Система соревнований в многолетнем процессе подготовки спортсменов

Специфика соревновательной деятельности во многом опреде­ляет направление и содержание многолетней подготовки спорт­сменов (принципы, средства, методы, программирование процесса тренировки, отбор, оценка тренированности, оценка способно­стей спортсмена, контроль за его текущим состоянием и др.).

Соревновательная деятельность тесно связана со спортивным результатом. Это обусловливает необходимость тщательного изу­чения содержания соревновательной деятельности, выявления фак­торов, определяющих достижение высоких спортивных результатов.

Структура соревновательной деятельности и факторы, обусловливающие ее эффективность, служат основой для построения процесса подготовки спортсменов и эффективного управления этим процессом.

Основные параметры соревновательной деятельности в каж­дом виде спорта выделяются и фиксируются посредством специ­альных наблюдений за действиями сильнейших спортсменов мира в условиях крупнейших соревнований. Признаки, отражающие параметры соревновательной деятельности, называют целевыми, так как их выполнение обеспечивает достижение поставленной цели — победить в соревнованиях.

Победа в соревнованиях представляет собой конечную цель соревновательной деятельности, достижение ее складывается из последовательного решения спортсменами ряда частных задач, возникающих перед ними в процессе продвижения к главной цели. Элементы деятельности по выполнению частных задач называют действиями, которые в свою очередь состоят из операций. Содержание действий, операций и условия, в которых выполняет их спортсмен в процессе соревнований, и определяют структуру соревновательной деятельности.

Только располагая показателями соревновательной деятельности каждого спортсмена, можно оценить эффективность его действий и определить пути совершенствования его мастерства в процессе тренировки.

Структуру соревновательной деятельности составляют соревновательные действия, определяемые физическими способностями, функциональными возможностями, психическими свойствами спортсменов.

На основе анализа структуры соревновательной деятельности, выявления значимости ее компонентов по отношению к спортивному результату определяют факторы, от которых зависит эффективность соревновательной деятельности и уровень спортивных достижений. Наиболее существенными являются следующие факторы: уровень владения техникой соревновательного действия и умение тактически эффективно его выполнить в соревнованиях; уровень развития специфичных для данного вида спорта физических и психических качеств и способностей спортсменов; уровни функциональных возможностей и морфологических показателей применительно к специфике вида спорта. В спортив­ных играх, например, важными факторами являются арсенал.

I Существенными факторами выступают возраст и спортивный стаж, эффективное функционирование системы подготовки спорт­сменов в каждом виде спорта, подготовка и участие в конкретном соревновании. Важное значение имеет подготовка к соревнованиям и управ­ление действиями спортсменов в процессе соревновательной дея­тельности. Ведущая роль здесь принадлежит тренеру.

В процессе подготовки к соревнованиям как можно полнее учи­тываются требования, которые определяются структурой сорев­новательной деятельности и факторами, обусловливающими ее эффективность. Важное значение имеет учет условий, в которых протекает соревновательная деятельность спортсменов: это климато-географпческие условия региона, состав соперников, харак­теристика зрителей, особенности судейства и др. В конечном счете, подготовка спортсменов проводится с учетом конкретного сопер­ника. В игровых видах спорта для этого используют данные спортив­ной разведки об игроках соперника, данные о возможностях сво­ей команды, итогом чего является тактический план ведения игры. Этот план «проигрывается» на тренировочном занятии против «модели соперника».

После окончания соревнований проводится общий анализ про­деланной работы по подготовке команды к соревнованиям и по результатам соревновательной деятельности. Общая оценка суще­ственно зависит от характера соревнования: если это основное на данный сезон, то главный критерий здесь — занятое место и ею соответствие запланированному; если подводящее, то главным кри­терием здесь будет достижение установленных на этот период мо­дельных показателей по всем основным параметрам соревнова­тельной деятельности.

Соревновательная подготовка занимает важное место в подготовке спортсменов как в годичном, так и в многолетнем циклах.
Регулярное участие в соревнованиях с различными по подготовленности, стилю и т.п. соперниками необходимо для приобретения и совершенствования у спортсменов необходимых «соревновательных» качеств, способствующих эффективному выступлению в ответственных соревнованиях (основных). Основные соревнования отдельного годичного цикла служат подводящими к основным в системе многолетней подготовки.

Задачи соревновательной подготовки решаются в тренировочной и соревновательной деятельности — в процессе интегральной
подготовки (реализация структурных компонентов соревновательной деятельности), соревнований по технической подготовке, физической подготовке, соревнований по виду спорта в учебной группе (спортивном коллективе), контрольных прикидок, и т. п. Направленность и степень трудности соревнований должны соответствовать задачам и способностям конкретного контингента. К участию в соревнованиях следует допускать только достаточно подготовленных спортсменов. Состав участников и программа соревнований должны обеспечить необходимую конкуренцию и условия для максимальной реализации возможностей спортсменов.

На каждом этапе подготовки и в годичных циклах должно быть
оптимальное число спортивных соревнований, чтобы задачи многолетней подготовки могли решаться успешно. Очень большое число
соревнований может нарушить нормальный учебно-тренировочный процесс. Слишком малое число соревнований или их отсутствие также нарушает нормальный ход подготовки.

ТАБЛИЦА 1

Наши рекомендации