Дошкольная дидактика как отрасль педагогической науки: понятие, принципы обучения
Дидактика учреждения дошкольного образования представляет собой отрасль общей дидактики. В ней содержится теоретическое обоснование цели дошкольного обучения, представлены его содержание, формы организации, методы и средства, обеспечивающие целостное развитие личности ребенка и подготовку его к обучению в школе.
Впервые обоснование идеи последовательного обучения детей дошкольного возраста было дано в книге Я.А. Коменского «Материнская школа».
Следующий весомый шаг в создании дидактики детского сада сделал Ф. Фребель, разработавший систему обучения в детском саду. Проблема дошкольного обучения получила свое развитие в трудах известных русских педагогов. В.Ф. Одоевский занимался вопросами первоначального обучения детей.
К.Д. Ушинский подчеркнул, что уже в дошкольном детстве необходимо отделить серьезное учение от игры. Существенный вклад в разработку содержания и методики дошкольного обучения внесли Е.Н. Водовозова, П.Ф. Лесгафт,Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина.
Ряд теоретических и практических вопросов, касающихся дошкольного обучения, рассматривается в трудах Н.К. Крупской.
В 50-х гг. началась глубокая экспериментальная разработка теоретических основ, содержания, методики дошкольного обучения. Возглавила исследования А. П. Усова.
Дошкольная дидактика на современном этапе интенсивно развивается, прежде всего, за счет психологического обоснования содержания, форм и методов обучения. Существенно обогатили дошкольную дидактику психолого-педагогические исследования возрастных возможностей усвоения знаний (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), путей реализации развивающей функции дошкольного обучения (Л.А. Венгер, Н.Н. Поддьяков). Разрабатывается проблема содержания дошкольного обучения, исследуются новые средства, в частности информационные технологии с использованием компьютера (С.Л. Новоселова, Л.А. Парамонова, С.А. Козлова, А.Н. Давидчук и др.). В последние годы ведутся поиски новых форм организации обучения в детском саду.Рассматриваются возможности таких форм обучения, при которых поощряется и даже стимулируется общение между детьми в процессе решения учебной задачи (Е.В. Субботский, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова).
Основной категорией дидактики является обучение.Обучение– целенаправленный процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности по овладению системой знаний, умений, навыков, развитию творческих способностей, формированию основ мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов. Процесс обучения является составной частью целостного педагогического процесса в ДУ, наряду с процессами воспитания и развития детей.Процесс обучения имеет двусторонний характер: деятельность педагога (преподавание) и деятельность детей (учение).
Функции обучения: образовательная, воспитательная и развивающая.
Под принципами обучения подразумеваются объективные закономерности, исходные положения, которыми руководствуется педагог при отборе содержания, обучения определении форм организации, методов и средств обучения.
Заслуга разработки системы дидактических принципов как нормативной основы обучения принадлежит Я.А. Коменскому.
Принципы, которые лежат в основе современной теории дошкольного обучения:
принцип воспитывающего обучения; развивающего обучения;
научности; наглядности; систематичности и последовательности; доступности; принцип осознания процесса обучения.
В дидактике сложились разные типы обучения:
прямое, проблемное, опосредованное.
Метод обучения – это система последовательных и взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач.
Классификация методов обучения на основании структуры деятельности (Ю.К. Бабанский): методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности детей; методы мотивации и стимулирования учебно-познавательной деятельности детей; методы контроля и оценки результатов учебно-познавательной деятельности детей.
Возрастным особенностям и возможностям дошкольников соответствует классификация, по которой методы подразделяются по источнику передачи и характеру восприятия информации на:
1.наглядные (наблюдение, демонстрация (рассматривание) картин, репродукций, диафильмов, слайдов, видеофильмов и др. наглядных средств, показ способов действий, показ образца),
2.практические (упражнение, опыты и экспериментирование, моделирование),
3.словесные (рассказ педагога, рассказ детей, чтение художественной литературы, беседа),
4.игровые методы (дидактическая игра, воображаемая ситуация, роль, создание игровой ситуации).
Форма обучения – специально организованная деятельность педагога и детей, которая происходит в установленном порядке и в установленное время.
К общим формам обучения относятся:
индивидуальная, групповая, коллективная.
К конкретным формам обучения дошкольников относятся:
занятия, экскурсии, дидактические игры, индивидуальная работа с ребёнком.