Педагогическое общение в структуре учебного процесса
Педагогическое общение - специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе.
Спецификапедагогического общения, прежде всего, проявляется в его направленности. Оно направлено не только на само взаимодействие и на обучающихся в целях их личностного развития, но и, что является основным для самой педагогической системы, - на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе умений. В силу этого педагогическое общение характеризуется как бы тройной направленностью:
· на само учебное взаимодействие,
· на обучающихся (их актуальное состояние, перспективные линии развития) и
· на предмет освоения (усвоения).
В то же время педагогическое общение определяется и тройной ориентированностью на субъектов:
· личностной,
· социальной и
· предметной.
Это происходит в силу того, что педагог, работая с одним обучающимся над освоением какого-либо учебного материала, всегда ориентирует результат деятельности на всех присутствующих в группе, т.е. фронтально воздействует на каждого обучающегося. Поэтому можно считать, что своеобразие педагогического общения выражается также в том, что органически сочетает в себе элементы личностно ориентированного, социально ориентированного и предметно ориентированного общения.
Основная цель педагогического общения состоит как в передаче общественного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) – от педагога учащимся, так и в обмене личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом.
Педагогическое общение как и любое другое общение реализует коммуникативную, перцептивную и интерактивную функции.
Как специфические для педагогического общения характерны 3 функции – обучающая, воспитывающая, фасилитативная (помощь учащемуся в самовыражении).
Функциональной единицей педагогического общения является коммуникативная задача.
При построении коммуникативной задачи исходными пунктами являются:
- педагогическая задача,
- наличный уровень педагогического общения педагога и обучаемых,
- учет индивидуальных особенностей обучаемых,
- учет собственных индивидуальных особенностей,
- учет методов работы.
Выделим особенности коммуникативной задачи как функциональной единицы общения. Во-первых, она играет роль побудителя ответного речевого или неречевого действия. Во-вторых, коммуникативная задача есть продуктивно-рецептивная единица, т.е. она включает речевую деятельность (действия) как говорящего, так и слушающего.
С позиции говорящего (преподавателя) могут быть выделены следующие группы задач:
1) передача (сообщение) информации,
2) затребование, запрос информации,
3) побуждение к действию (вербальному или невербальному),
4) выражение отношения к вербальному или невербальному действию партнера педагогического общения (обучаемого).
Наибольшую функциональную нагрузку в педагогическом общении несут такие коммуникативные задачи, как сообщение, убеждение, побуждение, одобрение, объяснение, опровержение, доказательство, вопрос и др.
Коммуникативными задачами слушающего являются: понять, запомнить, выучить, усвоить, сделать вывод, ответить, опровергнуть, доказать и т.д.
Л.А.Григорович в составе педагогического общения выделяет три компонента:
1. Мотивационный,
2. Когнитивный и
3. Поведенческий.
Представленная ученым структура процесса общения состоит из следующих стадий:
1. Потребность в общении.
2. Ориентировка в целях общения в ситуации общения.
3. Ориентировка в личности собеседника.
4. Планирование (чаще бессознательно) темы, стиля общения, речевых фраз.
5. Реализация общения.
6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника.
7. Коррекция стиля общения.
Как видно, каждый из этих пунктов составляет определенный этап в структуре педагогического общения. Их применение, несомненно, принесет свои положительные результаты.
Педагогическое общение включает этапы:
1. Прогностический этап:моделирование педагогом общения с группой, потоком в процессе подготовки к педагогической деятельности.
2. Начальный период общения:организация непосредственного общения с аудиторией, группой.
3. Управление общениемв развивающемся педагогическом процессе.
4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование общения в предстоящей деятельности.
Рассмотрим содержательные и процессуальные особенности выделенных этапов общения.
Первый этап.В процессе моделирования общения осуществляется планирование коммуникативной структуры будущей деятельности соответственно:
а) педагогическим целям и задачам;
б) общей педагогической и нравственно-психологической
ситуации в аудитории;
в) творческой индивидуальности самого педагога;
г) индивидуальным особенностям студентов;
д) предлагаемой системе методов обучения и воспитания.
Все это, вместе взятое, представляет собой опережающую стадию педагогического общения. Эту стадию нужно хорошо продумывать. Методическая и содержательная структура занятий должна повлиять на возникновение эмоционального единства, создание атмосферы общения.
Второй этап.Это начальный период общения, организация непосредственного взаимодействия с аудиторией, начало контакта, во многом определяющего успешность дальнейшего развития содержательного и социально-психологического аспекта педагогической деятельности.
Важнейшими элементами этого этапа являются:
а) конкретизация спланированной модели общения;
б) уточнение условий и структуры предстоящего общения;
в) осуществление изначальной стадии непосредственного общения.
Преподаватель должен уточнить с первых мгновений общее настроение аудитории и возможности работы с помощью избранных на предварительном этапе методов работы.
Педагог выступает как инициатор общения: от того, как он организует переход от предкоммуникативной ситуации к ситуации непосредственного педагогического общения, зависит успех. Управление познавательным поиском на занятии осуществляется через верно спланированную и организованную систему общения.
Третий этап — управление развивающимся педагогическим процессом. Метод обучения и система общения должны быть адекватны. Только тогда будет эффективна совместная работа преподавателя и обучаемых.
Четвертый этап. Преподаватель анализирует использованную им систему общения, уточняет возможные варианты организации общения в данном коллективе, анализирует содержание занятия и тем самым прогнозирует предстоящее общение с аудиторией. На четвертом этапе цикл общения заканчивается и осуществляется переход к первому этапу.