Экологическая культура личности: сущность, структура
Экологическое воспитание школьников является в настоящее время одним из приоритетных направлений воспитательной работы с детьми и учащейся молодежью. Это обусловлено тем, что на современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком переросли в глобальную экологическую проблему. Экология (от греч. oikos — дом, жилище; 1оgos — наука) — комплекс наук, исследующих различные аспекты отношений живых организмов и условий среды. Воспитание экологической культуры (экологическое воспитание) — это целенаправленная работа педагогов по формированию у школьников системы знаний о природе и о правилах взаимодействия с ней, созданию условий для осознания учащимися ценности природы для общества и человека, стимулированию, мотивации и организации экологической (природоохранной) деятельности учащихся, овладению ими опытом эмоционально-волевого, нравственно-эстетического отношения к природе.
Цель экологического воспитания — экологическая культура личности. Экологическая культура личности — уровень сформированности системы научных знаний о взаимодействии человека, общества и природы; экологических ценностных ориентаций, норм и правил; нравственно-эстетического отношения к природе; умений и навыков по изучению природы и ее охране. В структуре экологической культуры выделяют (А. Н. Захлебный, Б. Т. Лихачев и другие): систему экологических знаний; экологическое сознание, ценностное отношение к природе; опыт (умения, навыки) экологической деятельности (рис. 64).
Рис. 64. Структура экологической культуры личности
Экологические знания являются содержательно-смысловой основой экологической культуры. Их усвоение предполагает не только информирование учащихся о проблемах экологии, но и осознания ими самих себя как носителей экологических норм и ценностей. В системе современных экологических знаний реализуются следующие ключевые экологические идеи: целостность природы в биосфере и взаимосвязь всех ее компонентов; многообразие видов в природе и необходимость их охраны; зависимость здоровья человека от действия факторов окружающей среды; природа как фактор нравственно-эстетического развития личности. Экологическое сознание порождает установку личности на сохранение природной среды как условия благополучия будущих поколений. Экологические ценности, заключающиеся в эстетическом, познавательном, этическом и практическом отношении к природе, влияют на поведение личности. Ценностное отношение к природе означает осмысление личностью экологических проблем и готовность включиться в различные практические действия по сбережению и сохранению природной среды. Экологическая деятельность способствует осознанию школьниками своих возможностей по сохранению природы. Эта деятельность не только актуализирует имеющиеся у них экологические знания, но и вызывает потребность в приобретении новых.
В соответствии со структурой экологической культуры личности определяются задачи воспитательной работы по ее формированию: помощь учащимся в усвоении системы знаний о природных явлениях и процессах, осознании последствий воздействия человека и общества на окружающую среду и свою жизнедеятельность; формирование ценностных ориентаций экологического характера, гуманного, ответственного отношения к природе; формирование готовности к природоохранной деятельности и соответствующих умений.
В качестве условий воспитания экологической культуры школьников в теории воспитания выделены: сочетание разных форм, методов, средств экологического образования; повышение экологической культуры педагогов и родителей; практическая деятельность учащихся по охране природы; взаимодействие учреждений образования с предприятиями, научными учреждениями и общественными организациями, субъектами природоохранной деятельности; непрерывность экологического образования и воспитания.
Определены также пути формирования экологической культуры: экологизация учебных предметов, факультативные занятия, внеклассное и внешкольное воспитание.
Основными критериями сформированности экологической культуры учащихся являются: наличие представлений о взаимодействии в системе «человек — общество — природа», знаний о природе родного края, локальных, региональных и глобальных экономических проблемах; ответственность за сохранение природного окружения, соблюдение норм экологически безопасного поведения; участие в разнообразных видах деятельности в области природоиспользования и охраны окружающей среды.