Символизация мужского и женского начал

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО СВЯЗИ

ФГБОУ ВО «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ И ИНФОРМАТИКИ»

(СибГУТИ)

Кафедра СПП

Курс: Культурология

Тема

(домашняя письменная работа)

Сексуальная символика в культуре

Выполнила:студентка 1 курса

ГФ,ГР-51 Урбан.К.А.

Проверила: Гилева.Е.В

Работа сдана:

Новосибирск 2015

Содержание:

Введение…......….………………………………………………………….….2

Символизация мужского и женского начал……………………..….………..3

Сексуальные символы ………………………………………….…….……….5

Сексуальная символика в народной культуре ……………………..………..8

Сексуальная культура ………………………………………………………..14

Вывод .…………………………………………………………..…………….16

Списокт используемой литературы ………………………………………...17

Введение

Сексуальная культура неразрывно связана с более общими социокультурными явлениями и изменяется вместе с ними.

Сексуальная символика является лишь частью сексуальной культуры, но, несмотря на это, она занимает в нашей жизнь не последнее место.

Я считаю, что эта тема заинтересовала меня в данном случае как человека, желающего знать больше о истории символике. Я думаю, что знание этой темы – это ключ к пониманию сегодняшних проблем в сексуальной жизни. Мне кажется, что человек, не знающий предистории сексуальной культуры, не имеет и будущего. Крайне важно всегда знать мнение наших предков, почувствовать себя частицей исторического потока, не прерывающегося в течение веков и тысячелетий.

Люди ещё со временем древности пытались осмыслить начало своего существования, т.к. человеку, живущему в обществе свойственно задавать самому себе и окружающим вопросы, требующие ответа. Человек осмыслял своё существование, опираясь на опыт прошлых поколений, на знаниях своих предков. Он чувствовал себя частичкой вселенной.

Приступая к работе над своим рефератом, я просмотрела немало литературы, интернет-сайтов, посвященной теме сексуальной символике и сексуальной культуры. Я обратила внимание, что у всех народов, в любые века данная тема была достаточно актуальна. И каждый народ имел свое представление о сексуальности. Данная тема воспитывалась и через народный фольклор, что меня особенно заинтересовало. Пренебрегая на наш взгляд фольклорными понятиями, которые наполняли все существование человека, мы тем самым лишаем себя столь необходимых ключей к понимаю данной темы – и духовного и материального.

Символизация мужского и женского начал.

Различие и взаимодополнение социальнополовых ролей можно найти в символике. Так, например, символизация мужского и женского начал в древних мифологиях довольно близка к теории В.А. Геодокяна, по которой мужской пол воплощает обновление и изменчивость, а женский сохранение и устойчивость.

Мужское и женские начало трактуются в древнейших религиях то как взаимодополнительные, то как конфликтные, то как иерархически соподчиненные. Не чуждо мифологическому сознанию и идея андрогинии совмещение в одном лице мужского и женского начала. Тема андрогинии или перемена пола играет важную роль во многих обрядах. Так у австралийцев инициация мальчиков включает его временное ритуальное превращение в женщину.

В наиболее развитых и сложных мифологиях оппозиция мужского и женского начал вообще не сводится к эмпирическим различиям между индивидами. Древнекитайская мифология утверждает, что всякое человеческое тело содержит в себе и мужское и женское начало, хотя в женщине больше представлено «Инь», а в мужчине «ЯН»; на разделение органов по этому принципу покоится вся китайская медицина. На необходимости гармонического сочетания мужского и женского начал в одном лице настаивает и тантризм. Из этих представлений исходил и К.Юнг, утверждая, что в коллективном бессознательном каждого индивида присутствуют два разных архетипа: «Душа» анима персонифицирующая женское начало и дух анимус персонифицирующий мужское начало. Только сочетание души и духа обеспечивает гармоническое развитие индивида.

Религиозно – философский половой символизм оперирует глобальными космическими образами, претендующими на невременное и внепространственное бытие. Стереотипы мускулинности и фемининности обыденного сознания гораздо конкретнее в них яснее прослеживается связь с социальными реалиями. Существует глубокая асимметрия в принципе описания и критериев оценки мужчин и женщин: мужчина трактуется обычно как активное культурное начало, а женщина – как пассивное природная сила.

С точки зрения социологии сексуальное поведение – лишь определенный аспект социального поведения человека. Однако сексуальность обладает известной автономией от прочих полоролевых свойств.

Пол и сексуальность составляют неотъемлемую часть культуры человечества. Не говоря уже о непосредственных изображениях гениталий, они представлены в самых разнообразных религиозных и иных мифопоэтических символов. Например, крест во многих культурно-исторических традициях воплощает плодородие, активное мужское начало и непосредственно соотносится с фаллосом. Такова, например, древнеегипетская эмблема рождения и жизни «Анх». Сочетание креста с кругом обозначает соединение мужское и женского начал.

Еще разнообразнее вербальные обозначения и символы. П. Геро насчитал во французском языке более 1500 слов и словосочетаний, обозначающий половой акт, около 600 обозначающий половой член и почти столько же влагалище. Их семиотический анализ показывает, что наряду с культурно-специфическими в них представлены некоторые универсальные значения, общие для всех народов и языков. Отчасти это объясняется анатомически, однако, соответствующие символы имеют более емкий не только физиологический смысл.

Греческое слово «Эрос» обозначало не только любовь, но и универсальную космогоническую силу, соединяющую первоначальные элементы мира. Семиотика мужских и женских гениталий строго соотносится с разделением функций в половом акте. Слова и метафоры, обозначающие половой член, подразумевают активность, субъектное начало, а также инструмент средство деятельности. Напротив влагалище чаще описывается как пассивное начало, сосуд, отверстие или какая-то ограниченная часть пространства. С этими образами связаны и древние архетипы мужского и женского начала вообще.

Мужские гениталии, особенно половой член чаще сего символизирующее силу, могущество власть. Особое значение придавалось эрегированному половому члену, вид которого, согласно верованиям многих народов, должен внушать окружающим страх и почтение. Женские гениталии обычно описываются в мифологиях как таинственное темное начало, таящая в себе опасность и угрозу смерти.

Изучение полового символизма убедительно показывает его полисемантичность, причем сексуальные явления часто интерпретируются в иносказательном, расширительном смысле. В древних шумерских текстах для обозначения мужчины и женщины использовали упрощенное соответствие соответствующих гениталий, а женатый человек описывался знаком, в котором мужские и женские гениталии совмещались. В этом не было ничего эротического: гениталии как самый характерный признак пола становится социальным знаком, элементом культуры.

Человечество наследовало от своих животных предков не только фаллическую символику, но и отождествление фемининной сексуальной позы с подчиненным, а маскулинный с господствующим положением. Это проявляется в отношениях между мужчинами и демонстрирует нам семантику гомосексуальных контактов.

Интересен вопрос о связи сексуальности с едой. Мифологическое сознание связывает эти действия столь тесно, что во многих языках понятия «вкушать» и «совокупляться» передаются одним и тем же словом. Если давать этому факту психофизиологическое объяснение, то придется вспомнить о взаимосвязи оральных и сексуальных ощущений.

Для изучения семантики полового символизма большой интерес представляет инвективная лексика - язык ругательств. Встречающиеся в нем многочисленные сексуальные намеки распадаются на несколько крупных блоков:

1. Упоминание женских гениталий и отправление ругаемого в зону рождающих производительных органов. Это не что иное, как пожелание смерти.

2. Намек на то, что имярек обладал матерью ругаемого. Это зачисляет ругаемого в низшую социально-возрастную категорию.

3. Обвинение в кровосмешении (широко представленное в английских ругательствах).

4. Обороты речи, с упоминанием мужских гениталий означает помещение ругаемого в женскую сексуальную позицию, здесь сексуальные символы обозначают главным образом статусно-иерархические отношения или притязания.

В итоге, можно сказать, что вся культура была и есть пропитана сексуальной символикой.

Сексуальные символы

Сексуальные символы - чувственные образы в форме изображения, рисунка, звука либо действия, служащие для обозначения определенных представлений, идей, понятий, переживаний, ощущений либо предметов. Символы делают их "ощутимыми". Многие сексуальные и эротические символы понимались одинаково либо похоже в самых разных странах в самые различные времена. Так, уже в первобытном обществе ромб, овал и треугольник символизировали женский пол и плодородие. Значения разных символов нередко ясно не разграничены, к тому же часто происходят переносы и изменения значения.

Психоаналитик 3. Фрейд открыл функцию языка символов сна, которая, прежде всего у взрослых, нередко направлена на сексуальные желания, но по причине внутренней самоцензуры изменяется до неузнаваемости, причем вступают в действие.

В изобразительном искусстве символы характерны особенно для сюрреализма, в котором часты сексуальные мотивы.

Символы в мифах, сказках и преданиях - это пережиток типа первобытного языка человечества. Многие символы имеют сексуальное значение. Более частый такой символ - его можно увидеть и на стенах домов - ромб как символ "Венерина холма".

Признанные символы счастья могут быть истолкованы как сексуальные, к примеру, гриб - как мужской член, подкова - как женское лоно, трубочист означает коитус, свинья - идеальный образ многодетности.

Сказки, на первый взгляд не содержащие ничего "непристойного", обладают сильным сексуальным символическим содержанием. В легенде о белом аисте пруд, из которого достают детей, символизирует плодные воды материнского тела, клюв аиста - фалос, а клевок аиста (к тому же - в ногу) - коитус.

Мы окружены миром символов. Они применяются в рекламе, сексуальные символы попадаются на многих картинах, на телевидении, в кино, в театре, в рассказах, в стихах, в карикатурах. Многие обычные предметы по своему внешнему облику имеют символический характер, впрочем мы не всегда сознаем это.

Широко распространены следующие символы:

1.Яблоко служит символом:
а) обольщения, соблазна (запретный плод, которым Ева в раю соблазнила

Адама; одновременно символизирует ее груди);
б) оценки красоты (суд Париса);
в) плодородия, любви, радости, познания, мудрости

(символ яблока применяется компьютером "Макинтош"). Предложение кому-нибудь яблока может означать объяснение в любви. Как и цвет апельсина, яблочный цвет применяется как знак плодородия. В христианстве яблоко символизирует, с одной стороны, соблазн и грехопадение, с иной - в связи с Девой Марией и Христом - нового Адама и спасение. В античной Греции яблоко как знак любви и сексуального желания было посвящено Венере и использовалось как символ невесты и дарилось новобрачной.

2. Раковина считается символом лона, созидательной силы, женского начала, инициации и плодородия, в Китае - силы Ин.

3. Треугольник соединяет в себе множество разных значений: острием вверх - мужское начало (лингам, огонь, жизнь), острием вниз - женское начало (великая Мать как прародительница).

4. Желуди еще у кельтов служили символом жизни, плодородия и бессмертия.

5. Фига символизирует плодородие, жизнь, мир и удачу. Фиговое дерево считается символом озарения и соединяет мужское и женское начала. Фиговый листочек символизирует фаллос и мужское творческое начало, чувственное наслаждение и половое влечение. Корзина фиг обозначала плодородие и материнство женщины. В христианстве фиговый лист имеет функцию прикрытия половых органов после грехопадения.

6. Осел символизирует смирение, но также похотливость и плодовитость. Как начало, обозначающее плодородие, он посвящен Приапу, у греков служил символом лени и слепых страстей. В качестве символической эротической фигуры он выступает в "Золотом осле" Апулея, в историях и рассказах от Лукиана до Вольтера. В психоанализе осел символизирует анальную эротику.

7. Символ женщины служит все, связанное с зачатием, защитой, кормлением, пассивностью, имеющее форму алмаза либо овальное. Сюда относятся пещеры, одинокий сад, колодец, дверь в дверь, складка, рана, нанесенная ножом либо мечом. Помимо того, все, связанное с кораблями, водой, ракушками, рыбами либо жемчужинами. Сосуды воспринимаются как женские символы в самом широком смысле.

8. Лягушка самым непосредственным образом означает эротику, ассоциируясь с плодородием и продуктивностью.

9. Волосы символизируют силу любви, мощь и энергию. Волосы на голове ассоциируются с высшими силами и вдохновением, волос с тела - с чувственностью. Отрезать у кого-нибудь волосы либо хотя бы один локон обозначает подавить мужское начало - также символ кастрации.

10. Молот считается символом мужской силы и потенции и непосредственно связан с наковальней, соответствующей пассивно-женскому началу.

11. Пещера как лоно Матери-Земли означает женское начало, а также центр инициации (совершения обряда перевода юношей и девушек во взрослое состояние). Гора символизирует мужское начало, пещера внутри горы - женское, скрытое, потаенное.

12. Чаша служит символом жажды жизни, бессмертия и наполненности; в то же время - открытая, принимающая, пассивная, женская форма.

13. Дубина намекает на большую потенцию, означает фаллос и символизирует также мощное желание.

14. Лотос - символ, распространенный по всему Востоку вплоть до Японии. Он означает одновременно жизнь и смерть, космос, первопричину всего сущего, возвращение, плодородие, красоту. Распустившийся цветок считается также женским принципом зачатия. В то же время он означает рождение бога, так как растет незапятнанным из грязной воды. Стебель лотоса, посвященный Будде, символизирует мировую ось. Цветок лотоса принадлежит к восьми драгоценностям, либо знакам счастья, в китайском буддизме и в качестве "цветка лотоса сердца" означает огонь, солнце, время, развитие всего сущего, мир, гармонию и соединение. В Древних Греции и Риме лотос считался атрибутом Афродиты либо Венеры.

15. Майское дерево своим очищенным от листьев стволом напоминает фаллический символ, адискообразным венком на конце - женское начало. То и другое совместно означает плодородие. Его происхождение следует искать в древнегреческой священной пинии Аттики, которую выносили на процессиях; мужчины и женщины сопровождали ее до храма Кибелы, танцуя кругом нее. В римскую эпоху с ним был связан праздник весны. Позднее С. майского дерева использовался во время процедур избрания королевы майского праздника и Зеленого человека. Сохранившаяся до сих пор церемония, связанная с майским деревом, символизирует не исключительно весну, но и сексуальное слияние и пробуждение.

16. Миндаль означает девственность, а также супружеское счастье. Цветок миндаля как первый цветок года считается знаком пробуждения, воплощает бдение, а также сладость, любовь и нежность. В Китае он означает прежде всего красоту, в христианской символике - девственную чистоту.

17. Человек - традиционно чаще всего в виде мужчины - символизирует микрокосм как отражение макрокосма. Мужское начало в прошлом - за исключением германского и тихоокеанского мира - обозначали солнце, небо, все фаллическое, сверлящее и направленное.

18. Ступа символизирует пустое, принимающее - женское начало, - пест сбивает в ней эликсир жизни.

19. Створки раковины символизируют женское, влажное начало, питающую материнскую почву, рождение, жизнь, любовь, плодородие, луну и девственность. Раковины применяются также как талисман и призваны помогать при рождении. В греческую и римскую эпохи они обозначали также сексуальную страсть, так как их половинки сложно было отделить друг от дружки. Афродита, "рожденная из моря", нередко изображалась на раковине.

20. Мирт символизировал женское начало, в качестве магического растения он считался цветком богов и обозначал радость, мир, покой, счастье, постоянство, любовь и брак, семейное счастье и рождение ребенка. Прошедшему инициацию на голову надевали миртовый венок.

21. Бык символизирует мужское природное начало; сюда включают плодородие, мужскую творческую силу, потенцию. Во всех мифах, сказаниях и религиях он играет важную роль - начиная с небесных и мировых богов и кончая аккадским (по названию древнего города в Месопотамии) тельцом, с которого начинаются знаки Зодиака в виде животных.

22. Разные прочие животные символизируют также половую жизнь и плодородие; нередко они обозначают животное начало в человеческом существе. С иной стороны, дружеский контакт с ними обозначает связь с природой и включение человека с его сексуальностью во всемирный круговорот жизни. В Зодиаке в виде животных, согласно Птолемею, чередуются мужские и женские знаки.

Мужские знаки: овен, близнецы, лев, весы, стрелец и водолей;

женские знаки: телец, рак, дева, скорпион, козерог, рыбы.

Знаки Зодиака широко применяются в астрологии - вплоть до подбора сексуально гармоничных партнеров.

Наши рекомендации