Физическое воспитание школьников
с отклонениями в состоянии здоровья
В соответствии с состоянием здоровья и физической подготовленностью все школьники распределяются на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную.
К специальной медицинской группе относятся учащиеся, состояние здоровья которых не позволяет заниматься по общей школьной программе. Это дети со значительными постоянными или временными отклонениями в состоянии здоровья и физического развития. Они составляют до 3—5% школьников. Основными задачами физического воспитания данных учащихся являются: укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма; повышение физической и умственной работоспособности; освоение основных двигательных умений, предусмотренных школьной программой; обучение рациональному дыханию; воспитание правильной осанки, а в необходимых случаях ее коррекция. Для решения этих задач организуются занятия лечебной физической культурой (ЛФК). Конкретная программа занятый составляется учителем совместно с врачом. Основными средствами ЛФК являются физические упражнения, массаж и естественные факторы природы. Их подбор обусловлен характером, тяжестью и периодом заболевания, возрастом больного и его интеллектом. Наиболее широко используются гимнастические упражнения, позволяющие дозировать физическую нагрузку, избирательно влиять на отдельные органы и системы, мышечные группы и суставы, разнообразить нагрузку в качественном отношении. Они могут применяться в условиях физкультурного зала, кабинета ЛФК, дома и т. д. Применяются также элементы подвижных и спортивных игр, легкой атлетики и лыжной подготовки. Широкое распространение получили гидрокинезотера-
певтические средства: плавание, физические упражнения в воде, подводный массаж, вытяжение и коррекция в воде. В теплой воде улучшается периферическое кровообращение, заметно возрастает амплитуда движений в суставах, повышается их экономичность. Водная среда позволяет также увеличить нагрузку путем изменения темпа, направления движений и применения снарядов (ручных и ножных ласт, мячей и пр.). Для детей с нарушениями осанки, деформациями позвоночника и остаточными явлениями травм особенно полезными являются плавательные движения. При травмах и заболеваниях суставов ног применяется езда на велосипеде, ходьба на лыжах; при нарушениях обмена веществ, патологии сердечно-сосудистой и дыхательной систем — гребля, ближний туризм, оздоровительный бег и т. д. Для повышения эмоционального тонуса у занимающихся применяются малонагрузочные, подвижные и спортивные игры.
К специфическим средствам ЛФК относятся механотерапия, трудотерапия, массаж. Механотерапия представляет собой систему функционального лечения с помощью специально сконструированных аппаратов. Трудотерапия — активный метод восстановления нарушенных функции при помощи трудовых операций и различных действий по самообслуживанию.
Ведущими формами организации занятий со школьниками специальной медицинской группы является урок ЛФК и выполнение самостоятельных заданий в домашних условиях. Длительность урока 30—45 мин. Вводная часть (3—5 мин) предусматривает оказание тонизирующего влияния на организм, формирование правильной осанки, создание благоприятного эмоционального фона. В основной части (25—35 мин) решаются задачи, обусловленные видом патологии. Заключительная часть (3—5 мин) — снижение физиологической нагрузки, нормализация функций систем организма, формирование правильной осанки.
Группы для занятий (10—15 чел.) формируются в основном по видам заболеваний. Занятия проводятся учителем" 2—3 раза в неделю вне сетки учебных часов. В остальные дни школьники должны заниматься самостоятельно. Часть детей занимаются а поликлиниках, врачебно-физкультурных диспансерах, специализированных школах-интернатах и санаториях.
ГЛАВА У1П ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ СПТУ
ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ
Для учащихся СПТУ значение физического воспитания определяется не только его общесоциальными функциями, но и возможностями в решении некоторых задач профессиональной подготовки. Профессиональная направленность физического вос-
питания заключается в обеспечении достаточного развития необходимых способностей, формирования прикладных двигательных умений и навыков, а также повышения устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям как самой трудовой деятельности, так и условий, в которых она осуществляется (перепады температур, шум, недостаток кислорода, воздействие ускорений, тряски и др.). В ходе занятий оба эти направления решаются одновременно в тесной взаимосвязи и определяют содержание как учебного предмета «Физическая культура», так и добровольных форм занятий.
В СПТУ все виды занятий физическими упражнениями объединены «Комплексной программой физического воспитания учащихся СПТУ» (1986 г.). В процессе ее выполнения решаются такие специфические задачи, как развитие способностей и формирование двигательных умений, необходимых для успешного овладения профессиональными умениями и достижения мастерства в своей профессии.
Итоговым показателем эффективности физического воспитания служит состояние здоровья, физической подготовленности в соответствии с требованиями комплекса ГТО и избранной профессии, высокая работоспособность в учебе и труде, идейно-нравственная воспитанность.
СОДЕРЖАНИЕ
Физическое воспитание учащихся осуществляется на протяжении всего периода обучения по расписанию учебного дня и во внеурочное время. Основу всей работы составляют учебные занятия.
Программа составлена таким образом, что содержание учебного материала каждого из ее разделов имеет преемственность с программой по физическому воспитанию общеобразовательной школы. Она предусматривает проведение занятий по следующим четырем основным разделам:
Первый раздел — уроки физической культуры с теоретической и практической направленностью.
На уроках с теоретической направленностью даются сведения, о советском физкультурном движении и организации физического воспитания в государственной системе профессионально-технического образования, о гигиенических основах трудовой деятельности, занятий физическими упражнениями, их роли в развитии способностей, необходимых для успешного овладения избранной профессией и достижения в ней высокого мастерства. Теоретический материал сообщается в виде лекций, рассказов, бесед, а также в ходе практических занятий.
Практические уроки направлены на повышение физической подготовленности учащихся, обеспечивающей успешное выполнение ими норм комплекса ГТО и содействующей развитию профессиональных способностей. Основными видами физического воспи-
I
тания являются: гимнастика в сочетании с акробатикой, художественная и ритмическая гимнастика для девушек, борьба для юношей, легкая атлетика, лыжная подготовка, плавание, спортивные игры (футбол, баскетбол, волейбол и ручной мяч). Материал по каждой из дисциплин изложен в такой последовательности: теоретические сведения, двигательные умения и навыки, развитие силы, быстроты, координации дви?кенип, выносливости и др., учебные нормативы требований комплекса ГТО.
Занятия по плаванию являются обязательными. Для этого по усмотрению преподавателя с других разделов программ снимается по 2—3 урока. Для обучения учащихся плаванию используется спортивная база независимо от ее ведомственной принадлежности. Занятия по лыжной подготовке в бесснежных районах могут заменяться кроссовым бегом и другими легкоатлетическими упражнениями.
По согласованию с местным советом ВДСО «Трудовые резервы» и при наличии необходимых условий занятия могут проводиться на основе специализации по видам спорта, используя программы спортивных школ. Но и з этом случае должна быть обеспечена общая физическая подготовленность учащихся, позволяющая им выполнять требования учебной программы, нормы комплекса ГТО, развивать способности, необходимые для успешного овладения профессиональными двигательными умениями, совершенствовать необходимые, нравственные качества. Вид спортивной специализации подбирается, как правило, с учетом профессии, возможности положительного переноса эффекта от спортивных занятий на их учебную и будущую профессиональную деятельность.
Для групп учащихся, организованных на базе X классов, учебный материал, контрольные и экзаменационные нормативы приведены в соответствии с требованиями второго и третьего годов обучения, с уровнем общей физической подготовленности и развития профессиональных психомоторных способностей.
Успеваемость по предмету «Физическая культура» определяется величиной недельного объема занятий физическими упражнениями, количеством и прочностью вновь сформированных двигательных навыков, выполнением нормативных требований программы, комплекса ГТО, уровнем развития профессиональных психомоторных способностей.
С лицами, имеющими слабую физическую подготовленность, низкий уровень профессиональных двигательных и психических способностей, проводятся дополнительные занятия, им даются домашние задания и осуществляется контроль за их выполнением.
Организуются факультативные занятия физическими упражнениями по 2 ч в неделю для учащихся первого и по 1 ч — второго-третьего годов обучения. Основной целью этих занятий ставится повышение общей физической подготовленности, развитие профессиональных психомоторных способностей, выполнение норм комплекса ГТО. Учащиеся обучаются способам контроля за функ-
циональным состоянием организма и изменением своей физической подготовленности.
Вся работа по физической культуре тщательно планируется, а ее результаты систематически проверяются. Документами планирования являются план-график учебного процесса н конспект урока; документами учета служат журнал группы и карта физической подготовленности учащегося. Форма такой карты предусмотрена Комплексной программой.
Уроки для девушек и юношей проводятся раздельно. На занятиях для учащихся установлена спортивная форма одежды.
Второй раздел Комплексной программы включает физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня; вводную гимнастику, физкультурную паузу, физические упражнения на переменах.
Вводная гимнастика проводится до начала занятий в течение 5—10 мин и содействует подготовке учащихся к учебному или производственному процессу. Она стимулирует функциональные возможности организма до уровня, обеспечивающего быстрое вхождение в работу и высокую работоспособность учащихся в течение дня. Комплекс состоит из упражнений общеразвивающе-го характера для основных групп мышц. В первую половину комплекса включаются упражнения, быстро активизирующие обменные процессы в организме, поднимающие общий тонус нервной системы, переключающие внимание занимающихся на предстоящую деятельность. Комплекс должен заканчиваться движениями, сходными по ритму, темпу, амплитуде и мышечным усилиям с предстоящей деятельностью.
Назначение физкультурной паузы — предупреждать утомление и повышать работоспособность учащихся. Она может проводиться в середине учебного или рабочего дня, а также после утомительной работы, длительных неподвижных или ограниченно подвижных поз, вызывающих чрезмерное напряжение отдельных групп мышц и психических процессов.
На длинных переменах применяются гимнастические упражнения типа вольных движений, ритмические танцы, игры под музыку, небольшие комплексы упражнений игрового характера.
Третий раздел объединяет формы занятий физическими упражнениями во внеурочное время. Сюда входят: утренняя зарядка дома или в общежитии; занятия в группах (секциях) общей физической подготовки и ГТО, спортивных и туристских секциях, физкулътурно-спортивные мероприятия в общежитии; занятия в группах (клубах) любителей ходьбы и бега, велоспорта и др., туризма выходного дня; спортивные соревнования в учебной группе; самостоятельные занятия.
Зарядка проводится утром после ночного сна, как правило, в течение 30 мин. В нее включаются упражнения в ходьбе и беге и комплекс упражнений на 16 счетов, что позволяет выполнять его под музыкальное сопровождение. Содержание комплекса периодически меняется. Ритм, количество повторений упражнений долж-
ны соответствовать физической подготовленности учащихся и в то же время быть достаточно интенсивными, чтобы вызвать тренировочный эффект. Зарядка заканчивается спокойной ходьбой, упражнениями на расслабление и глубоким дыханием. Содержание зарядки разрабатывает руководитель физического воспитания. Он же отвечает и за качество ее проведения.
Другие формы занятий физическими упражнениями этого раздела проводятся по специальным программам и планам, установленным для коллектива физической культуры (спортивного клуба).
В четвертый раздел включены общеучилищные мероприятия: ежемесячные дни здоровья, массовые старты учащихся по программе Всесоюзных спортивных соревнований под девизом «Стартуют все!», соревнования по программе спартакиад учащихся профтехобразования по различным видам спорта, туристские походы и др.