Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790–1866)
Дистервег вошел в историю педагогики как «учитель немецких учителей».
Родился в городке Зиген в Вестфалии в семье судебного служащего. Учился сначала в обычной народной, а потом в латинской школе, которые практически не дали ему нужного образования и оставили тяжелые воспоминания о школе: формализм, схоластика, ничтожный круг знаний, подавление интереса. Все это явилось толчком к возбуждению интереса к проблемам школы и педагогике в целом. Вся дальнейшая жизнь и деятельность были посвящены именно этим проблемам. Учеба в Герборнском, Тюбингенском университетах, защита диссертации, практическая деятельность и в качестве домашнего учителя, и в качестве учителя гимназии, и в качестве директора учительских семинарий, редактирование педагогических журналов, публикация собственных работ – все посвящено проблемам образования и подготовке педагогических кадров.
Все педагогические работы Дистервега (а их несколько сот) условно можно разделить на 3 группы.
В I излагаются общие вопросы воспитания («О высшем принципе воспитания», «О природосообразности и культуросообразности в обучении», «Принципы Песталоцци в деле воспитания и образования» и др.)
В работах II группы обосновываются идеи воспитывающего и развивающего обучения («Воспитывающее обучение – обучающее воспитание», «Принцип элементарного обучения», «Дидактический катехизис» и др.)
В работах III группы излагаются размышления об учителе, значении его личности, профессиональных требованиях к нему («О самосознании учителя», «Об учительском образовании» и др.).
Ядро новой школьной системы Дистервег видел в светской народной школе, охватывающей детей от 6 до 14 лет и преемственно связанной с вышестоящими учебными заведениями.
Он видел 2 стороны общечеловеческого воспитания: общая – состоит в том, что школьное образование на первой его ступени не должно зависеть от социальной принадлежности ребенка. Все без исключения должны воспитываться « в широком, высоком и воодушевляющем смысле слова». С другой стороны, нижние ступени любых учебных заведений должны сообщать единые знания и нравственные установки, закладывая тем самым основы общего образования человека в широком смысле слова, что может быть достигнуто только на следующей ступени обучения. Таким образом, трактовка Дистервегом общечеловеческого воспитания ориентировала народную школу на развитие у ее воспитанников таких качеств личности, которые дали бы возможность каждому найти свое место для проявления активности в последующей жизни.
Теория воспитания определялась Дистервегом как «теория возбуждения». Свободное развитие внутреннего потенциала личности и воздействие воспитания – взаимосвязанные звенья единого процесса: без строгого воспитания никто не сделается таким, каким ему следует быть. Свободное развитие требует от воспитателя не применять никакого насилия к ребенку в отношении его природных дарований, насилия, противоречащего человеческой природе.
Желая помочь учителю в реализации развивающего, природосообразного подхода к организации учебно-воспитательной работы в школе, Дистервег выделял 3 ступени возрастного развития детей школьного возраста.
I – дети от 6 до 9 лет. Преобладает физическая деятельность, сенсорное восприятие, повышенная резвость, склонность к игровой деятельности, к фантазии и любовь к сказкам.
Первостепенным на этой стадии является руководство чувственным познанием, упражнение чувств.
II – от 9 до 14 лет. Отличаются развитием памяти, накоплением представлений. В этот период у детей проявляются начала абстрактного мышления. На протяжении всего II периода должно преобладать учение, которое приводит к выработке прочных умений.
III – от 14 до 16 лет. Это период, когда усиливается деятельность рассудка, который переходит в формирование начал разума. Это время серьезного и свободного самоопределения личности, что проявляется в воодушевлении нравственных идеалов.
Таким образом, основным принципом, на который должен опираться учитель в своей работе – это принцип природосообразности. Обосновывая этот принцип, Дистервег опирается на философский диалектический метод, рассматривая интеллектуальные задатки ребенка не изолированно, а во взаимосвязи. Ребенок в любое время является существом, одаренным различными познавательными средствами. И все они в разное время проявляются в различных сочетаниях. В результате он корректировал положение Руссо о «сне разума» ребенка до 12 лет, утверждая, что и в 6 лет он имеет разум, но он занят в этот период другими вещами.
Кроме того, Ф.А.Дистервег возлагал на общество ответственность за создание благоприятных условий для развития личности, для ее образования и воспитания. Исходя из этого, он обосновывал еще один принцип, дополняющий принцип природосообразности. Это принцип культуросообразности. Ребенок не просто «натура» – часть природы, но и выражение определенных социально-исторических условий жизни и соответствующей ей человеческой культуры. Потому, исходя из принципа культуросообразности, в воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек или предстоит ему жить, т.е. культуру в широком смысле слова и в особенности культуру страны, являющейся родиной ученика.
К всеобщим воспитательно–образовательным принципам Дистервег относил и принцип самодеятельности, что соответствует самой природе человека: естественной потребностью ребенка является стремление к познанию, он хочет жить, воспринимать, ощущать, действовать, упражнять свои силы. Соблюдение этого принципа, по мнению Дистервега, должно обеспечить воспитывающий характер обучения, в процессе которого укрепляется дух учеников, развиваются их познавательные и нравственные силы.
Общепедагогические принципы Дистервега стали основой разработанной им дидактики развивающего обучения, изложенной в «Руководстве к образованию немецких учителей».
Дистервег выделил 4 группы дидактических правил, определяющих деятельность школы.
!) правила по отношению к ученику.
Они содержали требования обучать природосообразию, руководствуясь естественными ступенями роста ребенка и его индивидуальными особенностями; обучать наглядно, последовательно и непрерывно; преследовать всегда формальную и материальную цель обучения. Все правила этой группы подчинялись одной идеи: учебно-воспитательная практика должна быть построена в соответствии с психологическими особенностями детского восприятия, спецификой психофизического развития детей.
2).Эта группа касалась изучаемого объекта – предмета преподавания. Они предусматривали распределение учебного материала в соответствии с уровнем развития ученика; раскрытия основ учебного предмета; установление связи между родственными предметами и т.д.
3) Третья группа – касалась внешних условий обучения, места, времени и т.д. Они касались последовательности распределения предметов школьного курса, его связи с жизнью, а также особенностями социокультурной среды.
4). Четвертая группа правил касалась профессиональных качеств учителя, определяющих умственный ход обучения. В их числе выделялось, что преподавание должно быть интересным, энергичным, развивающим и воспитывающим.