Типы, виды и модели воспитания

Воспитание как педагогическое явление определяется как целенаправленная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности. Разработка понятия воспитания привела к выделению и характеристике типов, видов и моделей воспитания.

Типы воспитания связывают с историческими условиями развития цивилизации.

Первый тип воспитания основан на естественном разделении труда и соответствует социокультурной сущности первобытной эпохи.

Второй тип воспитания возник в результате общественного разделения труда, появления имущественного и социального неравенства, повлекших за собой дифференциацию целей воспитания и способов их реализации у разных социальных групп.

Этот тип воспитания представлен в мировой культуре восточным и западным воспитанием. Восточному типу воспитания свойственны жесткие требования относительно выполнения традиционных норм и канонов, ограничение индивидуальной свободы личности, ее самостоятельности, независимости мышления. Западный тип воспитания отличается ценностно-рациональным характером обучения и образования, ориентируется на развитие у личности воли и разума, утверждение в человеке индивидуального и творческого начал.

Вид воспитания отражает содержание воспитательной деятельности. Можно выделить несколько групп видов воспитания.

Одна из групп – это виды воспитания, объединенные в соответствии с направлениями, по которым передается опыт поколений: физическое, эстетическое, умственное, трудовое, нравственное, гражданское воспитание и др.

Можно выделить группу видов воспитания, объединенных по институциональному признаку: дошкольное, школьное, семейное, конфессиональное и др.

Рассмотрение стилей общения позволяет выделить такие виды воспитания, как авторитарное, демократическое, либеральное, попустительское.

В основе формирования модели воспитания лежит та или иная философская концепция. Так появились идеалистическая, социетарная, прагматистская, технократическая, гуманистическая и другие модели воспитания.

Идеалистическая модель предполагает воспитание как создание
такой среды, благодаря которой заложенные в душе вечные и неизменные идеи способствовали бы развитию полноценной личности (Платон, Т. Мор, Т. Кампанелла, Г. Пестапоцци).

Прагматистская модель воспитания направлена на обучение решению реальных проблем и достижению успеха в жизни. Модель рассматривает передачу только полезных, практико-ориентированных знаний. Большое внимание уделяется саморазвитию личности (М. Монтень, Г. Спенсер, Дж. Дьюи).

Социетарная модель воспитания основана на определенной системе ценностей, присущей данной социальной группе или обществу. Все иные ценности признаются ложными (коммунистическая, религиозная, националистическая модели).

Гуманистическая модель воспитания организуется на базе взаимодействия, учета личностных и индивидуальных особенностей воспитанника, принятия его таким, какой он есть, создания атмосферы доверия, поддержки и защиты (Э. Фромм, А. Маслоу).

Технократическая модель воспитания основана на жестком управлении и контроле за воспитанником, технологичной организации воспитательного процесса, его воспроизводимости и получении желаемого результата, прежде всего в поведении. Воспитание понимается как формирование поведения воспитуемого с помощью разработанной системы подкреплений (Б. Скиннер).

Выбор модели воспитания составляет основу реализации воспитания как педагогического явления.

4.2. Цели и задачи воспитания в современных
социально-экономических условиях

Цель воспитания задается обществом, государством или отдельными социальными группами, как, например, в частном или духовном образовании, но и там оно обусловлено социальным заказом.

Общемировые тенденции и установки оказывают в настоящее
время большое влияние на определение государством социального заказа в области воспитания и образования. Так, все страны, которые подписались под Международной декларацией прав ребенка (20 ноября 1959 г.) и под Конвенцией ООН о правах ребенка (20 ноября 1989 г.), не могут не учитывать того, что говорится в этих документах о целях, задачах воспитания и образования. Согласно принципу 10 Международной декларации прав ребенка, он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

В связи с этим приоритетами современного воспитания во всем цивилизованном мире считаются:

· мир (воспитание в духе разоружения и миролюбия);

· человек (воспитание в духе уважения нрав человека, гуманная педагогика, педагогика мира и ненасилия);

· сотрудничество (воспитание в духе взаимодействия и взаимоподдержки, без которых человечество не сможет решить стоящих перед ним глобальных проблем);

· природа (экологическое воспитание в глобальных масштабах
на основе понимания того, что Земля – общий дом человечества).

Сегодня необходима смена приоритетов в системе социально-педагогических ценностей. От концепции, ориентированной на человеческие потребности и их удовлетворение, необходим переход к такому пониманию воспитания, в основе которого лежало бы развитие человека. Главной целью воспитания становится полное раскрытие возможностей и способностей человеческой личности, ее гармоничное развитие.

Наши рекомендации