Глава XIV. Система организации дошкольной логопедической помощи в СССР
До Октябрьской революции в России не существовало организованной специализированной помощи детям с различными видами аномалий. Учебно-воспитательные учреждения были частными, оторванными от общеобразовательных и дошкольных учреждений для нормальных детей и существовали обособленно, замкнуто, по преимуществу на благотворительные средства.
Октябрьская революция в корне изменила это положение. Советское государство с первых дней полностью взяло на себя заботу о глухих, слепых и умственно отсталых детях. Была поставлена задача организации и развития сети специальных учреждений как особого звена в системе народного образования. Советское правительство издало ряд законодательных документов, которые определяли организационную структуру этих учреждений, требования к воспитанию и образованию детей.
В ноябре 1917 г. при Наркомпросе РСФСР был создан «Школьно-санаторный совет». Одной из его задач была организация воспитания и обучения дефективных детей.
В 1920 г. состоялся I Всероссийский съезд деятелей по борьбе с дефективностью, беспризорностью и преступностью. На съезде обсуждались важнейшие вопросы воспитания аномальных детей. Участники съезда подчеркнули необходимость учета детей с отклонениями в развитии, организации разветвленной сети специальных учреждений для них и осуществления всеобщего обучения. Съезд выдвинул задачу организации высшего дефектологического образования.
В 1927 г. Наркомпрос РСФСР издает приказ «О мерах по борьбе с речевой дефективностью у детей школьного и дошкольного возраста».
Несмотря на экономические трудности, стоявшие перед государством, уже в первые годы Советской власти стали возникать детские учреждения для умственно отсталых, слепых и глухих детей. Одновременно началась подготовка дефектологических кадров для работы с аномальными детьми.
Значительным достижением советской дефектологической службы с первых дней ее возникновения является выраженная общественная направленность, стремление всемерно приобщать детей с отклонениями в развитии к трудовой полезной деятельности. При этом решающим фактором воспитательного воздействия служит мобилизация компенсаторных возможностей ребенка с целью полноценного развития его личности, создания предпосылок для дальнейшего обучения, социальной адаптации.
Дети с речевой патологией долгое время продолжали обучаться в условиях общеобразовательной школы, несмотря на то что уже тогда имелись сведения о значительной распространенности речевых нарушений в детском возрасте. В 1928 г. профессор Ф. A. Pay поставил вопрос о необходимости организации дошкольной помощи детям с дефектами речи в целях исправления речевых нарушений к моменту поступления ребенка в школу. Ф. A. Pay выделил легкие формы речевых недостатков, которые могут быть устранены воспитателями детских садов, прошедшими логопедическую переподготовку, и тяжелые формы речевой недостаточности, которые могут корригироваться специалистами-логопедами в специальных группах.
В 1930 г. при нервно-психиатрической лечебнице им. Соловьева была открыта первая логопедическая группа для заикающихся детей дошкольного возраста.
В 1931 г. Наркомпрос издал приказ «О введении всеобщего обязательного начального обучения физически дефективных, умственно отсталых и страдающих недостатками речи (логопатов) детей и подростков».
Это дало возможность расширить логопедическую помощь детям по линии двух ведомств — здравоохранения и просвещения.
Первыми специальными дошкольными учреждениями в нашей стране стали ясли для заикающихся детей, работа в которых проводилась под методическим руководством Е. Ф. Pay (1932 г.), и логопедический полустационар для заикающихся дошкольников, организованный по инициативе известного психиатра и общественного деятеля В. А. Гиляровского (1930 г.). В нем применялся разработанный профессором Н. А. Власовой комплексный метод преодоления заикания у детей.
Длительное время (60-е гг.) логопедическая помощь детям с другими дефектами речи (дислалией, дизартрией, алалией и др.) оказывалась лишь в экспериментальных группах или амбулаторно в детских поликлиниках, что не отвечало полностью потребностям населения и не обеспечивало полноценной коррекции нарушения речи к моменту поступления ребенка в школу.
Последующий период характеризуется глубоким всесторонним изучением различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста. Он завершился созданием педагогической классификации речевых нарушений. На основе научно разработанной типологии детей с речевыми дефектами стало возможным обосновать развитие дифференцированной сети дошкольных учреждений для лиц с различными формами нарушений речи.
В 70-е гг. началось интенсивное развитие специализированной сети дошкольных учреждений в системе Министерства просвещения. В 1975 г. выходит постановление Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению обучения, трудового устройства и обслуживания лиц с дефектами умственного и физического развития», которое в законодательном порядке обеспечивало открытие как логопедических групп при детских садах общего типа, так и специализированных детских садов и яслей-садов.
В связи с этим органами народного образования и здравоохранения была широко развернута организационно-педагогическая работа, направленная на выявление и учет детей ясельного и дошкольного возраста, нуждающихся в коррекции речи.
В настоящее время потребность в таких учреждениях резко возрастает. Наиболее перспективным типом учреждения является логопедический детский сад (ясли-сад), где создаются наиболее благоприятные условия для развития ребенка с учетом особенностей его речевого дефекта. Именно в этих учреждениях обеспечивается всестороннее развитие физических и умственных способностей детей, своевременное устранение вторичных отклонений психического развития и подготовка их к школе.
Воспитание и обучение детей в условиях специальных учреждений основывается на общедидактических принципах, разработанных дошкольной педагогикой. Однако выбор методических приемов определяется следующим:
а) характером и структурой дефекта;
б) временем возникновения дефекта;
в) уровнем психического развития.
Применение в тесном единстве общедидактических и специальных принципов обучения позволяет обеспечивать развитие всех сторон познавательной деятельности ребенка, его эмоционально-волевой сферы, способностей и личности в целом.
Условия специальных учреждений дают возможность применения в случае необходимости различных лечебно-коррекционных мероприятий.
Важными стимулами для активизации компенсаторных возможностей детей являются формирование положительных отношений в детском коллективе, правильная организация режима (чередование занятий и отдыха детей, предупреждение перегрузок детей) и др.
Остановимся подробнее на характеристике детских садов для детей с нарушениями речи.
В детских садах (группах) для детей с нарушениями речи оказывается массовая помощь детям с различными отклонениями в речевом развитии. Основная задача, которую должны решать работники специальных дошкольных учреждений, состоит в том, чтобы в результате коррекционного обучения устранить полностью или частично речевой дефект и подготовить ребенка к успешному обучению в общеобразовательной школе или в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
В специальных учреждениях осуществляется дифференцированное обучение и воспитание дошкольников с различными речевыми аномалиями (С. А. Миронова, Т. Б. Филичева). Согласно «Типовому положению о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи» (приказ № 36 министра просвещения СССР от 26 мая 1970 г.) создаются следующие группы:
1) для детей с общим недоразвитием речи;
2) для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием;
3) для детей с нарушениями произношения отдельных звуков;
4) для заикающихся детей.
Разрешается также открывать группы для детей с ринолалией и дизартрией. Если таких групп нет, то дети, страдающие дизартрией и ринолалией, зачисляются в группы № 1 и № 2 (см. выше) в зависимости от уровня их речевого развития.
Отбор детей с нарушениями речи в специальные дошкольные учреждения проводится медико-педагогической комиссией с учетом основных принципов: принципа отграничения детей с речевой патологией от детей с другими аномалиями, возрастного принципа и принципа дифференцированного обучения дошкольников с различными видами речевых нарушений.
В специализированные детские сады принимаются дети только с сохранным слухом и интеллектом. Группы организуются с учетом возраста.
Дети с заиканием зачисляются в возрасте от 2 до 6 лет; дети с общим недоразвитием речи — в возрасте от 3 до 5 лет; дети с фонетико-фонематическим недоразвитием, а также дети с нарушением произношения отдельных звуков — в возрасте от 5 до 6 лет.
В состав педагогической комиссии входят представитель отдела народного образования, старший логопед района, заведующая детским садом и логопеды, работающие в данном учреждении.
Детей с речевыми недостатками выявляют логопед поликлиники или логопед детского сада, врач-педиатр, заведующая детским садом и воспитатель.
На медико-педагогическую комиссию представляются следующие документы: выписка из истории болезни, где обязательно должны быть заключения окулиста о состоянии зрения и отоларинголога о состоянии слуха, заключение психоневролога об умственном развитии ребенка, характеристика логопеда с указанием степени сформированности каждого из компонентов языковой системы. Характеристика заканчивается логопедическим заключением с указанием рекомендаций для пребывания ребенка в группе определенного профиля. Обязательной является характеристика ребенка, которую готовит воспитатель. В ней, кроме формальных данных о ребенке (имя, фамилия, возраст, адрес), указывается, с какого времени ребенок посещает данное учреждение, как привыкает к новой обстановке, быстро ли вступает в контакт с окружающими детьми и взрослыми. Воспитатель отмечает, какие речевые дефекты он обнаружил, как ребенок на них реагирует (стесняется, замыкается в себе, излишне расторможен и др.). Далее в характеристике раскрывается, как ребенок усваивает программный материал на занятиях по всем видам учебной деятельности, насколько он усидчив и целенаправлен. Важно охарактеризовать участие ребенка в игровой деятельности: как долго умеет играть, может ли организовать творческую игру, каковы взаимоотношения с товарищами. Необходимо также указать навыки самообслуживания.
Члены медико-педагогической комиссии должны определить, в группу какого профиля направляется ребенок, с какого времени и на какой срок пребывания. Так, дети с общим недоразвитием речи зачисляются на 2 — 3 года обучения, в зависимости от возраста и уровня речевого развития; дети с фонетико-фонематическим недоразвитием, заиканием — на один год; дети с нарушением произношения отдельных звуков — на полгода.
По окончании установленного срока дети, нуждающиеся в продолжении обучения, повторно обследуются членами медико-педагогической комиссии. Основаниями для продления срока обучения могут быть тяжесть дефекта, соматическая ослабленность, частые пропуски занятий (по уважительным причинам).
Не зачисляются в дошкольные учреждения для детей с нарушениями речи умственно отсталые дети, дети со снижением слуха (слабослышащие), зрения (слабовидящие), с нарушениями опорно-двигательного аппарата, психопатоподобным поведением, эпилептическими припадками и психическими нарушениями.
Эти дети получают логопедическую помощь в специальных дошкольных учреждениях по ведущему дефекту, а также в стационарах, яслях, санаториях системы здравоохранения.