Становление педагогики
Тема 1. Педагогика в системе наук о человеке. История становления и развития педагогики
Педагогика в системе наук о человеке. Педагогика как наука. Объект и предмет педагогической науки, ее задачи. Основные категории педагогики. Функции педагогики. Становление педагогики.Образование в мире: история и современность. Развитие педагогических идей о воспитании в Древнем мире и в Средние века. Два подхода к сущности воспитания в античном мире. Развитие образовательных институтов в мировой практике; исторический аспект.
Объект, предмет и функции педагогики
Педагогическая наука обобщает разрозненные факты, явления в области обучения и воспитания, устанавливает причинные связи между ними. Педагогика отвечает на вопросы и объясняет, почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания.
Для определения педагогики как науки важно установить границы её предметной области и ответить на вопрос: что же она изучает?
Есть разные точки зрения: педагогика – междисциплинарная область человеческого знания, прикладная дисциплина, функция, которой состоит в использовании знаний из ряда наук о человеке (физиология, антропология, социология и др.)
В.В. Краевский и др. современные ученые отмечают, что педагогика - это относительно самостоятельная дисциплина, имеющая свой предмет и объект изучения.
Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.
Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах.
А.С. Макаренко писал, что многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это не верно. Объектом исследования научной педагогики является «педагогический факт, явление», при этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.
Функции педагогической науки
Функции педагогической науки обусловлены её предметом. Различают теоретические функции и технологические.
Теоретическая функция реализуется на трех уровнях:
1. Описательно – объяснительный уровень –изучение передового и новаторского педагогического опыта.
2. Диагностический уровень– выявление состояния педагогических явлений успешности и эффективности деятельности педагога, определение оптимальных условий организации педагогического процесса.
3. Прогностический уровень – проведение экспериментального исследования и построение на основе результатов исследования построение моделей обучения.
Технологическая функцияпредлагает также три уровня реализации:
1. Проективный уровень связан с разработкой соответствующих методических материалов (учебных программ, учебников и учебных пособий и т.д.)
2. Преобразовательный уровень направлен на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику.
3. Рефлексивно - корректировочный уровень предполагает выявление оценки влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию научной теории и практической деятельности.
Становление педагогики
Великий чешский педагог Ян Амос Каменский(1592-1670), мыслитель-гуманист, писатель в основу своей педагогической системы положил принципы материалистического сенсуализма. Основные труды: «Великая дидактика», «Открытая дверь языкам», «Материнская школа» и др.
Он был первым, кто основал педагогику как самостоятельную науку и утверждал новый прогрессивный взгляд на учителя. Приведем ряд блестящих аналогий ученого в подтверждении великой миссии учителя – сотворение личности.
Между учителем и садовником, любовно выращивающим растения в саду, учителем и архитектором, который заботливо застраивает зданиями все уголки человеческого существования. Он уподоблял учителя скульптору, тщательно расписывающему и шлифующему умы и души людей. Наконец, он сравнивал учителя с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества.
Великим педагогом России был Константин Дмитриевич Ушинский – отец русских учителей. Созданные им учебники выдержали небывалый в истории тираж. Например, «Родное слово» издавалось 167 раз. Его наследие составляет 11 томов, а педагогические произведения имеют ценность и сегодня.
К.Д. Ушинский (1824- 1870) – русский педагог – демократ, основоположник научной педагогики в России. Основа его педагогической системы – требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. В дидактике обосновал теорию воспитывающего обучения. Основные труды: «Детский мир», «Родное слово», «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».