Гуманистическая функция педагогической профессии

За педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции — адаптивная и гуманистическая ("челове-кообразующая"). Адаптивная функция связана с приспособлени­ем учащегося, воспитанника к конкретным требованиям совре­менной социокультурной ситуации, а гуманистическая — с раз­витием его личности, творческой индивидуальности.

С одной стороны, учитель подготавливает своих воспитанни­ков к нуждам данного момента, к определенной социальной си­туации, к конкретным запросам общества. Но, с другой сторо­ны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником куль­туры, несет в себе вневременной фактор. Имея в качестве цели развитие личности как синтеза всех богатств человеческой куль­туры, учитель работает на будущее.

В труде учителя всегда содержится гуманистическое, общече­ловеческое начало. Сознательное его выдвижение на первый


Гуманистическая функция педагогической профессии - student2.ru

Гуманистическая функция педагогической профессии - student2.ru


14 Раздел I. Введение в педагогическую профессию

Глава 1. Общая характеристика педагогической профессии




Гуманистическая функция педагогической профессии - student2.ru Гуманистическая функция педагогической профессии - student2.ru Гуманистическая функция педагогической профессии - student2.ru дает драматизм судьбе педагога. Эта борьба становится все напряжен­нее по мере усложнения социальной роли педагога в обществе.

Карл Роджерс, являющийся одним из основоположников со­временного гуманистического направления в западной педагоги­ке и психологии, утверждал, что общество сегодня заинтересовано в огромном количестве конформистов (приспособленцев). Это

К.Роджерс(1902 — 1987) — амери­канский психолог; видный пред­ставитель гуманистической психо­логии, автор центрированной на клиенте психотерапии.

связано с потребностями про­мышленности, армии, неспо­собностью и, главное, нежела­нием многих, начиная от рядо­вого учителя и кончая руково­дителями высшего ранга, рас-

ставаться со своей, пусть маленькой, но властью. "Нелегко стать глубоко человечным, доверять людям, сочетать свободу с ответ­ственностью. Путь, представленный нами, — это вызов. Он пред­полагает не простое принятие на себя обстоятельств демократи­ческого идеала"1.

Сказанное не означает, что учитель не должен готовить своих учеников к конкретным запросам жизни, в которую им в ближай­шем будущем необходимо будет включиться. Воспитывая учени­ка, не адаптированного к наличной ситуации, учитель создает трудности в его жизни. Воспитывая слишком адаптированного члена общества, он не формирует у него потребности целенаправ­ленного изменения как самого себя, так и общества.

Сугубо адаптивная направленность деятельности учителя край­не негативно сказывается и на нем самом, так как он постепен­но теряет самостоятельность мышления, подчиняет свои способ­ности официальным и неофициальным предписаниям, теряя в конечном счете свою индивидуальность. Чем больше учитель подчиняет свою деятельность формированию личности учащего­ся, приспособленного к конкретным запросам, тем в меньшей степени он выступает как гуманист и нравственный наставник. И наоборот, даже в условиях антигуманного классового общест­ва стремление передовых педагогов противопоставить миру на­силия и лжи человеческую заботу и доброту неизбежно отзыва­ется в сердцах воспитанников. Вот почему И.Г.Песталоцци, от­мечая особую роль личности воспитателя, его любви к детям,

1 Rogers С. Freedom to learn for the 80-s. — Toronto; London; Sydney, 1983. — P. 307.

провозглашал ее в качестве основного средства воспитания. "Я не знал ни порядка, ни метода, ни искусства воспитания,, кото­рые не явились бы следствием моей глубокой любви к детям"1. Речь собственно идет о том, что учитель-гуманист не только верит в демократические идеалы и высокое предназначение сво­ей профессии. Он своей деятельностью приближает гуманисти­ческое будущее. А для этого он должен быть активным сам. При этом имеется в виду не любая его активность. Так, нередко встре­чаются учителя сверхактивные в своем стремлении "воспиты­вать", брать на себя право поучать, лишенные способности оце­нивать свои действия со стороны. Выступая субъектом образова­тельного процесса, учитель должен признавать право быть субъ­ектами и за учащимися. Это значит, что он должен быть способ­ным довести их до уровня самоуправления в условиях доверитель­ного общения и сотрудничества.

Наши рекомендации