Приобщение детей раннего возраста к изобразительной деятельности
Изобразительная деятельность предоставляет детям широкие возможности для экспериментирования с различными материалами. В группе должны быть карандаши, краски, разноцветные мелки, кисти разных размеров, мольберты, бумага, альбомы, пластические материалы. Материал, предоставляемый детям, должен обеспечивать свободу и разнообразие действий, находиться в доступном месте и быть удобным для использования. Так, самым маленьким детям удобнее рисовать толстой кисточкой с короткой ручкой, которой можно делать крупные мазки; детям постарше, у которых более совершенна мелкая моторика, можно предлагать и тонкие кисточки.
Детей раннего возраста нужно познакомить с основными приемами работы с различными материалами. Малышам следует предлагать рисовать не только карандашами, фломастерами, мелками и кистью, но и пальцами, кусочками поролоновой губки, щеточками, «печатками». Ребята могут рисовать на бумаге разных размеров и цветов, на ткани, дощечках и других материалах. Листы бумаги, ватмана можно расположить не только на столе, но и на полу, с тем чтобы дети имели возможность для свободных разнообразных действий, рисуя рядом друг с другом. Один малыш может выбрать для рисования карандаш, другой – мелок, третий – губку, пропитанную краской. В такой ситуации создаются благоприятные условия для налаживания совместной деятельности, подражания действиям друг друга и освоения новых материалов для изобразительной деятельности.
По завершении коллективного рисунка воспитатель может спросить у малышей, что они нарисовали; помочь им увидеть в пятнах и мазках знакомые образы (солнышко, цветок, дождик и т.п.); дорисовать некоторые детали к рисункам детей так, чтобы получился новый образ, например, соединить линиями цветные пятна или добавить несколько пятен, чтобы получилась мышка, домик, человечек и т.п. Можно предложить малышам дорисовать к рисунку педагога какие-либо детали и придумать, что получилось. Хорошим приемом для стимуляции детского воображения является кляксография. Если брызнуть краску а бумагу и сложить лист пополам кляксой внутрь, получится картинка-клякса. Затем можно предложить детям угадать, что получилось, или дорисовать картинку, дав полную свободу фантазии. Для организации индивидуальной и совместной изобразительной деятельности детей воспитатель может использовать заготовки, например, вырезать фигурку тигра, кошки, жирафа и предложить малышам нарисовать на ней полоски и пятна; изобразить на ватмане большую змею и попросить детей разрисовать ее так, как им захочется. Хорошим приемом является примакивание к бумаге поролоновой губки, пропитанной краской, или специальной печатки. Печатками могут служить вырезанные из поролона фигурки, катушки, кусочки овощей и любые подходящие предметы. С помощью приема примакивания дети могут украсить елку разноцветными шарами, яблоню – яблоками или птичками, клумбу – цветами.Воспитатель должен откликаться на просьбы детей нарисовать картинку по их замыслу. В ходе такой деятельности малыши внимательно наблюдают, как взрослый рисует киску, куклу, машинку, домик и пытаются подражать. Обязательно нужно поддерживать инициативу ребенка при создании самостоятельных рисунков по замыслу. В ходе занятий изобразительной деятельностью необходимо побуждать детей к целенаправленному изображению различных предметов, используя игровые и сказочные сюжеты. Например, можно предложить малышам нарисовать разноцветные клубочки для котят, заборчик для петушка, чтобы оградить его от лисы и т.п.Воспитатель должен помогать детям создавать предметные и сюжетные рисунки. Например, взрослый рисует травку и стебли цветов, а детей просит дорисовать головки цветов и солнышко. Пробуждая у детей интерес к лепке из пластилина, глины, теста, следует помогать им создавать и видоизменять простые формы из этих материалов. Вылепленные фигурки малыши могут раскрасить. Для раскрашивания в группе хорошо иметь фигурки из разных материалов (глины, дерева, пластмассы и пр.). В процессе занятий с пластическими материалами дети овладевают разнообразными приемами лепки: раскатывают, скатывают, сплющивают комочки, делают углубления, отщипывают кусочки и прилепляют детали, создавая плоские и объемные формы, разнообразные фигурки. Занятия лепкой можно вплетать вигровые сюжеты, используя изготовленные из пластилина предметы (грибочки для ежика, пирожки для кукол, овощи и фрукты для игры в магазин и т.п.). Детей раннего возраста знакомят с элементарными способамиизготовления аппликаций, коллажей, панно из нескольких элементов с использованием разноцветной бумаги, природного и бросового материала (листьев, веточек, семян, кусочков бумаги, ткани, ваты и пр.). Приобщая детей к изобразительной деятельности, следует поддерживать инициативу ребенка, его стремление что-либо изобразить; предоставлять право выбора материала, средств. Показывая малышам образцы того или иного вида деятельности, взрослый должен предоставить им возможность действовать самостоятельно и не навязывать всей группе одно и то же занятие или игру. При проведении занятий и игр с маленькими детьми лучше комплексно использовать различные виды художественной деятельности, например, рисовать под музыку, лепить персонажей сказок и затем обыгрывать их сюжеты. Очень важно отношение взрослых к продуктам творчества ребенка. Следует поощрять любые попытки творчества малыша, хвалить его, относиться с уважением к тому, что у него получилось. Нельзя забирать умалыша рисунки и поделки без его разрешения, лучше попросить его нарисовать (слепить, наклеить и т.д.)что-нибудь специально для выставки, в подарок педагогу (родителям, другому ребенку). Желательно, чтобы экспонировались все детские работы (а не только самые лучшие). Но предварительно нужно договориться с автором: «Ты хочешь, чтобы твой рисунок был на выставке?» или «Давай поставим твоего пластилинового ежика на выставку, чтобы все видели, как ты хорошо его слепил». Необходимо привлекать внимание детей и родителей к продуктам детского творчества: «Посмотрите, как наши дети рисуют. Вот Петя нарисовалкрасивую рыбку, а Катя изобразила замечательный цветок…» и т.п. Внимательное отношение взрослых к детским работам способствует развитию у ребенка положительного самоощущения, стимулирует творческие проявления, порождает чувство гордости за достижения