Основные методологические подходы к педагогическому исследованию

Методология каждой науки раскрывается через специфические относительно самостоятельные подходы или принципы.

В современных педагогических исследованиях реализуют: системный, комплексный, личностный, деятельностный, полисубъективный (диалогический), природосообразный, культурологический, антропологический подходы, которые и представляют их методологические принципы.

Системный подход – ориентирует исследования на раскрытие целостности объекта, выявление его сложных связей и взаимодействий, среди которых нужно выделить наиболее существенную, определяющую для данного объекта, как говорят, системообразующую связь (например, системообразующими компонентами учебного процесса могут быть: целеполагание, субъекты педагогического процесса (педагог и учащиеся) и результат).

Комплексный подход – ориентирует исследователя на рассмотрение группы явлений в совокупности (например, при изучении темы «система социального воспитания в школе», исследователь учитывает объективные и субъективные условия и факторы, влияющие на эффективность социального воспитания детей в школе, взаимосвязь гражданского, нравственного, трудового, экономического, физического и других типов воспитания, единство и координацию влияний школы, семьи, социума на воспитание детей).

Личностный подход – во-первых, означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как на цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Во-вторых, этот подход настоятельно требует от исследователя учета уникальности личности, её интеллектуального и духовного потенциала. В-третьих, в рамках данного подхода исследователь опирается в обучении и воспитании на естественный процесс саморазвития природных задатков и относится к воспитаннику, как субъекту воспитательного взаимодействия.

Деятельностный подход – ориентирует исследователя, во-первых, на анализ структуры учебной, общественно полезной, духовной и других видов деятельности воспитанников, изучению составляющих их: предметное содержание; мотивы побуждающие субъекта к деятельности; цели, на достижение которых она направлена; средства, с помощью которых деятельность осуществляется, и её результаты. Во-вторых, деятельностный подход требует от исследователя специальной работы по выбору и организации деятельности ребёнка, по активизации и переводу его в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь предполагает обучению воспитанника сознательному выбору цели и обоснованному планированию деятельности, её организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности. В-третьих, деятельностный подход – суть которого состоит «в признании единства психики и деятельности, единства строения внутренней и внешней деятельности, деятельностного опосредования межличностных отношений». (См.: Конюхов Н.И. Словарь-справочник по психологии. – М., 1996. – С.30).

Природосообразный подход – обеспечивает организацию учебно-воспитательного процесса в соответствии с общими законами развития природы и человека.

Полисубъектный (диалогический) подход - составляет сущность методологии гуманистической педагогики. Применение этого подхода помогает исследователю создать нравственно-психологическое единство субъектов (педагога и учащихся), благодаря которому «объектное» воздействие уступает место творческому процессу взаиморазвития и саморазвития, взаимообразования и самообразования, взаимовоспитания и самовоспитания.

Культурологический подход помогает исследователю приобщить воспитанников к различным пластам культуры как системы ценностей.

Антропологический подход – предполагает системное использование исследователем данных всех наук о человеке и их учёт при построении и осуществлении учебно-воспитательного процесса. К.Д. Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях».

В практике педагогических исследований осуществляют также такие подходы, как: монографический (обращённый к философской, социологической, психолого-педагогической и другой литературы); праксиметрический (обращённый к сравнительно-сопоставительному анализу по обобщению массового и новаторского педагогического опыта); логический (предусматривает изучение педагогического явления в том состоянии его развития, которого оно достигло на момент исследования); исторический (ориентирует на изучение конкретноисторического генезиса и развития, объекта исследования); сущностный (направлен на выявление устойчивых характеристик, внутренних связей, механизмов и движущих сил изучаемого явления).

Вопросы для самопроверки.

Что такое методология?

Что такое методология педагогики?

Охарактеризуйте четыре уровня методологии.

Дайте характеристику сферы реализации методологии педагогики.

Что такое педагогическое исследование?

Что означает быть педагогом-исследователем?

Дайте определение понятию «методологическая культура педагога-исследователя».

Раскройте основные компоненты модели методологической культуры педагога-исследователя.

Дайте характеристику основным методологическим принципам педагогического исследования

Дайте характеристику основным методологическим подходам к педагогическому исследованию.

Наши рекомендации