Организационно-методическая деятельность

Социально-педагогическая защита прав ребенка.

· Выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети – инвалиды, одаренные дети), опеке, попечительстве;

· защита прав и интересов учащихся (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений и преступлений, Комиссия по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и т.д.);

· защита и индивидуальная работа с учащимися, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых и т.п.

Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося.

· Раннее выявление неблагополучных семей;

· создание банка данных по неполным семьям, имеющим детей с особенностями психофизического развития, опекунским семьям, семьям с приемными детьми и т. д.;

· пропаганда здорового образа жизни в семье как необходимого условия успешной социализации детей и подростков;

· психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для – взаимопонимания в семье;

· духовно-ценностное просвещение;

· содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс;

· организация «круглых столов», семинаров, встреч для родителей, педагогов, учащихся по социально-педагогической проблематике и др.

Социально-педагогическое консультирование.

· Организация и проведение индивидуальных консультаций для учащихся, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях;

· консультирование и специализированная помощь учащимся в профессиональном определении;

· консультирование родителей, педагогов, классных руководителей по разрешению социально-педагогических проблем и др.

Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация.

· Раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся;

· обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учета («группа риска», ПДН УВД, КДНиЗП);

· организация превентивно-профилактической работы с учащимися «группы риска»;

· способствование пропаганде здорового образа жизни;

· повышение уровня правовой грамотности учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения;

· организация реабилитации детей испытывающих различные затруднения в системе разнообразных отношений, которые вызывают дезадаптацию (болезнь, инвалидность, стресс и пр.), а также подростков, вернувшихся из мест лишения свободы, спецучреждений.

Поддержка социально ценной деятельности детей и подростков (возможна в виде волонтерства, проектной деятельности).

· Благотворительные мероприятия для сверстников и нуждающихся;

· благоустройство школьного двора;

· охрана природы;

· проведение игр и творческих занятий с детьми;

· и все, что способствует личностному и профессиональному самоопределению подростка, приобщает его к общечеловеческим ценностям.

Организационно-методическая деятельность.

· Анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности;

· участие в методических объединениях, семинарах, практикумах, педагогических советах по социально-педагогическим проблемам;

· накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике, достижений науки и практики, а также результатов проведенных социально-педагогических исследований.

Подробнее остановлюсь на одном из направлений деятельности «Социально-педагогическое исследование», что является темой нашего сегодняшнего общения.
Социально-педагогическая деятельность начинается с постановки целей и задач, которые необходимо нам решать(Слайд.):

· сформировать у ребенка навыки общения, которые по какой-либо причине у него отсутствуют;

· помочь ребенку адаптироваться в новой среде;

· помочь учителю и ребенку (ребенку и родителям, родителям и учителю) понять друг друга и др.

Цель, в свою очередь, определит содержание деятельности, методы ее реализации и формы организации (индивидуальная, групповая, коллективная), которые взаимосвязаны между собой.

Решение любой проблемы ребенка, требующей вмешательства социального педагога начинается с диагностирования проблемы, которое включает в себя обязательный этап сбора, анализа и систематизации информации, на основании которой может быть сделано то или иное заключение.

Особенностью деятельности социального педагога является то, что учащийся не всегда может сформулировать свою проблему и объяснить из-за чего она возникла (из-за ссоры с друзьями, противостояния с учителем, конфликта с родителями и пр.), поэтому задача наша заключается в том, чтобы самому выяснить обстоятельства возникшей ситуации и «поставить диагноз».

Хочу ознакомить вас с некоторыми методами исследования нашей социальной службы.
Вы все понимаете, что определенное время в нашей деятельности, особенно на начальном этапе, занимает изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности учащихся и социальной микросреды, условий их жизни. В процессе такого изучения выявляются интересы и потребности детей, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, типология семей, их социокультурный и педагогический портрет.

В диагностический инструментарий (Слайд.) мы включаем как социологические, так и психологические методики. Также необходимы всевозможные отчеты, справки, таблицы, документы, медицинские карты учащихся и прочая документация, что всегда имеется в наличии в любом образовательном учреждении.
Из опыта работы мы поняли (Слайд.), что самый распространенный и естественный в работе каждого социального педагога метод наблюдения является эффективным. Он используется для изучения внешних проявлений поведения человека без вмешательства в его действия. В качестве рекомендации, хочу сказать, что социальному педагогу необходимо выработать умение точно наблюдать все аспекты внешних проявлений воспитанника: действия, движения, речь, мимику. Но самое главное – это научиться правильно истолковывать их социальное значение. Систематическая, тщательная фиксация поступков, поведенческих реакций, высказываний может выявить реальные особенности личности и возможные закономерности ее формирования. (Мы ведем тетради наблюдения.)

Важно проводить наблюдение в естественных условиях: в общении, в игре, на уроке и т.д. Если есть необходимость, слова и поступки воспитанника можно записывать. Предпочтительно до начала наблюдения составить план и отметить в нем то, на что нужно обратить особое внимание.
Нередко, как и все мы прибегаем к беседе. Этот метод получения и непосредственной корректировки информации в процессе словесного общения является способом проникновения во внутренний мир личности и дает возможность для понимания ее проблем.

Следующий метод диагностики, который мы используем – это анкетирование – метод сбора информации путем письменного опроса респондентов. По содержанию анкета должна охватывать только определенную проблему.
При составлении анкет используются вопросы:

· о фактах сознания (выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т. п.);

· о фактах поведения (поступки, действия, результаты какой-либо деятельности);

· о социально-демографических аспектах (пол, возраст, образование, профессия, семейное положение);

· об уровне информированности и знаний в какой-либо области (вопросы экзаменационного типа с определенными заданиями, предположительные или игровые ситуации, знание конкретных фактов, событий, имен).

По форме вопросы могут быть:

· закрытыми (приводятся все варианты ответов, из которых респондент выбирает нужный);

· открытыми (не содержащими подсказок и не диктующими вариантов ответа);

· прямыми;

· косвенными.

Следующий метод интервью. При использовании это го метода, мы заранее готовим вопросы каждому конкретному ребенку, подростку. При использовании этого метода применяем разговорный стиль общения; создаем привычную для воспитанника среду обитания; учитываем возможности отвечающего, временной фактор (достаточное количество времени); устраняем влияние третьих лиц.

Тестирование – это метод исследования с использованием стандартизированных заданий. Могут быть использованы тесты развития, графические, ассоциативные и др. Как правило тесты сопровождаются инструкцией по выполнению заданий, ключом расшифровки полученных результатов и правилами их толкования. Этот метод больше используют в своей деятельности педагоги-психологи, но и мы стараемся в своей работе его использовать.

Существует метод анализа документов – один из наиболее используемых методов в социально-педагогической деятельности.

Этот метод позволяет, при необходимости, быстро получить данные о ребенке, однако следует учитывать, что отдельные виды информации быстро устаревают и требуют периодического уточнения.
Наверное, наша школа находится в более выигрышном положении, потому что этот метод используется в компьютерном варианте. Все необходимые данные о ребенке и его семье, успеваемость, посещаемость учащегося, социальный статус семьи и т.д. внесены в программу Net-школа; изменения, дополнения корректируются в системе и постоянно.

Результатом работы социальной службы является:

·

o действенность проводимой профилактической работы по предупреждению безнадзорности и антиобщественным проявлениям среди несовершеннолетних;

o отсутствие повторных правонарушений среди подростков;

o незначительное количество учащихся, состоящих на учете;

o организация досуга учащихся асоциального поведения;

o создание благоприятного микроклимата;

o тесное взаимодействие с семьей.

Диагностика и коррекция – единый процесс, определяющий уровень ЗУН, воспитанности и т.д. Пед. Диагностика (ПД) - это вид деятельности, представляющий собой установление и изучение признаков, характеризующих состояние и результаты процесса обучения, и позволяющий корректировать процесс обучения в целях повышения качества подготовки специалистов. Наука выделяет следующие ее функции: контрольно-корректировочную - получение данных и корректировке процесса воспитания; прогностическую - предвидение, прогнозирование изменений в развитии учащихся в будущем; воспитывающую - в процессе диагностирования и связи с ним педагог имеет возможность оказывать воспитательные воздействия на учащихся. Методы диагностики: наблюдение, анкетирование, беседы, анализ документов и творческих работ учащихся. Компонентом диагностирования является контроль. Контроль - это наблюдение за процессом усвоения зун. Методы контроля: устный контроль осуществляется в процессе устного опроса учащихся. Письменный контроль предполагает выполнение письменных заданий (упражнений, контрольных работ, сочинений, отчетов и т.п.). Машинный контроль экономит время, с помощью контролирующих машин легко установить единые требования к измерению и оцениванию знаний. Тестовый контроль, основным инструментом которого является тест. Мониторинг в образовании - постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. Системы мониторинг разделяют на группы: 1) М связанный с непосредственным накоплением и структуризацией информации. Это системы мониторинга законодательной базы управления образованием, публикаций об образовании и т.д. 2) М развития знаний учащихся, система построена с использованием модели "цель-результат" и учетом характеристик процесса обучения. 3) Системы мониторинга, построенные с использованием модели "вход-выход". В качестве входа рассматриваются характеристики ученика (социально-экономический статус семьи и способности). 4) Системы мониторинга на уровне образовательного учреждения. С их помощью делаются попытки ответить на вопросы об эффективности той или иной технологии обучения, выделить факторы, влияющие на качество обучения, найти примеры связи квалификации педагога и результатов преподавания и т.д.
Для получения положительных изменений в образовании должно быть создано удобное для практического использования диагностическое средство, позволяющее с достаточной достоверностью судить об истинном состоянии объекта. Создание надежных инструментов диагностики качества образования возможно на основе таких технологий оценки, как педагогическая квалиметрия и мониторинг. Мониторинговые методы активно используются как современный подход к анализу качества образования и его комплексных характеристик, способности субъекта или образовательной системы развиваться и совершенствоваться.

Еще не создана устойчивая система классификации различных видов и уровней мониторинга, пока только можно говорить о существовании его локальных систем как в нашей стране, так и в других странах [48, 49, 78, 84, 113, 211, 228, 238]. В большинстве случаев мониторинг качества образования разделяется на два вида: мониторинг качества образовательной деятельности и мониторинг качества учебных достижений обучающихся.

Постоянный мониторинг качества образовательного процесса и его результатов становится особенно актуальным в условиях модернизации всей образовательной системы, развития федеральной системы тестирования и введения единого государственного экзамена. Создание информационных баз данных о состоянии всех элементов системы позволяет проводить различные виды анализа (корреляционный, дисперсионный, факторный, сравнительный, динамический, дидактический и др.) и делать выводы об эффективности функционирования всей образовательной системы, составляющих ее подсистем, выбирать направления и способы управления ими [58, 63].

Образовательный мониторинг рассматривается как метод повышения эффективности управления, исследования реальных параметров и характеристик объектов и субъектов обучения, воспитания и развития, как способ накопления результатов, позволяющий сопоставлять их, анализировать и строить прогноз развития отдельного субъекта образовательного процесса и педагогической системы. Под мониторингом понимается комплекс исследовательских процедур, позволяющих независимыми методами по большому спектру показателей выявлять количественно характер качественных изменений изучаемого объекта за определенный период времени. Выделяются его направления: социологический, педагогический, психологический, валеологический, воспитательный и управленческий.

Педагогический мониторинг включает в себя дидактический и воспитательный. Основные задачи педагогического мониторинга – оценка знаний, умений и навыков (в более широком смысле – учебных достижений) и соотнесение их уровня с заданным эталоном (стандартом) или статистическими нормами. Разносторонняя информация, обеспечиваемая педагогическим мониторингом, способствует повышению уровня взаимодействия между различными субъектами образовательного процесса, создает условия самооценки и самоидентификации, самовоспитания и саморазвития для этих субъектов. В таком случае можно говорить также о комплексном мониторинге, обеспечивающем выявление основных характеристик системы и ее подсистем. В этой связи возникает необходимость педагогическую диагностику рассматривать не только как средство и практику выявления состояния образовательной системы и качества образовательной деятельности, причин ее успехов и неудач, но и как направление исследований, нацеленных на разработку современных средств и методов оценки качества образования.

В деятельности образовательного учреждения результаты педагогического мониторинга являются основой для управленческого мониторинга, так как только на основе педагогически значимой информации возможно целенаправленное управление деятельностью субъектов образовательного процесса и качеством образовательных систем. Можно добавить такие реже встречающиеся понятия, как мониторинг качества учебной подготовки учащихся, мониторинг качества образовательных услуг, мониторинг обучения (наблюдение за состоянием педагогического процесса), мониторинг качества образования и др.

Основными функциями мониторинга в образовании являются интегративная (комплексная), диагностическая, сравнительная (компаративистская), экспертная, информационная, прагматическая, прогностическая. Сами названия достаточно определенно указывают на смысл и значение этих функций. Хорошо организованный мониторинг «вписывается в алгоритм маркетинговых услуг в образовании, обеспечивая информационную стабильность и предотвращая дефицит информации, необходимой для принятия управленческих решений» [147].

С процедурами мониторинга и диагностики тесно связано понятие контроля. Возможность реализации различных видов мониторинга зависит от степени развитости соответствующих систем контроля. Контроль чаще всего ассоциируется с процедурами измерения и оценки результатов учебно–познавательной деятельности обучающихся, а системообразующим звеном всех видов мониторинга является педагогический мониторинг. Поэтому будем иметь в виду, что в комплексный мониторинг качества российского образования могут быть включены обучаемые, обучающие, образовательные учреждения, образовательные системы, а предметом его оценки в первую очередь являются учебные достижения обучающихся как определяемая в результате контроля мера соответствия достигнутого уровня норме – требованиям государственных образовательных стандартов, статистической норме, а также запросам потребителей. Проверка, контроль, измерение уровня достигнутого качества учебных достижений предполагают в основном получение количественной информации, в том числе и о результатах деятельности образовательной системы на основе длительного наблюдения и анализа статистических результатов. На основании такой информации проводятся качественный анализ, формулирование выводов, поиск и принятие управленческих решений по совершенствованию образовательного процесса и условий его осуществления.

Недостатками традиционной системы контроля для организации мониторинга являются стихийность, нерациональное использование способов контроля, отсутствие дидактической направленности, игнорирование характерных особенностей материала предмета и условий работы, отсутствие систематичности, единых средств и критериев оценивания, субъективность, недостаточная разработанность приемов контроля

3. Практическое задание.

Наши рекомендации