Личностный подход в воспитании
(В.И.Андреев).
Многочисленные педагогические теории воспитания чаще всего возникают и определяются тем, на какую идеальную модель личности воспитанника они ориентированы. Причем этот идеал чаще всего детерминируется и социально-экономическими потребностями общества, в котором осуществляется сам педагогический процесс.
В условиях перехода страны к рыночной экономике практически нет ни одной сферы жизнедеятельности или производства, которую не надо было бы выводить из кризиса, поэтому все большее внимание привлекает личность творческая, конкурентоспособная, интеллигентная, способная к непрерывному творческому саморазвитию. В условиях личностного подхода или, как часто говорят, личностно-ориентированного воспитания за общий принцип берется некоторая конечная цепь - идеальная модель личности, и все остальные компоненты воспитательной системы, условия ее функционирования и саморазвития проектируются и реализуются с учетом наперед заданного конечного результата. Это не значит, что в рамках других теорий к воспитательных систем личность, ее идеальная модель не учитываются, все дело в том, что в условиях личностно-ориентированного воспитания личность воспитанника выполняет приоритетную, системообразующую роль.
Это не единственный критерий, позволяющий выделить личностно-ориентированный подход в воспитании. Он характерен для таких прогрессивных воспитательных систем, как Вальдорфская школа, школа Селесте на Френе, школа Марии Монтессори и их многочисленных последователей как в России, так и во всем мире. Рассмотрим одну из этих воспитательных систем. Подчеркиваю, воспитательных, так как обучающие функции и возможности этих школ в рамках данного параграфа мы специально рассматривать не будем.
Итак, что характерно для воспитания в условиях Вальдорфской-школы? Первое, что поражает в воспитательной системе Вальдорфских школ, это тo, что в каждом ребенке изначально признается уникальная, неповторимая личность. Личность как тайна, личность как загадка, как часть Вселенной, часть человеческого бытия. Все это направляет педагога-воспитателя на бережное, трепетно-бережное отношение к каждому ребенку, каким бы он ни был, со всеми его достоинствами и недостатками. Изначально задача воспитателя - создать все условия для роста, личностного саморазвития «Я» и, прежде всего, роста духовно-нравственного.
Главное в Вальдорфской педагогике - ориентация на развитие духовности личности и создание условий для ее роста.
Если бросить ретроспективный взгляд на прошлое, то часто будущее ребенка предопределялось тем, в какой семье человек
рождался и развивался (в крестьянской, в семье рабочего или интеллигента).
Семейные традиции и возможности во многом предрешали траекторию как уровня и качества образования и воспитания, так и последующего жизненного пути человека. В Вальдорфской педагог
социальная сфера не играет столь существенной роли, которую
выполняет во многих воспитательных системах. Более того, Вальдорфская педагогика не ставит перед собой утопических целей воспитать человека определенного типа, а сориентирована на здание предпосылок роста и саморазвития личности. И это, как
показал опыт Вальдорфских школ, вполне возможно.
В отличие от Вальдорфской школы, главная идея М.Монтессори
это создание окружающей среды, наиболее благоприятной для развития, индивидуально-личностного роста ребенка.
Особенность системы С.Френе заключается в том, что вся она построена на педагогической импровизации, поэтому дает простор свободы и творчества и учителей, и учащихся. Система С.Френе, технологична, она не терпит заорганизованное, регламентации осуществляя практически личностно—ориентированное воспитание, следует уделять внимание не только возрастным, индивидуальным особенностям воспитанника, но и его эмоциональному состоянию. Проблема учета эмоциональных состояний в процессе воспитания, к сожалению, все еще остается далеко не разработанной проблемой педагогики. Вместе с тем диапазон эмоциональных coстояний (возбужденное, радостное, утомленное, раздраженное, подлинное, угнетенное и т.д.) имеет важное, а порой решающее значение в воспитании личности, в развитии и ее позитивном или, наоборот, негативном поведении.
Что в связи с этим должен знать и иметь в виду учитель-воспитатель?
Во-первых, осуществляя личностно-ориентированный подход в воспитании, необходимо знать, какие психические состояния наиболее характерны для конкретно взятого ученика, воспитанника, таким образом, учет психологических состояний в воспитании самые надежные предпосылки для успеха в различных ситуациях педагогического взаимодействия между воспитателем и воспитанником, задаёт условия для их гармонического сотрудничества и сотворчества.
Для личностно-ориентированного воспитания особенно важно учитывать такие сложные состояния, как конфликтные.
В последние годы в рамках личностно-ориентированного воспитания, как одно из его эффективных и перспективных стратегий разрабатывается ролевой подход. Ролевой подход в воспитании особенно характерен для концепции Н.М.Таланчука, который развивает системно-ролевую модель формирования личности. «Личность, - как подчеркивает Н.М.Таланчук, - это социальная сущность конкретного человека, которая выражается в качестве освоения им системы социальных ролей. От качества такого выполнения зависит синергетизм личности - ее социальная дееспособность»
Так, в условиях семьи человек осваивает культуру семейной жизнедеятельности: сын - ролевые функции сына, а затем отца; дочь -функции дочери, а затем матери. В коллективе человек осваивает коммуникативную культуру, роль лидера или исполнителя, члена трудового коллектива. В процессе социализации, на уровне взаимодействия личности и общества, человек овладевает ролевыми функциями Гражданина своей Родины и даже Гражданина Мира. При этом происходит активное становление «Я-концепции» человека. Его «Я-концепция» обогащается новыми ценностями, смыслами; формируется миропонимание личности, развиваются многообразные ролевые функции человека.
Следует заметить, что в современной педагогической литературе и передовой педагогической практике прослеживается устойчивая тенденция к усилению личностного подхода в воспитании. Это, однако, не означает, что снимаются как неактуальные проблемы воспитания в коллективе и через коллектив. Нет. Многие традиционные проблемы, особенно социализации личности, нельзя решить иначе, как опираясь на силу и воспитательные возможности не столько учителя/сколько коллектива учащихся. Но доминанта личностно-ориентированного воспитания имеет явную тенденцию и в этой ситуации. Но если в советское время воспитание в коллективе и через коллектив часто приводило к тому, что личность нивелировалась, так как воспитывалась для коллектива, то в современных условиях личность воспитанника даже в условиях коллективного воспитания должна получить простор и реальную возможность для проявления своих сущностных сил и способностей.
Обобщая изложенное, сформулируем для учителя несколько конкретных педагогических рекомендаций.
Как осуществлять пичностно-ориентированное воспитание?
(Эвристическое предписание)
1. Полюбить своих учеников - значит не гладить их по голове, а
постоянно настраивать себя на доброжелательно-доверительное
взаимодействие с ними.
2. Стремитесь в любой ситуации понять своего воспитанника, его
цели, мотивы, поступки.
3. Помните, что каждый ваш ученик - это уникальная личность со
своими особенностями, амплитуда которых имеет свойство сильно меняться.
4. Помните, что каждый ученик хоть в чем-то, но талантлив.
5. Если ученик совершил даже самый отвратительный поступок, то дайте ему шанс исправиться. Не будьте к нему злопамятны.
6. Ни в коем случае не сравнивайте детей друг с другом, а ищите в каждом ученике «свои точки роста».
7. Помните, что взаимная любовь с учениками идёт от взаимопонимания, от сотрудничества к сотрудничеству.
8. Ищите и дайте возможность каждому ученику самоутвердиться и самореализоваться.
9. Прогнозируйте, проектируйте, стимулируйте творческое саморазвитие каждого ученика.