Педагогические взгляды Я. А. Коменского
Сын чешского народа,мыслитель,гуманист.Современники Его-Кампанелла,Галилео Галилей-и все-таки она вертится.
Цель: подготовка к земной и загробной жизни. Задачи: -познание себя-управление собой-стремление к Богу Принципы воспитания:1)природосообразности: воспитание ребенка должно соответствовать законам природы, частью которых является человек. «Природа не терпит насилия». И вразвитии ребенка должна быть последовательность. Методы обучения:-пример учителя-рассказ-упражнение-отсутствие наказания.Похвала.Теория воспитания:-принцип природосо образности-методы воспитания(наказание, в т.ч. физическое в двух случаях: если ребенок богохульствует, проявляет чрезмерное упрямство):-пример-поощрение-беседы.Основные труды:«Великая дидактика»,Материнская школаНапис.работы-всеобщий совет об исправлении для челов.Коменский в основу познания и обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. Наглядность применялась и до него. Книги, как рукописные, так и печатные, снабжались нередко рисунками и раньше, но то было, так сказать, эмпирическое применение наглядности без теоретического обоснования ее, которое впервые дал Коменский. Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений. Им было провозглашено «золотое правило» дидактики: «Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия — зрением; слышимое— слухом; запахи — обонянием; подлежащее вкусу — вкусом; доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».Коменский требовал, чтобы учение начиналось не со словесного толкования о вещах, но с конкретных наблюдений над ними. Бессмысленной, механической зубрежке, догматичности обучения Коменский противопоставил требование сознательности учения. Ученики с помощью учителя должны ясно осознать, «какую пользу приносит изучаемое в повседневной жизни». При изучении явлений следует доводить учащихся до осознания причин этих явлений. «На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят». Коменский настаивал на систематичности обучения. Он указывал на необходимость доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовать учебный материал, чтобы он не казался учащимся хаосом, а был бы кратко изложен в виде немногих основных положений. В обучении, он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые систематизируют, обобщают эти факты и примеры; идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному; сначала давать общее представление о предмете или явлении, затем переходить к изучению отдельных его сторон/ Большое значение, по Коменскому, имеет последовательность обучения. Все предлагаемое ученикам для усвоения надо располагать так, чтобы изучение нового материала было подготовлено предыдущими занятиями. Считаясь с возрастными особенностями детей, Коменский советует сначала развивать ощущения (чувства) учащихся, затем память, далее мышление и, наконец, речь и руку, как ученик должен уметь правильно выразить усвоенное применить это на деле. Ценные указания дал Коменский, выдвинув дидактическое требование посильности обучения для учащихся. Детям следует давать для обучения только то, что доступно их возрасту. Посильность, доступность в обучении достигаются ясностью преподавания, сообщением основного без излишних деталей. Выдвинув дидактическое требование прочности усвоения учащимися учебного материала.
№11Возр.периодизациз.-Коменский.философов гуманист,считается отцом современной педагогики.Коменский, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода, по 6 лет каждый: детство — от рождения до 6 лет включительно,отрочество — от 6 до 12 лет,юность— от 12 до 18 лет,возмужалость — от 18 до 24 лет.В основу этого деления он кладет возрастные особенности:детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество — развитием памяти и воображения с их исполнительными органами — языком и рукой; юность, помимо указанных качеств,характеризуется более высоким уровнем развития мышления;возмужалость — развитием воли и способностьюсохранять гармонию. Для детей до 6 лет включительно он предлагает материнскую школу, под которой он разумеет дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. Для юношей должна быть в каждом городе латинская школа, или гимназия. С12 до18-соотв.латинская школа.Основные задачи изуч.«7 свобожных скусств»матем,физик.,природовед,истор.,этика.Предлагал6классовгимнозии:1.Грамматический2.Физич,3.Матем.,4.Этич.5.Диалектич.6.Риторический.В гимназии.изучались латинский, греческий, родной и один из новых языков.Для возмужалых (18-24)молодых людей хар.развитием воли и способн.сохран.гармонию.Соответствовала академияпредусматр.обычныефакульт.Тоговремени:1)Богословский2)Юридический3)Медицинский.Коменский советует приучать детей уже в раннем детстве к хозяйству и труду, для чего их надо знакомить с предметами домашнего обихода и их употреблением. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста, как указывал он, заключается в воспитании у них умеренности, опрятности, трудолюбия, почтительности к старшим, послушания, правдивости, справедливости и любви к людям.Детству соответствует «Материнская школа»-вопит.в семье под руков.матери.Основн.задачи-развитие органов чувств,ознакомл.с окруж.миром.Развитие речи и ручных умений.
№12Коменский о классно-уроч.системе.философов гуманист,считается отцом современной педагогики. Урок-форма организации обучения, при которой учебные занятия проводятся учителем с группой учащихся постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки в течение определенного времени и по установленному расписанию. Я. А. Коменский утверждал возможность одновременного обучения учителем сравнительно большого количества учеников (40—50 чел.) и высказывал предположение о том, что количество учащихся может быть увеличено до 300 при условии выделения лучших учеников для проведения занятий с каждым десятком учащихся под общим руководством учителей.Признаки урока:1.Точное начало и окончание урока(расписание)2.Постоянный состав учащихся,примерно одинак.возраста.3-и задача воспит.:1.Познание окруж.мира2.Познание себя(нравственное воспитание)3.Стремление к Богу.Подготовка к загробной жизни(религ.воспит) Эта идея позже,в конце XVIII и в начале XIX в., получила распространение в Англии,в так называемой белл-ланкастерской системе, названной по имени предложивших ее авторов — А. Белла и Д. Ланкастера.(школа узаемнага навучання) Сущность такого обучения хорошо выразила Н. К. Крупская: «Ребенок, знавший три буквы, учил не знавшего ни одной, знавший пять букв, учил знавшего три и т. д. ... Такие школы были очень дешевы, давали они, конечно,минимум знаний... Учение наизусть молитв и текстов из библии занимало в них значительнуючастьвремени».Задачи нрав.воспит.мужрости,умеренности,гуманизма,патриотизма,честн6ости.-требования к личности учителя «Должность учителя самая превосходная, выше которой нет ничего под солнцем» «Учитель должен быть образованным, должен испытывать отеческиечувства».Педагог.идеи Коменского:1.Урок как форма обучения2.организ.учебного года,распис.занятий3.Преподав.1-ого учителя в классе.4.Обучение детей на родном языке.5.Обуч.всего юношества мальчиков и девочек,богатых и бедных. Коменский установил понятие школьного года с его делением на учебные четверти, ввел каникулы, определил организацию учебного дня (4 учебных часа в школе родногоязыка, 6 часов в латинской школе), теоретически разработал классно-урочную систему учебных занятий и практически применил ее. Учитель должен нимательно следить, чтобы все учащиеся принимали активное участие в занятиях, и поддерживать во время урока дисциплину в классе.
№13Дидастические принципы Коменского. философов гуманист,считается отцом современной педагогики.1)Принцип наглядности: «Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия — зрением; слышимое — слухом; запахи — обонянием; подлежащее вкусу — вкусом; доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами». Коменский требовал, чтобы учение начиналось не со словесного толкования о вещах, но с конкретных наблюдений над ними.2)ПАринцип созн.учения«ничего не следует заставлять выучмвать наизусть,кроме того,что понято рассудком» Ученики с помощью учителя должны ясно осознать, «какую пользу приносит изучаемое в повседневной жизни». При изучении явлений следует доводить учащихся до осознания причин этих явлений. «На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят».3)Принцип систематичности и последовательности:«чтобы предыдущее пролагало путь последующему»Он указывал на необходимость доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовать учебный материал, чтобы он не казался учащимся хаосом, а был бы кратко изложен в виде немногих основных положений. В обучении, он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые систематизируют, обобщают эти факты и примеры; идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному; сначала давать общее представление о предмете или явлении, затем переходить к изучению отдельных его сторон.4)Принцип посильности «раскрывать способности понимать вещи» Детям следует давать для обучения только то, что доступно их возрасту. Посильность, доступность в обучении достигаются ясностью преподавания, сообщением основного без излишних деталей.5)Принцип прочности усвоения.Больш.знач.имеет упражнение и повторение. Сообщив новый учебный материал учащимся, учитель требует, чтобы вызванный им ученик изложил, повторил то, что было сказано им; вызывает и другого ученика сделать то же. Благодаря такому упражнению и повторению учитель ясно видит, что осталось непонятым учениками из его изложения.6)принцип связи с практикой:»Ты облегч.ученику усвоение,нсли покажешь ему,какую это имеет пользу в жизнь» Коменский стремился возможно сильнее развивать познавательные способности учащихся, «воспламенить жажду знания и пылкое усердие к учению», для чего надо, указывал он, соединять приятное с полезным, поощрять детскую любознательность.«У своих учеников я всегда развиваю самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике и в применении», - писал он.
№14: Философско-педагогическая теория Д. Локка. Анализ фрагментов
книги «Мысли о воспитании».Творчество философа и педагогаДжона Локка (1632-1704 гг. )сыграло заметную роль в развитии новых идей воспитания и обучения подрастающего поколения. Он родился в Брингтоне в 1632 году. Его отец (капитан армии) отправил его в Вестминстерскую школу, а затем в Оксфорд. Здесь он до 19 лет изучал философию Аристотеля, но затем перешел к изучению сочинений Декарта и медицины. Далее, во время гражданских смут и борьбы партий, Локк со своей семьей удаляется от преследований католической церкви в Голландию. По возвращению, 1689 году издает философское сочинение «Опыт о человеческом разумению", в котором деятельность, познавательные способности человека рассматривались с необыкновенной глубиной, а изложение было ясным, точным, объективным. Его «Мысли о воспитании» вышли, когда Локку было за 60 лет. Под старость он изучал Священное Писание. И окруженный любовью и уважением друзей Джон Локк умер в своем поместье на 73 году жизниДж.Локк по своему подошел к решению конкретных вопросов педагогики: о факторах развития личности и роли воспитания, о целях, задачах, содержании обучения, методах обучения. Локк утверждал, что человеческое знание является следствием внешнего чувственного опыта. По теории Локка, у человека нет врожденных идей и представлений. «В уме нет ничего такого, чтобы не было прежде в чувственном восприятии, наш ум или душа от природы есть пустое пространство, белая бумага, на которой ничего не написано, все понятия и идеи происходят из опыта» - вот сущность тех убеждений, которых придерживался Джон Локк. Цель воспитания: воспитать нравственно воспитанного, физически и умственно развитого джентльмена (светское - элитарное образование). Дж.Локк был сторонником принципа: в здоровом теле – здоровый дух. Побольше свежего воздуха, побольше телесных упражнений, умеренность сна, устранение вина и всяких пряных и наркотических веществ в пище детей, поменьше лекарств, голова и ноги в холоде - условия гигиены, делающие тело крепким и способным служить душе. В духовном отношении дети должны воспитываться как самостоятельные, разумные существа. Следует детей приучать к самообладанию и самоотвержению. Не менее важно образование практического ума: вежливости, такта, благовоспитанности, любви к хорошей репутации. Средства: похвала и порицание.Задачи воспитания:1.Физическое воспитание2.Этически-нравственное воспитание3.Умственное воспитание 4. Трудовое воспитание.Все составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны. Но умственное развитие должно подчиняться формированию характера. Нравственность зависит от воли и умения сдерживать свои желания. Воля развивается при преодолении трудностей. Следует удовлетворять любознательность детей, их стремление к бескорыстному знанию. Даже то, что детям надо выучить, в начале не должно иметь характера обязательного урока. Лучше когда учащиеся сами попросят учителя (тем самым показывается роль мотива). В обучении следует возбуждать самостоятельность. В набор дисциплин Джон Локк включил: латинский язык, французский язык, арифметику, географию, историю, танцы, фехтование, делопроизводство, философию, религию, рисование, ремесла музыку, навыки социального поведения (хорошие манеры, знание света). Дж. Локк придавал воспитанию и обучению огромное значение. «Из всех людей, с которыми мы встречаемся, девять из десяти становятся тем, что они есть – благодаря воспитанию. Оно и создает огромную разницу между людьми».Обучение, по Локку - процесс формирования общественных и нравственных устоев личности. Он размышлял о практическом направлении обучения «для деловых занятий в реальном мире». Джон Локк был убежден в целесообразности социальной детерминации школьного образования. Вот почему он предлагает разные типы обучения: полноценное воспитание джентльменов для верхов и ограниченное поощрением трудолюбия и религиозности воспитания неимущих (детей рабочих) в рабочих школах, где дети с 3 до 14 лет приучались к физическому труду. А лучшее воспитание в семье. Таковы взгляды на воспитание и обучение Джона Локка.Выступ.против телесных наказанийСчитал,что рабская жисциплина создает «Рабский характер»
№15Ж.Ж.Руссо-концепция свободного воспит.-гуманист и демократ -- придерживался теории естественного права. Он утверждал, что в первоначальном, или “естественном состоянии”, люди были равны между собой, они отличались чистотой нравов и были счастливы. Но возникшая в дальнейшем частная собственность разделила мир на богатых и бедных, что привело к неравенству в обществе, к порче нравов. считал,что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди и общество. Каждый из факторов выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; предметы и явления обогащают опыт. Все вместе они обеспечивают естественное развитие ребенка. Задача воспитателя-с гармонизировать действие этих факторов. Наилучшим воспитанием Ж.-Ж. Руссо полагал прежде всего самостоятельное накопление жизненного опыта. Достаточный запас такого опыта мог быть приобретен к двадцатипятилетнему возрасту. Именно в этом возрасте возмужания человек как свободная личность может стать полноправным членом общества. Великий гуманист выступал за превращение воспитания в активный, исполненный оптимизма процесс, когда ребенок живет в радости, самостоятельно осязая, слушая, наблюдая мир, духовно обогащаясь, удовлетворяя жажду познания. Под естественным воспитанием Ж.-Ж. Руссо понимал природосообразное, с учетом возраста ребенка формирование на лоне природы. Контакт с природой должен был физически укрепить ребенка, научитьпользоваться органами чувств, обеспечить свободное развитие. Следуя детской природе, необходимо отказаться от ограничений, установленных волей воспитателя, отучить от слепого повиновения, следовать непреложным природным законам. Тогда отпадает необходимость искусственных наказаний - они заменяются естественными последствиями неверных поступков. Слабого и еще беспомощного ребенка должен опекать наставник. В задачи воспитания Ж.-Ж. Русса включил развитие системы органов чувств как фундамента формирования личности. полагал, что материальной предпосылкой мышления служат чувства, кот.нуждаются в постоянном совершенствовании с раннего детства.Он отводил особое место физическому воспитанию как одному из средств гармонизации отношений человека с природой и социальным окружением, преодоления пагубных наклонностей, формирования нравственной чистоты, совершенствования всего организма.Методика и рекомендации по физическому воспитанию были рассчитаны на условия жизни ребенка в среде, близкой природе и ручному труду. Если в интеллектуальном, нравственном воспитании Ж.-Ж. Руссо предлагал не спешить, то при физическом воспитании он готов был подвергнуть воспитанника даже известному
риску.
№16Ж.Ж.Руссо о возрастной періодізаціі.Руссо родился в 1712в Женеве, в семье ремесленника-часовщика.В 1755 появляется 2-ая работа Руссо -«Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», Он не получил систематического образования. В 1762 вышел в свет роман-трактат Руссо «Эмиль, или О воспитании».Возрастная периодизация-Руссо делил жизнь своего воспитанника на 4периода.1)-от рождения до 2 лет-это время, когда в центре внимания должно стоять физическое воспитание детей.(Предл.не пеленать детей) ребенка должна вскармливать сама мать. «Счастье, если ему оставляют возможность дышать»,-восклицает Руссо. Так сразу же отнимают у ребенка свободу, а этого нельзя делать, не следует мешать природе.2)от 2 до 12 лет,по его выражению,период«сна,разума»,когда ребенок еще не может рассуждать и логически мыслить,когда следует развивать главным образом «внешние чувства», когда силы ребенка накапливаются для того, чтобы найти свой выход уже в более старшем возрасте.Говор,что не нужно давать книги- «Приключ.Робинзона крузо» Он справедливо также писал, что каждый ребенок приносит с собой в жизнь особый темперамент, который определяет его способности и характер и который следует изменять или развивать и совершенствовать. С двух лет наступает новый период воспитания. Не надо в этом возрасте заставлять рассуждать ребенка, не надо читать ребенку всякиенаставления, заставлять его заучивать рассказы и сказки. Руссо считал, что ребенок в этом возрасте вполне может усвоить одну важную идею — идею собственности. Эмиль хочет огородничатьи сажает бобы, но на земле садовника Роберта, как раз на том месте, где, оказывается, Роберт уже посадил дыни. Из столкновения, происшедшего между Эмилем и Робертом, ребенок познает, как идея собственности естественно восходит к праву «первого завладения посредством труда».3)от 12 до 15 лет,в эти годы широко развертывается умственное воспитание,удовлетворяются умственные запросы ребенка. Предл.овладеть ремеслом. В 1-уюочередь ребенок изучает столярное ремесло, которо уссоочень ценит в воспитательном отношении, а затем знакомится с рядом других ремесел. Труд — общественная обязанность свободного человека, это и воспитательное средство.4)”период бурь и страстей» с 15 лет до совершеннолетия,когда осуществляется преимущественно нравственное воспитание.три задачи нрав.воспит.1)воспит.добрых чувств2)Воспит.добрых суждений(путём изуч.истории,биографии велик.людей)3)Воспит.доброй воли(при соверш.добрых дел) В этом возрасте Руссо считал необходимым дать своему воспитаннику и половое просвещение. юноша должен жить деятельной жизнью: двигаться, заниматься физическимтрудом, длительное время бывать на свежем воздухе. Руссо считал, что лет до 17—18 юноше не следует говорить о религии. Но он был убежден, что Эмиль сам придет постепенно к познанию божественного начала. Он был против сообщения детям религиозных истин. Настоящая религия, говорил он, -это религия сердца.
№17Вольтер,Гельвеций,Дидро-Вольтер- один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века, поэт,сатирик, историк, публицист. Являясь сторонником сенсуализма английского философа Локка, учение которого он пропагандировал в своих «философских письмах» Вольтер как представитель школы естественного права признает за каждым индивидом существование неотчуждаемых естественных прав: свободу, собственность, безопасность, равенство. Наряду с естественными законами философ выделяет позитивные законы, необходимость которых объясняет тем, что «люди злы». Позитивные законы призваны гарантировать естественные права человека. Многие позитивные законы представлялись философу несправедливыми, воплощающими лишь человеческое невежество. В 1722 году Вольтер пишет антиклерикальнуюпоэму «За и против». В этой поэме он доказывает, что христианская религия, предписывающая любить милосердного Бога, на самом деле рисует Его жестоким тираном, «Которого мы должны ненавидеть». Тем самым Вольтер провозглашает решительный разрыв с христианскими верованиями:В этом недостойном образе я не признаю Бога, Которого я должен чтить… Я не христианин…»Гельвеций- французский философ. в процессе воспитания первое место уделял формированию интересов, «страстей», а не умственному развитию. Главным условием успешного воспитания он считал совпадение интересов правителя и народа. Сочинение «Об уме», над кот.он работал более 20 лет. Эта книга за свои идеи вызвала негодование реакционных кругов и ее приговорили к сожжению. Гельвецию пришлось два раза отказываться от нее. .«О человеке, его умственных способностях и его воспитании».Дидро- французский писатель, философ-просветитель и драматург.Призывал в процессе воспитания учитывать физиологические особенности ребенка, а также социальные условия, в которых происходит становление личности. Особое внимание он уделял подбору учителей, обладающих всеми необходимыми качествами, к которым он относил знание науки, честность, отзывчивость и любовь к детям.Автор «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел»,главной задачей кот. была пропаганда естественнонаучных знаний-сильнейшего оружия против традиционной идеологии.В труде«Систематическое опроверждение книги Гельвеция «Человек»критиковал Гельвеция за недооценку задатков,заложенных в чел.природой.Дидро наметил новые принципы организации просвещения:всеобщность и бесплатность обучения,его бессословность,светскость.Предлагал пересмотреть состав предметов,препод.в школах,выдвигая на первый план науки естественного цикла.Считал,что школа должна давать широкие знания.Он признавал учёных к составлению научно обоснованных учебников,поощрять способных учеников.
№18Песталоции-педаг.деятельность.-швейцарский педагог, родом из Цюриха. Песталоцци родился в семье глазного врача. Он рано лишился отца и воспитывался матерью. Это был народник в лучшем значении слова. Последовательнее всего Песталоцци изложил свои педагогические взгляды в книге: «Как Гертруда учит своих детей». Метод обучения по Песталоцци был направлен на стимулирование умственной деятельности обучаемого. Основой воспитания должна быть природа человека. Подобно другим педагогам, простое накопление знаний Песталоцци считает вредным: знание должно вести к действию. Верный принципу наглядности, Песталоцци желает, чтобы и навыки, и сноровки приобретались тем же путём, как и знания — путём наглядности. Цель воспитания- развивать все природные силы и способности человека.Задача воспитания – создание гармонически развитого человека. Основной принцип воспитания – согласие с природой. Средства воспитания – труд, игра, обучения.Песталоцци предлагал при определении основ образования опереться на знание человеческой психологии. В поисках общего психологического источника приемов воспитания и обучения он пришел к убеждению, что таковыми являются элементы — простейшие составные части человеческого знания. У Песталоцци познание начинается не с чувственного наблюдения, а с активного созерцания идеальных объектов подобных элементов. Песталоцци призывал вслед за Руссо вернуться в воспитании к "высокой и простой сообразности с природой". Однако он расставлял иные акценты в соотношении биологических и социальных факторов воспитания, выдвинув тезис "жизнь формирует". Воспитание рассматривалось как многообразный социальный процесс, и утверждалось, что "обстоятельства формируют человека, но и человек формирует обстоятельства. Человек имеет в себе силу многообразно гнуть их по своей воле. Делая это, он сам принимает участие в формировании себя и во влиянии обстоятельств, действующих на него". В психической жизни человека Песталоцци подмечает пять «физико-механических» законов: закон постепенности и последовательности, закон связности, закон совместных ощущений, закон причинности и закон психической самобытности. Эти законы должны быть применены к воспитанию и обучению — а им удовлетворяет только наглядность, так как в душевной жизни человека из ощущений и представлений развиваются понятия. Если понятия не имеют этой подкладки, то они пусты и бесполезны. Наглядность достигается участием всех внешних органов чувств в приобретении и усвоении знаний. Усвоение знаний обнаруживает в человеке троякого рода способность: способность получить образ, соответствующий ощущению, способность выделить его из целой массы образов и способность дать ему определенный значок. Нравственное воспитание – постоянное упражнения в делах, приносящим пользу другим. Является центром всего воспитания. основу для всего последующего нравственного развития ребенка И.Г. Песталоцци видел в разумных семейных отношениях, и школьное воспитание, как он полагал, может быть успешным лишь в том случае, если будет действовать в полном согласии с семейным. Религиозное воспитание – против официальной религии и её обрядности; за естественную религию. Развивающую моральные чувства и нравственные наклонности.Цитаты: «Обучение должно быть подчинено воспитанию». «Школы, где главную роль играют учителя и книга, - никуда не годятся». «Учитель должен вырабатывать в ученике деятеля … не вливать в него, как в сосуд, готовые знания.»
№19Педагогические воззрения Ф.В.А. Дистервега.Книга "Руководство к образованию немецких учителей», ее значение для самообразования выпускникапедагогического вуза." (1790-1866 гг.)Дистервега-основоположникпедагогического образования в Германии. Большинство его сочинений были адресованы учительству. Почти три десятилетияон был директором учительскихсеминаров - в Мерее, в Рейнской области, в Берлине (1832 - 1847 гг.), где он одновременно преподавал педагогику, математику, немецкий язык. За эти годы им подготовлено более 20 учебников и руководств по математике,естествознанию, географии, родному языку и др. В 1827 Дистервег основал и до последних дней жизни редактировал педагогический журнал «Рейнские листки для воспитания с особым вниманием к народной школе». С 1851он издавал также «Педагогические ежегодники»Педагогические взгляды А. истервега.Дистервег выступил с защитой идеи общечеловеческого воспитания, исходя из которой он боролся против сословного и шовинистического подхода к решению педагогических проблем. Задача школы заключается,по его мнению, в том, чтобы воспитывать гуманных людей и сознательных граждан, а не «истинных пруссаков». Любовь к человечеству и своему народу должна развиваться у людей в теснейшем единстве. Важнейшим принципом воспитания Дистервег считал вслед за Песталоцци природосообразность. Природосообразность воспитания в его трактовке- это следование за процессом естественного развития человека, это учет возрастных и индивидуальных особенностей школьника. Он призывал учителей тщательно изучать своеобразие детского внимания, памяти, мышления; он видел в психологии «основу науки о воспитании». Большой заслугой Дистервега является его отношение к педагогическому опыту как источнику развития педагогики. Он указывал на необходимость изучения массовой практики воспитания детей и работы мастеров педагогического труда. В дополнение к принципу природосообразности Дистервег выдвинул требование о том, чтобы воспитание носило культуросообразный характер. Высшую цель воспитания Дистервег определял как «самодеятельность на служении истине, красоте и добру». При всей неопределенности этой формулировки в ней содержатся прогрессивные идеи. Обучение должно способствовать всестороннему развитию человека и его нравственному воспитанию. Каждый учебный предмет наряду с его образовательной ценностью имеет еще и нравственное значение. Большое место отводил Дистервег в образовании детей отечественной истории и географии, родному языку и литературе. Особенно высоко ценил он естественные и математические науки. Много внимания Дистервег уделяет закреплению материала. Он выдвигает правило: «Заботься о том, чтобы ученики не забывали того,что выучили» — и советует возвращаться к пройденному так часто,чтобы, оно не могло изгладиться в памяти. «Не торопись при изученииоснов» — гласит одно из его правил.
№20:педагогическая теория И.Ф. Гербарта.(1746-1841 гг.)Родился в Ольденбурге, был профессором философии в Кенигсберге и Реттингене.Важнейшие педагогические сочинения Гербарта: «Первые лекции по педагогике», «Общая педагогика» и другие работы отличались рациональностью.Он стремился к выявлению«тезисов основоположений», а также основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. Гербарт отвергал крайности как, эмпирической так и философской педагогики. Он настаивал на суверенности педагогической науки. Педагогика по Гербарту опирается на практическую философию: этика и психология. С помощью этики намечаются педагогические цели, а с помощью психологии - способы их осуществления. Во главу угла процесса воспитания ставилось волеизъявление личности. Этот нравственный процесс в идеале должен соответствоватьпяти главным критериям: 1) внутренняя свобода 2)совершенствование 3)благожелательность 4)законность 5)справедливость. Центральный тезис рассуждений Гербарта – формирование нравственного человека. Это - ядро идеи о развитии всех способностей человека.По Гербарту, воспитание должно создавать гармонию между волеизъявлением и выработкой многосторонних интересов. Пути достижения этой гармонии (задачивоспитания):Управление, которое поддерживает порядок и уничтожает природную, первобытную необузданность, через это питомец входит в сферу разумной человеческой свободы. Меры: занять воспитанника настолько, чтобы не оставалось свободного времени, надзор, приказания, запрещения, авторитет.Обучение должно не просто давать некий объем знаний, но в основном способствовать усовершенствованию всего субъекта. Обучение - преднамеренное, систематическое образование и развитие представлений, составляющих душевную жизнь для всестороннего совершенства.Нравственное воспитание (дисциплина) всякое непосредственное влияние на характер воспитанника с целью облагораживания его нрава и привести его к нравственности. Дисциплина имеет дело с характером, который образуется из сочетания различных наклонностей и выражается в ВОЛЕ - переход желания в дело.Нравственно развивать характер - значит предоставлять право самому питомцу принимать доброе и отвергать злое, таким образом, через деятельность возвышаться до самосознающей личности.Гербарту принадлежит капитальная разработка идеи воспитывающего обучения, основную задачу которого он видел в развитии всестороннего интереса: 1) эмпирический интерес (к окружающему) 2)симпатический интерес (к близким) 3)социальный интерес (ко всем людям) 4)религиозный интерес (к Богу).Обучение Гербарт попытался разделить на преподавание и учение. Он искал некую"естественную последовательность" учебного процесса в виде формальных ступеней. Были определены четыре ступени:1) Ясность (активность учителя – преподнесение учебного материала) 2)Ассоциации (возникновение ассоциаций у учащихся - активность учащихся) 3)Система (приведение знаний в систему - активность учителя) 4)Метод (применение знаний на практике - активность учащихся).Это и есть ступени обучения. Гербартом определены три универсальных метода обучения:1) Описательный 2)Аналитический (анализ свойств, характеристик предмета) 3)Синтетический (связь ужевоспринятого и представлений).И. Гербартом были намечены шесть практических способов нравственного воспитания/.Сдерживающий 2.Направляющий 3 Нормативный 4.Взвешенно ясный 5.Морализаторский 6.Увещевающий.Для осуществления своих педагогических взглядов Гербарт в 1810 году основал в Кенигсберге особую педагогическую семинарию. Учреждение имело статус закрытого учебного заведения с постоянными учителями. Тут воспитывалось не более 30 мальчиков, которые с 8 -10 лет начинали переводить «Одиссею» и постепенно изучались элементы грамматики. Затем ученикам предлагались исторические рассказы или упражнения в наглядной геометрии.К отстающим ученикам применялись аналитические беседы. Ученики много заучивали. Изучали: арифметику, геометрию, тригонометрию, логарифмы, статистику, механику, астрономию. Учителя могли заниматься управлением и обучением учащихся с различными способностями. Цель воспитания: воспитать добродетельного человека, у которого гармония воли сочетается с этическими идеалами и выработкой многосторонних интересов. Важно, чтобы практический опыт был осмысленно оценен. Средствами нравственного воспитания выступали: удержание границы, создание условий для этого, разработка четких правил поведения и следование им,поддержание в душе ясность и спокойствие, тволнение одобрением и порицанием,Гербарт является родоначальником формального классического школьного образования: упорядоченность, системность, основательность. Он связывает философию, психологию, педагогику, этику, эстетику, дает структуру урока.
№ 21.Оуэн, Маркс, Энгельс:Оуэн- Английский философ, педагог и социалист.создал школу маленьких детей(1-6), начальную школу(6-10), вечернюю школу для работающих подростков. В школе для маленьких детей дети учились пению и танцам., много времени проводили на свежем воздухе. В начальной школе ученики изучали родной язык, арифметику, географию и историю.Цель воспитания – формирование самостоятельно и рационально мыслящего человека. Всечеловеческая гармония может быть положена лишь должным воспитанием людей. Для создания людей совершенных надо всех воспитывать с самого рождения с одинаковой тщательностью, без проявления каких бы то ни было пристрастий и так, чтобы никто не стремился к лучшим условиям. Содержание воспитания. Нравственное воспитание – на него главное внимание. Умственное воспитание – знания не должны противоречить здравому смыслу.Трудовое воспитание – необходимое условие для всестороннего развития человека. Ребёнок в школе наряду с общим образованием должен получить трудовые навыки. Физическое воспитание – военные упражнения. Система образ