Причины нарушения здоровья младших школьников и проблемы его сохранения
Введение
Актуальность. Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.
По статистике, более половины выпускников общеобразовательных учреждений уже имеют проблемы со здоровьем. Педиатры по всей стране сходятся во мнении, что избежать этого можно только путем взаимодействия между родителями, педагогами и врачами.
Значительная роль в процессе воспитания подрастающего поколения отводится сотрудничеству семьи и школы. Семья должна оказывать помощь школе в успешном осуществлении Закона об образовании по организации деятельности учащихся. Но на современном этапе мешает социальному воспитанию и школьной адаптации слабое знание родителями основ педагогики. Поэтому в настоящий момент необходимо углублять взаимодействие семьи и школы, повышать ответственность отцов и матерей за воспитание детей, и в первую очередь физическое воспитание. И организовать эту работу должна школа. В связи с этим возрастает значение работы учителя по организации этой деятельности, от которой зависит успех решения многих проблем и вопросов.
Одним из способов формирования взаимодействия семьи и школы является организация семейного досуга. Досуговое пространство для детей – сфера, в которой особенно ярко раскрываются их естественные потребности, специфика интересов и уровень культурного развития. Досуг – это зона основного общения, удовлетворяющая потребности детей в контактах. Досуговая деятельность детей, как социально-педагогическое явление, признана важной сферой их жизнедеятельности, способствующей восстановлению психофизических сил. Нестабильность общества в целом, кризис привычных норм и ценностей в жизни людей, устранение государства от проблем отдыха подрастающего поколения, дифференциация населения по материальным возможностям создали значительные трудности в достойной организации досуга детей.
Важную роль в организации досуговой деятельности детей играет семья. Но в современном обществе, родители чаще заняты карьерой, чем своими детьми, что является причиной "брошенности" детей. К сожалению, родители вовремя не понимают всей серьезности данной проблемы. И в будущем это приводит к возникновению чувства вины перед своими детьми, и внутренней обиды на родителей.
Тема детского досуга широко освещена в исследованиях отечественных педагогов и психологов (H.A. Ветлугиной, Б.Т. Лихачева, Н.П., Сакулиной и др.). Но роль семейного досуга в физическом воспитании детей дошкольного возраста остается мало исследованной, что вызывает потребность в изучении данной темы.
Целью работы являетсявыявление возможностей досуговой деятельности семьи в укреплении физического здоровья младших школьников.
В соответствии с этим определены следующие задачи:
1. Рассмотреть досуговую деятельность семьи с позиций ее воспитательного потенциала;
2. Охарактеризовать причины нарушения здоровья младших школьников и проблемы его сохранения;
3. Изучить возможности сохранения физического здоровья младших школьников через использование воспитательного потенциала досуговой деятельности семьи
4. Провести диагностику физического здоровья младших школьников и воспитательных возможностей досуговой деятельности
5. Разработать мероприятие, направленное на взаимодействие школы и семьи в сохранении и укреплении физического здоровья младших школьников
Объектом исследования является физическое здоровье младших школьников.
Предмет исследования – взаимодействие школы и семьи в сохранении и укреплении физического здоровья младших школьников.
В процессе работы был использован комплекс методов: изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования, анкетирование, тестирование.
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка используемых источников.
Глава 1.Теоретический анализ современных подходов к процессу
Сохранения здоровья младших школьников
Досуговая деятельности семьи с позиций ее воспитательного
Потенциала
Досуг — это часть внерабочего времени, которая остается после непреложных занятий (сон, питание, дорога на работу и обратно, бытовое самообслуживание и т.п.) и расходуется на восстановление и развитие физических и духовных сил человека [9, 54].
Структура досуга: самообразование, приобщение к культуре, т.е. чтение и посещение учреждений культуры, общественная активность, научно-техническое любительское творчество, художественно-эстетическая самодеятельность, занятия с детьми, общение по интересам, пассивный отдых [10, 16].
В часы досуга ребенку намного проще нормировать уважительное отношение к себе, во время досуговой активности можно преодолеть многие личностные недостатки. Досуг помогает сформировать такие качества характера ребенка, как уверенность, инициативность, сдержанность, настойчивость, выносливость, искренность. Если сформировано правильное окружение, досуг может стать важнейшим фактором физического развития ребенка. Занятие любимым делом в часы досуга поддерживает эмоциональное здоровье. Благодаря досугу человек быстро выходит из состояния стресса или мелкого беспокойств, кроме того, ученые полагают, что досуг является важным инструментом в предупреждении умственной отсталости и процессе реабилитации умственно больных детей.
Досуг обладает для ребенка, подростка, юноши особой ценностью: он помогает реализовать человеку лучшее, что у него есть.
Во время организации детского досуга могут быть реализованы самые разные функции.
Для определения функций детского досуга базой становятся его характерологические особенности. Творческая самореализация личности ребенка, юноши или подростка, актуализация задатков, заложенных в человеке на генетическом уровне, реализация способностей, сформированных в процессе социальной деятельности, лучше всего осуществляется во время досуга, сущность которого составляет свободная творческая деятельность.
Детский досуг представляет собой своеобразную зону «невмешательства», которая столь необходима для оценки собственного «Я», для самопроверки. Для детей, подростков, юношества досуг – область, в которой моно выступать в новых социальных ролях, которые сильно отличаются от семейных и школьных. Эти новые роли легко раскрывают острую потребность юношества в независимости, свободе, самовыражении, активной деятельности [7, 10].
Досуг представляет собой зону активного общения, которая способна удовлетворить потребности детей, юношества, подростков в контактах. Например, такие досуговые формы, как объединения по интересам, массовые праздники, игровые программы и т.п. – благоприятная почва для осознания себя самого, своих интересов, качеств, недостатков и достоинств в сравнении с остальными людьми. Дети могут оценивать себя в соответствии с социально принятыми эталонами и критериями, т.к. самосознание – процесс социальный, который по своему содержанию и сути невозможен вне процесса общения. В условиях досуга могут сформироваться общности, которые позволяют детям, подросткам, юношам выступать в самых разных социальных амплуа.
В ходе коллективного провождения досуга происходит укрепление чувства товарищества, возрастает уровень консолидации, стимулируется трудовая активность, усваиваются нормы поведения в обществе, вырабатывается активная жизненная позиция [1, 92].
Досуговой время оказывает неоценимое влияние на познавательную деятельность детей, подростков и юношества. Во время досуга происходит узнавание нового материала. Ребенок расширяет свой кругозор в самых разнообразных областях знаний, постигает процесс технического творчества, знакомится с историей спортивных состязаний. У школьника значительно повышается эффективность усвоения школьной программы, он изучает различные формы досуговой деятельности [18, 18].
Жизнь современных молодых людей предельно насыщена. Она подчиняется строгому регламенту и требует отдачи большого количества физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне досуг детей осуществляется в основном на фоне игровой деятельности. Это помогает снять излишки накопившегося напряжения, особенно в процессе занятий художественным и техническим творчеством, спортом, туризмом, коллекционированием и т.п.
Надо отметить, что стремление к получению удовольствия, заложенное в человеке от природы, в основном реализуется именно в сфере досуга.
Досуговые занятия детей и юношества весьма разнообразны по своему содержанию, форме и эмоциональной насыщенности. Эти качества вызывают резонанс ответных эмоций в их душе. Таким образом, в кругу друзей, знакомых, в семье, классе, порождается общение, заданное досуговым мероприятием на тему увиденного, услышанного или совершенного. В результате молодой человек реализует виды деятельности, которые самостоятельно никогда не совершил бы, не будь побуждений извне. Другими словами, детский досуг предполагает прокреативную функцию [14, 81].
Таким образом, досуг выступает в качестве средства, реализующего самые разнообразные задачи.
Становление и развитие человека начинается в семье. Семья— это то первое социальное окружение, в котором человек усваивает основные нравственные ценности, получает первичные знания и обретает умения и навыки деятельности и общения, с которыми входит в мир.
Культура семейного досуга несомненно зависит от культуры родителей, от того, как и чем они заполняют свое свободное время. Если у родителей есть какие-либо увлечения, то дети охотно разделяют их. Но это происходит только в том случае, если они оказываются активными участниками увлечения, а не его пассивными наблюдателями. Большое влияние на детей оказывает то, как родители проводят время в кругу своей компании. Если это просто вечеринки с застольем, разговорами и анекдотами, то они не вызывают особого интереса. К тому же в таких компаниях детей не допускают к столу. Но если родительская компания устраивает игры, театрализует встречи, соответственно их оформляет и наполняет творчеством, то это откладывает отпечаток и на детское групповое проведение досуга.
Наступает такое время, когда день рождения ребенка устраивается не для родителей, а для него самого. Ему предоставляется право пригласить своих друзей, угощение готовится для них. Если ребенок на опыте родителей представляет, чем может быть заполнен этот день, то он сам будет предлагать способы его проведения, просить родителей помочь и т.д. Проведение первого дня рождения ребенка в кругу его друзей — это его первый урок групповой досуговой деятельности. И если родители подойдут к нему осознанно, то они смогут решить множество воспитательных задач. Среди них такие, как формирование умений быть организатором, знающим как подготовить и украсить помещение к празднику, как накрывать и оформлять стол, как встречать гостей и принимать подарки, как вести себя с гостями за столом, как и чем занять их потом, чтобы всем было весело и интересно. В этом, последнем случае следует стремиться к тому, чтобы занятие было общим [17, 6].
В содержание праздника нужно сразу заложить такие игры, которые побуждали бы к творчеству и создавали условия для двигательной активности. Для этого можно обратиться к сборникам игр, а можно и вспомнить те игры, в которые когда-то играли сами взрослые. Будут или не будут интересны эти игры детям, обязательно обсуждается и решается общим семейным советом, первое слово на котором должно принадлежать виновнику торжества.
Следует постоянно расширять визуальный опыт детей, и не только через иллюстрацию в книге, альбом репродукций, телевизионный экран, но и через непосредственное восприятие произведений изобразительного искусства, театральные спектакли, цирковые представления, музейные экспозиции. Каждое яркое впечатление — это толчок к воспроизводству увиденного. После посещения цирка подавляющее большинство детей играет в «цирк»; дети, которых постоянно водят в театр, становятся наиболее активными участниками школьных драмкружков или устраивают со своими сверстниками домашний театр.
Начинать посещение с детьми картинных галерей, спектаклей, музеев нужно как можно раньше. При этом не обязательно обрушивать на них всю массу впечатлений. В первое посещение, например, картинной галереи или выставки достаточно ограничиться одним художником и даже одной картиной, чтобы потом обсудить, привлечь дополнительную информацию. В этом случае можно даже создать своеобразную игру — собирание репродукций тех картин, которые видели. Такая игра может побудить к коллекционированию открыток, спичечных этикеток, марок, посвященных изобразительному искусству. Коллекционирование как вид досуговой деятельности чрезвычайно ценное во многих аспектах занятие. Учитывая детское стремление к собирательству, производители конфет, жевательной резинки специально снабжают их упаковку разного рода сериями картинок, ради которых приобретается их продукция, повышается на нее спрос. Такое коллекционирование тоже имеет право на существование, но значительно ценнее собирательство, основанное не на случайном приобретении, а на целенаправленном поиске.
Коллекция (от лат. collectio — собирание) — систематизированное собрание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т.п. интерес (напр., коллекция картин) [12, 35]. Коллекционирование, даже как временное увлечение, приносит пользу ребенку, так как всякая коллекция неизбежно сопровождается получением в большей или меньшей степени фоновых знаний. Так, например, собирая фотографии артистов, ребенок получает представление о биографии искусства в лицах. Коллекции значков расширяют представление о городах, событиях, странах, которые эти значки символизируют. Задача родителей не только поддерживать подобное увлечение и стимулировать его, но и формировать. Самый действенный способ такого формирования может быть определен как «провокация». Суть его в том, что ребенку периодически подбрасываются предметы будущей коллекции. Наиболее доступными для этой цели являются марки, открытки, значки, спичечные этикетки, брелоки, разные письменные принадлежности, наклейки. Когда их численность превратится из набора случайных предметов в определенную совокупность однотипных, у ребенка, как правило, появится желание эту совокупность увеличить, дополнить.
Нельзя говорить о том, что родители не знают и не понимают того, что детям нужно уделять внимание, проводить с ними время, содержательно его заполнять. Но на практике это внимание часто бывает ограниченным не только (и не столько) из-за нехватки времени, сколько просто из-за неумения, незнания как это делается, что выводит проблему культуры семейного досуга за рамки семьи, рождая необходимость повышения досуговой квалификации родителей как воспитателей, как организаторов детской досуговой деятельности.
В структуре семейного досуга следует выделить еще один аспект, имеющий большой воспитательный потенциал. Речь идет о межличностном общении родителей и детей. В данном случае речь идет не об общении, обслуживающем какую-либо деятельность или ее предмет, а о том, что носит характер произвольной беседы в часы отдыха, прогулок. Любая формирующаяся потребность напрямую или косвенно связывается с потребностью в общении с другим человеком [6, 50]. Для ребенка этим человеком должен быть родитель, так как ребенок всегда испытывает потребность в общении с ним.
Причины нарушения здоровья младших школьников и проблемы его сохранения
Подготовка ребенка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения.
По данным Минздравминпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35–40% имеют хронические заболевания. Количество детей, которые уже в начальных классах оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить программу, колеблется от 20% до 30% от общего числа учащихся [2, 27].
Обнаруженная тенденция к ухудшению здоровья учеников приняла устойчивый характер, можно заметить неблагоприятную динамику по основным показателям здоровья учеников по мере их обучения в учебном заведении. Например, по данным, полученным за последнее десятилетие в разных исследованиях (Э. Н. Вайнер, М. В. Антропова), здоровыми могут считаться всего лишь 5-25% учащихся. В начальной школе здоровыми являются всего лишь 10-12% детей. У 60% первоклассников были обнаружены функциональные нарушения, 21,3% показали отставание биологического возраста от паспортного почти на два года, 45% детей не готовы к обучению и усвоению школьной программы на нейропсихологическом уровне [11, 10].
Плохое здоровье приходящих в школу детей самым негативным образом сказывается на процессе их адаптации к учебным нагрузкам. Это в дальнейшем становится причиной ухудшения здоровья и неуспеваемости. Об этом в своих работах упоминает Э. Н. Вайнер и др.
К моменту окончания начальной школы каждый третий ребенок приобретает нарушение осанки, к шестому классу почти 80% детей приобретают расстройство нервной системы той или иной степени тяжести. К окончанию школы каждый третий ребенок имеет хроническую патологию, половина детей страдает близорукостью, у 30-40% врачи диагностируют сердечнососудистые заболевания. К такому выводу пришла Л. А. Коротаева. Такая ситуация является прямым следствием учебной перегрузки школьников, нарушений требований гигиены и низкого уровня психологических навыков межличностного общения у педагогов (В. И. Бондин). В соответствии с данными НИИ гигиены и профилактики детских заболеваний, почти 90% детей школьного возраста имеют те или иные отклонения физического и психического здоровья [21, 47].
Здоровье ребенка, возможности его социально-психологической адаптации, развитие и нормальный рост в большинстве случаев определяются средой его обитания. Ребенок в возрасте от 6 до 17 лет тесно соприкасается с системой образования, в связи с тем, что более 70% времени своего бодрствования он проводит в образовательных учреждениях. Вместе с тем в этот период происходит самый интенсивный рост и развитие молодого организма, закладываются основы здоровья на всю жизнь, организм ребенка отличается высокой чувствительностью к экзогенным факторам окружающей среды [13, 125].
Данные, полученные специалистами Института возрастной физиологии РАО, свидетельствуют, что школьная образовательная среда продуцирует факторы риска нарушения здоровья. С влиянием этих факторов связывают 20-40% случаев ухудшения здоровья детей школьного возраста. Результаты исследований ИВФ РАО помогли классифицировать школьные факторы риска по мере убывания значимости и силы воздействия на здоровье учеников [21, 54-55]:
1. Стрессовая педагогическая тактика.
2. Несоответствие методики обучения возрастным и функциональным возможностям учащихся.
3. Несоблюдение элементарных гигиенических и физиологических требований к организации учебного процесса.
4. Недостаточная образованность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
5. Недочеты в существующей системе физической культуры.
6. Интенсификация процесса образования.
7. Недостаточная функциональная грамотность педагога в области охраны и укрепления здоровья.
8. Медицинские школьные службы были частично разрушены.
9. В работе по формированию здорового образа жизни отсутствует системный подход.
Можно сделать вывод, что традиционный образовательный процесс создает у учащихся постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к ослаблению механизмов саморегуляции физиологических функций и в значительной мере провоцируют развитие хронических заболеваний. В результате система школьного образования, существующая сегодня, является здоровьезатратной.
Факторами риска в педагогике могут стать условия обучения, учебная нагрузка, а также особенности взаимоотношений в коллективе педагогов. Первый из названных факторов объединяет все практические условия учебного процесса: размеры учебной мебели, освещение, температурный режим, то есть все, что подлежит гигиеническому нормированию. Второй фактор является отражением информационной стороны учебного процесса и организации обучения: распределение видов учебной деятельности на протяжении учебного дня, четверти, года, объем заданий и т.п. Третий фактор помогает обобщить стиль взаимоотношений учителя и ученика, в том числе включая оценку результатов учебной деятельности. Даже небольшие нарушения в системе этих отношений непосредственно отражаются на психическом состоянии учеников и имеют поведенческую основу [2, 77]. Поведение всегда неразрывно связано с культурой и мотивацией, которые формируются в процессе воспитания.
Обязательно следует учитывать, что утомительность урока формируется не только по какой-либо одной причине, например из-за сложности материала или высокой психологической напряженности. Всегда работает определенное сочетание совокупности разных факторов.
Интенсификация процесса обучения проходит по разным направлениям.
Первое направление – увеличение числа учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов и т.д.) По факту, учебная школьная нагрузка, в соответствии с данными Института возрастной физиологии РАО, Научного центра охраны здоровья детей и подростков РАМН, а также нескольких региональных институтов, в ряде учебных заведений, особенно с углубленным изучением предметов, составляет в начальной школе 6,2-7,6 часов в день. Для основной школы этот показатель составляет 7,2-8,3 часа в день, для средней школы – 8,6-9,2 часа в день. Если учесть время на приготовление домашних заданий, рабочий день современного школьника составляет 9-10 часов в начальной школе, от 10 до 12 – в основной и от 13 до 15 – в средней школе. Следует отметить, что серьезное увеличение учебной нагрузки не проходит бесследно. Такие дети чаще обнаруживают нервно-психические нарушения, высокую утомляемость, которая обычно сопровождается иммунными и гормональными дисфункциями. У них ниже сопротивляемость болезням и диагностируется ряд других нарушений.
Вторым вариантом интенсификации учебного процесса является сокращение количества часов при сохранении либо увеличении объема материала. Министерство образования располагает данными, что за время с 1945 по 1998 гг. в начальной школе произошло серьезное уменьшение часов на образовательную область филологии и математики, на 49% и 62% соответственно. Каждому человеку, знакомому с системой обучения и существующими программами (традиционной и развивающей), знакомо следующее: объем учебного материала и его содержание ни одной из областей на протяжении последних 50 лет не уменьшилось. Существенное и довольно резкое сокращение количества часов неминуемо должно было привести к увеличению числа домашних заданий и интенсификации процесса обучения [21, 90].
Чаще всего интенсификация приводит к появлению у учеников состояний переутомления, утомления и усталости. Надо сказать, что переутомление формирует основу для развития острых нарушений здоровья и может спровоцировать развитие хронических заболеваний. Также могут развиться нервные, психосоматические и другие заболевания.
Обычно утомление ученика на уроке вызывается не одной причиной (сложным материалом либо психологической напряженностью), а неким сочетанием, совокупностью разных факторов.
Основные болезни учащихся – это нарушение зрения и осанки, гастриты и неврозы, травмы, респираторные и кишечные инфекционные заболевания. Четверть младших школьников страдает ожирением, десятая часть – недобором веса. Большинство из этих проблем можно избежать, соблюдая режим и правила здорового питания. Научить этому школьников должны взрослые.
Причиной близорукости чаще всего становятся большие нагрузки на глаза, а также наследственность. Родители должны обеспечить ребенку хорошее освещение в рабочей зоне, следить, чтобы он подолгу не сидел за компьютером. Между уроками полезно делать зарядку для глаз – это практикуется во многих школах.
Часто у младших школьников бывают проблемы с желудком. Чтобы избежать их, ребенка нужно с детства приучать к правилам здорового питания. Школьник должен обязательно соблюдать режим, и есть полноценную горячую пищу. Поэтому очень важна школьная организация питания. Например, во всех столичных школах малыши обеспечены горячими завтраками и обедами. Если же в вашей школе этого нет – нужно приготовить здоровый перекус для школьника с собой.
Еще одна «школьная» проблема – нарушенная осанка. Причиной становится неправильная посадка, тяжелые портфели и сумки на одно плечо, а также неразвитой мышечный корсет. Сколиоз особенно опасен для здоровья младшего школьника. Педиатры советуют родителям и учителям следить, чтобы спина у ребенка всегда была ровная, вовремя поправлять его, если он горбиться. А укрепить мышцы помогут занятия спортом.
Физкультура также благотворно скажется на иммунитете. Ведь именно школьники чаще всего болеют сезонными ОРВИ. Также помогут в борьбе с болезнями прогулки на свежем воздухе, мультивитамины и прививки [2, 96].
Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.