования в качестве общечеловеческой ценности ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается правом человека на образование, конституционно закрепленное в большинстве стран. Реализация этого права обеспечивается существующими системами образования, различающимися принципами организации, в которых отражаются мировоззренческие и ценностные установки.
Цели образования определяются идейными и ценностными установками, которые провозглашает то или иное сообщество.
В нашей стране долгое время господствовала идеологическая установка на воспитание человека в духе коммунистических идеалов. Эти идеалы были сформулированы в « Моральном кодексе строителя коммунизма». Кардинальные изменения, которые произошли в нашем обществе за последнее время, вызвали определенные затруднения в идейной и ценностной ориентации населения. Прежние ценности утратили свою привлекательность, новые еще не сложились. В правящих кругах, в публицистике заговорили о выработке новой государственной идеологии. Но всякая идеология – это односторонний, социально-заинтересованный подход тех или иных классов и социальных групп к решению общественных проблем, который они стремятся навязать другим в качестве господствующих идейных и ценностных ориентаций.
Вместе с тем в мировой педагогической теории и практике уже давно
сложилось мнение, что воспитательный процесс, образование не должны быть заложниками каких-то коньюктурных ситуаций, находиться в зависимости от того, какие взгляды и убеждения исповедуют
люди, стоящие ныне у власти. Воспитание молодого поколения -
это слишком серьёзное дело. Оно должно базироваться на постоянных, непреходящих идеях и ценностях. Поэтому в качестве идейной основы всей системы образования должны быть выработанные и проверенные многовековой практикой принципы гуманизма.
Гуманизм (от греч. humanus - человеческий, человечный) прежде
всего означает человечность человека: любовь к людям, высокий уровень психологической терпимости, мягкость в человеческих отношениях, уважение к личности и её достоинству. В конечном счёте понятие гуманизм оформляется как система ценностных ориентаций, в центре которых лежит признание человека в качестве высшей ценности. На основе вышеизложенного можно дать следующее определение гуманизма: гуманизм - это совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности.
При такой трактовке гуманизм как определённая система
ценностных ориентаций и установок получает значение общественного идеала. Человек рассматривается как высшая цель общественного развития, в процессе которого обеспечивается создание необходимых условий для полной реализации всех его потенций, достижения гармонии социально-экономической и духовой сфере жизни, наивысшего расцвета конкретной человеческой личности. При этом в современной трактовке гуманизма акцент делается на целостное, универсальное становление человеческой личности. Эта универсальность осмысливается как гармоническое развитие ее интеллектуальных, духовно-нравственных и эстетических потенций.
Таким образом, с позиции гуманизма, конечная цель воспитания и образования состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным
субъектом деятельности, познания и общения, то есть свободным самодеятельным существом, ответственным за всё происходящее
в этом мире. С содержательной стороны реализация принципа гуманизма в учебно- воспитательном процессе означает проявление
общечеловеческих ценностей. В понятии "общечеловеческие ценности" в данном случае вкладывается два дополняющих друг друга
смысла. Во-первых, общечеловеческие ценности - это ценности значимые не для какого-то узкого ограниченного круга людей, а как то ,что имеет значение для всего человечества. Они в той или иной форме присущи всем социальным общностям, социальным группам, народам, хотя не у всех выражены одинаковым образом. Особенности их выражения зависят от особенностей культурно-исторического развития той или иной страны, религиозных традиций, типа цивилизации. Поэтому подход к образованию с позиций общечеловеческих ценностей означает его деидеологизацию, то есть отказ от навязывания позиций, установок, убеждений какой-то определенной социальной группы, акцент на духовно-нравственное, интеллектуальное и эстетическое развитие личности, на основе освоения ею всего культурного богатства, накопленного в истории человечества.
Во-вторых, общечеловеческие ценности - это предельные, исторические и социальные ценности. Выражаясь философским
языком, можно сказать, что это трансцендентные (запредельные) ценности, то есть ценности, которые носят абсолютный характер, вечные ценности. Выражая опыт всего человечества, эти ценности сформулированы в различных религиозно-нравственных системах в виде заповедей: "не убий"; "не укради"; "не прелюбодействуй"; "не сотвори себе кумира"; и т.д. Воспитание молодёжи в духе этих ценностных ориентаций во все века и у всех народов считалось непременным условием её социализации. На эти нравственные установки ориентировались не только верующие, но и не верующие люди.
Следует отметить, что любовь к Родине сама по себе вполне
вписывается в систему гуманистических ценностей. Общечеловеческие установки не следует трактовать как некие космополитические ценности. У каждого народа эти ценности выражаются определённым образом. Это выражение зависит от особенностей культурно-исторического развития той или иной страны, её религиозных традиций, типа цивилизации. Поэтому общечеловеческое всегда реализуется через конкретно-человеческое. А каждый конкретный человек является гражданином конкретного государства, принадлежит к определённой народности, нации. И общечеловеческое начало реализуется в этих конкретных социальных образованиях. Поэтому воспитание человека с общечеловеческих
позиций не противоречит, предполагает его воспитание как
гражданина, патриота своей страны, Отечества. Следовательно,
гуманизм предполагает патриотизм, любовь, к своей Родине, воспитание гражданской ответственности, уважение обычаев и законов своей страны. И ещё одна важная установка содержания воспитательного процесса, вытекающая из принципов гуманизма. Гуманизм предполагает признание данной личности в качестве ценности личности всех других людей, любовь к ним , служение им. Не случайно под термином "гуманизм" изначально понималось "человеколюбие". Поэтому гуманизм не исключает, а предполагает коллективизм, стремление к общности с другими людьми, их взаимную поддержку. Таким образом, содержание воспитательного процесса должно ориентироваться на общечеловеческие ценности, не отбрасывать всё то лучшее ,что имеется в опыте каждой страны, каждого народа, а напротив всемерно актуализировать, развивать этот опыт. В соответствии с этой установкой должны быть скорректированы цели учебно-воспитательного процесса. В нашей стране традиционно в качестве главной цели учебно-воспитательного процесса выдвигалась подготовка высококвалифицированного специалиста, способного с наибольшей эффективностью работать на производстве на благо государства. Гуманистичекий подход требует, чтобы в качестве главной цели учебно-воспитательного процесса должно рассматриваться создание предпосылок для самореализации личности. Гуманизация учебного процесса предполагает формирование учебных планов таким образом, чтобы они максимально учитывали интересы студентов в новых социальных и экономических реальностях, а не интересы тех или иных кафедр, вузов, государства.
И, наконец, гуманистическая ориентация образования может быть реализована только в соответствующих формах учебно-воспитательного процесса (индивидуализация и дифференциация обучения, пробуждение активности и инициативности обучаемых, применение в общении преподавателя и студента принципов педагогики сотрудничества).
2.2. Образование как социокультурный феномен.
Латинский термин «культура» означает взращивание, совершенствование чего-либо. Соответственно, и применительно к человеку это взращивание, совершенствование, формирование его образа.
Принимая во внимание данную трактовку, культура выступает предпосылкой и результатом образования человека.
В процессе образования человек осваивает культурные ценности (историческое наследие искусства, архитектуры).Поскольку достижения познавательного характера представляют собой совокупность материального и духовного достояния человечества, постольку освоение исходных научных положений также является обретением культурных ценностей. Как известно, язык является способом познания окружающего мира и средством коммуникации. Одновременно он выступает в качестве хранителя и выразителя духовной культуры, которая передается от поколения к поколению. Не случайно уровень культуры эпохи (и отдельного человека) определяется отношением к языку. Поэтому одна из миссий образования состоит в том, чтобы сформировать у молодого поколения ответственное отношение к родному и иностранному языкам, к сохранению и обогащению исторических, научных и культурных ценностей
Так как содержание образования черпается и пополняется из наследия культуры и науки, а также из жизни и практики человека, то образование является социокультурным феноменом и выполняет следующие социокультурные функции:
- Образование – это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры.
- Образование – есть практика социализации человека и преемственности поколений.
- Образование является механизмом формирования общественной и духовной жизни человека и отраслью массового духовного производства.
- Образование – процесс трансляции культурно -оформленных образцов человеческой деятельности.
- Образование способствует развитию региональных систем и сохранению национальных традиций.
- Образование является тем социальным институтом, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества.
- Образование выступает в качестве активного ускорителя культурных перемен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке.