Семья: определение и функции
Семья как социальный институт привлекает внимание специалистов различных областей науки. Социология и экономика, демография и медицина, этика, физиология, психология, педагогика – вот далеко не полный перечень наук, объектом которых является та или иная сторона семейной жизни.
В рамках социальной психологии семья рассматривается как малая группа, обладающая интегральными психологическими характеристиками (психологический климат, семейные нормы, интересы и т.п.), имеющая свою композицию, структуру, семейные процессы[139].
Педагогика определяет семью как группу с точки зрения относительно устойчивой совокупности людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и целями[140].
Семья представляет собой сложнейшую подсистему общества, выполняющую разнообразные функции[141]:
– репродуктивная функция – функция продолжения человеческого рода, потребность иметь и растить детей;
– хозяйственно-экономическая функция – ведение общего хозяйства и бюджета, организация материально-бытовых условий на основе распределения семейных ролей и обязанностей, материальное обеспечение и забота о нетрудоспособных;
– организация досуга, рекреационная и психотерапевтическая функция;
– функция первичной социализации – первая социальная группа, влияющая на формирование личности ребенка, постепенное введение ребенка в общество, обучение ребенка социальному опыту, культуре, традициям страны, в которой он родился и живет;
– воспитательная функция – создание условий для формирования личности каждого члена семьи, передача, усвоение и воспроизведение социального, трудового опыта, нравственных норм и духовных ценностей.
М.С. Мацковский дифференцирует функции семьи на общественные и индивидуальные (табл. 4).
Таблица 4
Классификация функций семьи (М.С. Мацковский[142])
Сфера семейной деятельности | Общественные функции | Индивидуальные функции |
Репродуктивная | Биологическое воспроизводство общества | Удовлетворение потребности в детях |
Воспитательная | Социализация молодого поколения. Подержание культурной непрерывности общества. | Удовлетворение потребности в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях |
Хозяйственно-бытовая | Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми | Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других |
Экономическая | Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи | Получение материальных средств одними членами семьи от других |
Сфера первичного социального контроля | Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми | Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за недолжное поведение и нарушение моральных норм взаимоотношений между членами семьи |
Сфера духовного общения | Развитие личности членов семьи | Духовное взаимообогащение членов семьи. Укрепление дружеских основ брачного союза |
Социально-статусная | Предоставление определенного социального статуса членам семьи. Воспроизводство социальной структуры | Удовлетворение потребности в социальном положении |
Досуговая | Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга | Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов |
Эмоциональная | Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия | Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребности в личном счастье и любви |
Сексуальная | Сексуальный контроль | Удовлетворение сексуальных потребностей |
Педагогическая наука акцентирует свое внимание на воспитательной функции семьи. По образному и очень меткому выражению философа Н.Я. Соловьева, «семья – воспитательная колыбель человека».
Выделяют три аспекта воспитательной функции семьи:
а) воспитание ребенка, формирование его личности, развитие способностей. Семья выступает посредником между ребенком и обществом, служит передачей ему социального опыта. Через внутрисемейное общение ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности;
б) систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. В каждой семье вырабатывается своя индивидуальная система воспитания, основу которой составляют те или иные ценностные ориентации. Воспитание, начинаясь с первых дней жизни человека, в дальнейшем уже никогда его не покидает. Изменяются только формы воспитания;
в) постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи), побуждающее их к самовоспитанию. Любой процесс воспитания основывается на самовоспитании воспитателей. В человеке заложена потребность передавать свой опыт, свои знания другим людям. Эта потребность побуждает иметь детей, которые нуждаются в опеке, учении. Ребенок в семье – неисчерпаемый источник жизненных импульсов, эмоциональных стимулов для родителей. А желание развить у своего ребенка способности, которые помогут ему безболезненно вступить в новую жизнь, побуждает взрослых к постоянной работе над собой. Не зря многие великие педагоги считали, что семейное воспитание – это, прежде всего, самовоспитание родителей. Очень важно привить ребенку те качества, которыми сам не обладаешь, и «отучить» от таких, которые постоянно демонстрируешь[143].