Мышление как психическая функция
Мышление – это психическая функция, отвечающая за процесс познавательной деятельности в окружающем мире, характеризующийся обобщением и опосредованным отражением действительности.
Мышление является предметом комплексных, междисциплинарных исследований. Основные формы мышления (понятие, суждение, умозаключение) рассматриваются логикой (раздел философии). Социальные науки в мышлении видят историческое развитие в зависимости от социальной структуры различных обществ. Физиология изучает мозговые механизмы, с помощью которых реализуются акты мышления. Кибернетика и информатика рассматривают мышление как информационный процесс. Психология изучает мышление как познавательную деятельность, дифференцируя ее на виды, в зависимости от уровня обобщения и характера используемых средств (новизны, активности и адекватности).
Ранние психологи выделяли мышление из общей психической активности как часть жизненного опыта, как средство взаимодействия с окружающим миром. У. Джемс доказывал, что мышление есть средство, опыт есть мышление, а, значит, его закономерностью являлось представление о том, что опыт и есть средство мышления (общее или абстрактное суждение). В дальнейшем исследователи установили, что мышление не отделимо от памяти, восприятия, воображения, речи, так как вступает в синтез с другими психическими функциями. Признаками мышления являются обобщение (физических или абстрактных предметов) и опосредованность (речевая, моторная, мимическая, деятельностная). При помощи речи мы можем выявить репродуктивность или продуктивность мыслительных процессов. Читать текст – не значит мыслить, заметить опечатку – тоже. Исходным моментом появления мышления является постановка вопроса, выявления проблемы.
Виды мышления:
· наглядно-образное (с применением воображения);
· наглядно-действенное (в любом практическом применении);
· образно-теоретическое (у творческих людей);
· словесно-логическое (теоретическое);
В различных научных источниках можно встретить описание видов мышления. Множество отечественных авторов занимались изучением этой функции. Большой вклад в отечественную психологическую мысль внесли Н.П. Бехтерева, Л.С. Выготский,
Б.Д. Эльконин, В.В.Давыдов и мн. др. В современных источниках можно встретить описание таких видов мышления, как: понятийное, образное, логическое, интуитивное, абстрактное, конструктивное, творческое, практическое (эмпирическое), теоретическое (эвристическое). Некоторые исследователи описывали пары мышления: реалистическое и аутистическое (уход во внутренние переживания); продуктивное и репродуктивное; непроизвольное и произвольное.
Формы мышления:
· суждение – рассуждение;
· умозаключение – вывод;
· анализ – характеристика;
· сравнение – сопоставление – синтез;
· описание – изложение;
· предположение (гипотеза) – прогнозирование (закономерность).
Расстройства мышления:
1. Ментизм – неуправляемый поток мыслей.
2. Обстоятельность мышления – описание бесконечно мелких деталей.
3. Паралогическое мышление (женская логика). В этом состоянии человек объединяет несопоставимые факты или явления, подменяет одни понятия другими.
4. Разорванное мышление – проявляется тогда, когда мыслеформа является не оконченной, человек начинает моделировать новое предложение.
5. Функциональная ригидность мышления – неспособность найти выход из создавшейся ситуации, применять оригинальные решения.
6. Аутизм – глубокое погружение в мир своих личных переживаний.
7. Бред, или интеллектуальная мономания – крайняя степень расстройства.
Интеллект (intellectus (лат.) – разумение, понимание, постижение) – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В зарубежной психологии интеллект понимается как биопсихическая адаптация к различным обстоятельствам жизни (В. Штерн, Ж. Пиаже). Измеряется интеллект при помощи тестовых форм, и базовыми факторами интеллекта могут являться до 120 включений, составляющих интеллект. Отечественные психологи исходят из позиции единства интеллекта и личностного самосознания. При современной оценке интеллектуальных возможностей развития личности исследователи отводят влиянию наследственных факторов 45%, влиянию социогенных факторов, т.е. среды – 35%; доля взаимодействия между ними, или влияние психогенных компонентов, составляет в 20%. Этот факт доказывает возможность личности к интеллектуальному развитию в условиях положительного влияния и личностной активности индивида.
3. Речь как психическая функция
Речь – психическая функция, организующая передачу информации в процессе взаимодействия с людьми и миром, опосредованная языкам.
Как и мышление, речь изучается многими науками. Физиологи определяют ее как вторую сигнальную систему, лингвистика и семиотика изучают как средство языковой культуры, педагогика и сурдопедагогика – как средство педагогического взаимодействия и т.д. Для психологии речь является составной частью структуры в системе высших психических функций, вступающей в синтез с мышлением, памятью, сенсорикой, эмоциями и др. Структура речевой деятельности совпадает со структурой любого действия, включая фазы ориентировки, планирования, реализации и контроля.
Виды речи:
· активная – конструируемая каждый раз заново;
· реактивная – представляющая цепочку динамических речевых стереотипов;
· разговорная – допускающая отклонения от грамматической системы языка;
· художественная (логическая) – строится по правилам грамматической системы
языка.
Формы речи:
· внутренняя – использование языка вне процесса реальной коммуникации;
· устная – вербальное общение при помощи языковых средств;
· письменная – вербальное общение при помощи письменных текстов;
· дактильная – воспроизводящая слова при помощи определенных конфигураций
пальцев и их движений (речь глухих);
· жестовая – способ межличностного общения людей, лишенных слуха, при помощи
системы жестов;
· эгоцентрическая – обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая
деятельность, генетически восходит к внешней и постепенно переходит на внутренний план.
Литература по теме
1. Джемс, У. Психология / У. Джемс. – М. : Изд-во Ин-та практической психологии, 1991. – 368 с.
2. Васюкова, Е.Е. Уровни развития познавательной потребности и их проявление в мышлении / Е.Е. Васюкова // Вопросы психологии. – 1998. – № 3. – С. 91–104.
3. Дьяченко, О.М. Возможности оценки развития детей старшего дошкольного возраста / О.М. Дьяченко // Психологическая наука и образование. – 1998. – № 2. – С. 18–24.
4. Зинченко, В.П. Культурно-историческая психология: опыт амплификации /
В.П. Зинченко // Вопросы психологии. – 1993. – № 4. – С. 5–19.
5. Зинченко, В.П. Готовность к мысли / В.П. Зинченко // Вопросы психологии. – 2005. – № 4. – С. 63–76.
6. Иванова, Т.В. Остроумие и креативность / Т.В. Иванова // Вопросы психологии. – 2002. – № 1. – С. 76–88.
7. Мясоед, П.А. Методика непрямой экспресс-диагностики уровня психического развития дошкольников / П.А. Мясоед // Вопросы психологии.– 1996. – № 2. – С. 130–136.
8. Пастернак, Н.А. Внутренний план действия как показатель общего развития личности / Н.А. Пастернак // Вопросы психологии. – 2001. – № 1. – С. 82–91.
9. Рябова, Т.В. Творческое мышление и антиципация у больных шизофренией и психически здоровых / Т.В. Рябова, В.Д. Менделевич // Вопросы психологии. – 2002.– № 1. – С. 69–76.
10. Чеснокова, О.Б. Возрастной подход к исследованию социального интеллекта у детей / О.Б. Чеснокова // Вопросы психологии. – 2005. – № 6. – С. 35–46.
Деятельностный блок
Вопросы и задания
1. Приведите примеры включения долговременной памяти у ребенка.
2. Дайте характеристику каждому из видов памяти на различных уровнях.
3. Приведите примеры, связанные с процессом реминисценции.
4. Дайте характеристику различным видам мышления.
5. Приведите примеры различных форм мыслительной деятельности.
6. Дайте характеристику на каждые форму и вид речевой активности.
7. Приведите примеры из наблюдений за людьми с различными формами нарушения мышления.