Методика работы социального педагога в общеобразовательной школе
Социальный педагог в школе - это специалист-профессионал, который призван обеспечивать взаимодействие семьи, образовательного учреждения, различных социальных институтов в воспитании ребенка, помогать ему адаптироваться в сложных современных условиях.
Школьный социальный педагог:
- изучает психологические и возрастные особенности ребенка, мир его интересов, круг общения, условия жизни, позитивные и негативные влияния микросоциума; выявляет причины и характер социально-педагогических проблем, т.е. ставит свое образный «социально-педагогический диагноз» (диагностическая функция);
- организует различные виды социально значимой деятельности, влияет на содержание досуга, помогает в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адаптации, организует деятельность подростковых и молодежных объединений в социуме, организует профессиональное взаимодействие медицинских, образовательных, культурных, спортивных, правовых учреждений, участвующих в социально-педагогической работе (организаторская функция);
- учитывает и приводит в действие социально-правовые, юридические, психологические, экономические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний на развитие личности (профилактическая функция);
- обеспечивает реализацию системы правовой защиты, социально-педагогической поддержки ребенка и семьи (правозащитная, реабилитационная функции).
В своей практической деятельности школьный социальный педагог выполняет различные социальные роли.
Социальный педагог - это прежде всего посредник между ребенком, семьей и школой, различными социальными служба ми, организациями и учреждениями, призванными заботиться о детях.
Социальный педагог не сторонний наблюдатель, он - участник совместной деятельности детей, родителей, педагогического коллектива школы. Находясь в статусе штатного работника общеобразовательного учреждения, социальный педагог выступает его полномочным представителем в социуме.
В соответствии с квалификационной характеристикой в обязанности школьного социального педагога входит:
- содействие в формировании гуманных отношений в образовательном учреждении;
- организация социально-педагогической деятельности в социуме, различных видов сотрудничества взрослых и детей;
- оказание профессионального содействия детям и их семьям по своевременному выявлению и разрешению конфликтных, социально сложных ситуаций;
- представление и защита интересов детей, их семей во взаимоотношениях с различными государственными, общественными структурами;
- проведение работы только в рамках своей компетентности
- качественное выполнение своих функций.
Социальный педагог имеет следующие права:
- представлять и защищать интересы детей в органах законодательной и исполнительной власти;
- собирать информацию, связанную с детскими проблемами, вопросами семейного воспитания, проводить социологические опросы, диагностические обследования;
- делать официальные запросы в общественные организации, государственные учреждения с просьбой о решении тех или иных вопросов, связанных со сферой деятельности социального педагога;
- вести активную работу по изучению опыта семейного воспитания.
Важным вопросом в социально-педагогической практике является оценка деятельности школьного социального педагога, определение основных критериев эффективности ею работы. Можно выделить следующие критерии эффективности:
- оценка изменения социально-психологической обстановки в школе, социуме по сравнению с первоначальным периодом работы социального педагога;
- анализ социально-педагогической проблем детей за прошедший год и результатов их решения;
- динамика изменений в отношениях детей, подростков, их родителей к базовым социальным ценностям;
- динамика включенности детей и взрослых в различные виды деятельности в школе, по месту жительства;
- динамика изменений в отношениях детей, родителей к социально-педагогической деятельности школьного социального педагога;
- изменение уровня профессионального роста социально го педагога как специалиста.
Обязательными являются следующие документы: социально-педагогическая характеристика детского коллектива школы, микрорайона; медико-психолого-педагогические характеристики детей (они относятся к числу документов для внутреннего пользования и не подлежат широкой огласке); перспективный план работы на год, утвержденный руководством школы.
Составлению планов работы предшествует социально-педагогическое исследование микрорайона школы, Оно является информационной основой профессиональной деятельности школьного социального педагога. Социально-педагогический паспорт микрорайона школы может включать в себя следующие аспекты:
- материальная база жилого массива микрорайона школы (спортивная, техническая, культурно-просветительская и т.п.), возможности ее использования для организации внеучебного времени детей и подростков;
- центры сосредоточения интересов детей и подростков микрорайона, места их стихийного группирования;
- возможные очаги негативного влияния на них;
- взрослое население и окружение микрорайона (возрастной, социальный, профессиональный, национальный состав жителей);
- состав семей микрорайона (структура семей, воспитательный потенциал; образовательный, культурный и нравственный уровень);
- детское население микрорайона (общее число детей и подростков; количество несовершеннолетних, входящих в группу риска).
Направления и формы работы школьного социального педагога раскрывают содержательную сторону его функциональных обязанностей, учитывают специфику детского и педагогического коллективов, микросоциума школы. Можно выделить следующие основные направления работы:
- изучение медико-психологических и социально-педагогических особенностей личности учащихся, условий их жизни, специфики микросреды;
- выявление детей группы риска;
- осуществление профилактической работы по предупреждению школьной и социальной дезадаптации, девиантного и делинквентного поведения;
- осуществление правового просвещения учащихся;
- разработка и реализация программ коррекции и реабилитации отклоняющегося поведения учащихся;
- взаимодействие с семьями учащихся с целью совместного решения проблем воспитания и развития личности ребенка;
- взаимодействие с психологами, учителями, классными руководителями с целью создания условий для реализации прав и свобод обучающихся;
- профилактика и разрешение конфликтных ситуаций с участием несовершеннолетних;
- взаимодействие с правоохранительными органами, службами социальной защиты и занятости населения, медицинскими учреждениями, общественными, благотворительными организациями;
- участие в работе педагогических советов и методических объединений.
Остановимся подробнее на некоторых направлениях и фор мах работы школьного социального педагога.
Основные этапы практической деятельности школьного социального педагога.
Первый этап - подготовительный, введение в курс дела: знакомство с учащимися, их семьями; установление профессиональных контактов с практическим психологом, всеми сотрудника ми школы; проведение первичной социально-педагогической диагностики микрорайона; изучение обращений учащихся, родителей, учителей к социальному педагогу; определение форм сотрудничества с соответствующими социальными учреждениями и организациями.
Второй этап — организационный: сбор и анализ профессионально значимой информации; определение социально-педагогического потенциала сотрудников школы, микросоциума; дифференциация проблем, определение приоритетов в создании системы работы; обеспечение координации в работе социальных институтов микрорайона; формирование актива добровольных помощников; организация и реализация системы социально-правовой за щиты учащихся, социально-педагогической поддержки семьи; ведение необходимой документации; составление перспективного плана работы на основе анализа результатов первого этапа.
Третий этап: совершенствование компонентов профессиональной деятельности (диагностического, консультативного, правозащитного и т.д.); активное участие в работе методического объединения социальных педагогов округа, города, изучение и анализ опыта коллег, повышение собственной квалификации.
14. МЕТОДИКА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СОЦИАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ
Соц инфраструктура - совокупность органов и учреждений, материальная и нормативно-законодательная база, обеспечивающие удовлетворение соц потребностей граждан и защиту их соц прав. Это совокупность таких отраслей, как наука, образование, торговля, здравоохранение, общественное питание, соц защита населения, жилищно-коммунальное хозяйство и др.По отношению к социальной деятельности социальная инфраструктура является внешней системой, которая обусловливает эффективность функционирования всего социального комплекса. Социальная инфраструктура включает в себя следующие уровни:
· -высший управленческий уровень (Правительство РФ и соответствующие министерства - например, Министерство образования РФ, Министерство здравоохранения, труда и соц развития и др.; а также комитеты, службы и комиссии - например, комитет по делам молодежи; комитет по физической культуре, спорту и туризму; комиссии по вопросам женщин, по вопросам семьи и др.);
· уровень региональных и муниципальных органов и учреждений (органы и учреждения на местах, которые руководят решением тех или иных социальных вопросов, осуществляют конкретные акты социальной политики, выполняют управленческие функции; а также функциональные учреждения школы, больницы, институты, библиотеки, центры социального обслуживания различных категорий населения и т.д.);
· неправительственные организации и учреждения благотворительной и социальной направленности (ассоциации лиц со сходными проблемами, фонды и т.д.).
Соц-пед инфраструктура - совокупность учреждений, организаций и служб, деятельность которых направлена на оказание профессиональной соц-пед помощи людям (независимо от возраста) в целях защиты их гражданских прав и свобод, охраны жизни и здоровья, создания условий для успешной жизнедеятельности, обучения, воспитания, развития личности и адаптации в социуме. Особенностью соц-пед инфраструктуры является то, что она имеет ярко выраженный межведомственный характер. Компоненты (учреждения, службы, организации и др.), составляющие соц-пед инфраструктуру той или иной территории, могут принадлежать как одной отрасли (например, образованию или социальной защите населения), так и разным отраслям. При этом следует иметь в виду, что соц-пед инфраструктура представляет собой сбалансированную и развивающуюся систему.
Главной задачей соц-пед инфраструктуры является оказание соц-пед услуг в целях более полного удовлетворения общественных и личных запросов граждан на развитие, психолого-педагогическую, медицинскую, социальную адаптацию и реабилитацию, защиту прав несовершеннолетних.
Основными характеристиками соц-пед инфраструктуры являются:
1) ее нацеленность на защиту прав человека (на достойную жизнь, здоровье, образование и развитие), на его социальную, психолого-педагогическую поддержку, на помощь людям, оказавшимся в сложных жизненных обстоятельствах;
2) взаимосвязь, взаимозависимость и взаимодействие элементов инфраструктуры, ее целостность;
3) наличие гос, муниципального, общественного органа, координирующего совместную деятельность компонентов соц-пед инфраструктуры.
В соц-пед инфраструктуре представлены след группы учреждений: учреждения общего и проф образования разных ступеней и уровней подготовки в них; коррекционные образовательные учреждения (группы) для детей с отклонениями в физическом или интеллектуальном развитии; учреждения дополнительного образования; учреждения для детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей; клубные учреждения для детей и подростков; реабилитационные учреждения по восстановлению утраченных или ослабленных свойств и качеств личности; службы комплексной помощи семье и детям (например, опеки и попечительства, центры помощи семье и детям, приюты и др.).
Методика организации социально-педагогического комплекса:
СПК– это структурно упорядоченная разветвленная сеть воспитательно-образовательных учреждений, социально-психологических служб, территориальных групп и объединений, служб помощи семье и детству, направленная на социальную защиту и осуществление прав каждого своего члена в творческой самореализации, успешном физическом, психическом и социальном развитии личности.
Задачи СПК:обеспечение необходимых условий по месту проживания детей для них эффективного социального воспитания; проведение ранней диагностики, коррекции и реабилитации; оказание оперативной социальной помощи; координация усилий в работе с семьей и в микросоциуме; социально-педагогическая поддержка детей и семей со специфическими нуждами (оставшихся без попечения родителей, инвалидов, «группы риска» и т.п.).
Виды СПК:
1. СПК школьного, ведомственного и межведомственного уровня;
2. СПК территориального и проблемно-ориентированного типов;
3. СПК широкого профиля и ориентированные на отдельные категории обслуживаемых.
Система – 1)это прежде всего целостная совокупность элементов.2) множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство
Службы социальной помощи – это организации, призванные решать проблемы населения.
Социальная защита - целенаправленные действия, а также средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, соц.груп, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем обусловленных социальными рисками, которые могут привести, или уже привели, к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и закономерных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а так же их оптимального развития восстановление или приобретение.
Функции соц.помощи: несет расширенную информационную ответственность; дает информацию, совет и руководящие указания, которые могут содействовать решению или предотвращению социальных проблем; если не может оказать помощь, то должна проследить за тем, чтобы ее оказали другие.
Службы соц.помощи: общественные организации («Красный крест»); отдел социальной работы; ПДН; КДН; МУ «Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам» – Леда; МУ «Центр защиты прав несовершеннолетних «Душа»);реабилитационные центры и др.