Сущность, виды и принципы процесса воспитания
Единства взглядов в определении процесса воспитания нет. Выявить его специфику можно лишь в сопоставлении с процессами формирования, становления, социализации личности. Но и для этих процессов нет пока четких определений. Одни исследователи считают, что понятие «формирование» более широкое, чем понятие «воспитание», другие – что оно уже, ибо формирование – это внутренняя сторона воспитания. Соотношение понятий «социализация личности», «формирование личности» и «воспитание» может быть представлено следующим образом: социализация есть процесс усвоения социального опыта, освоения и присвоения общественных отношений, продолжающийся всю жизнь индивида и имеющий определенные стадии: становления и развития личности. Процесс воспитания – это процесс формирования развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности.
Согласно одной из распространенных ныне концепций, процесс воспитания представляется как взаимосвязанная цепь развивающихся воспитательных ситуаций (воспитательных дел), каждая из которых строится с учетом результатов предыдущей. При таком понимании процесс воспитания – это саморазвивающаяся система, единица которой – развивающаяся воспитательная ситуация (воспитательное дело). Развиваются не только воспитанники, воспитательная деятельность, сам воспитатель, его взаимодействие с воспитанниками; развивается целостный объект, который, будучи системой, есть нечто большее, чем совокупность компонентов.
В современном понимании процесс воспитания – это именно эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели. Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Прежде всего, это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику. Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс.
В основе формирования современной концепции воспитания находится осмысление непреходящих ценностей культуры, выработанных человечеством на протяжении существования человеческой цивилизации. В складывающейся системе воспитания ведется поиск механизмов вхождения личности в пространство культуры, формирования высоконравственной и духовной воспитательной среды, которые должны принципиально по-новому определить структуру и содержание воспитательного процесса. Такой подход в формировании системы воспитания имеет и стратегическое значение, ибо он предопределяет построение культурологического образования с учётом интересов федерации, региона, учебного заведения, человека. Таким образом, происходит превращение системы воспитания из репродуктивной в открытую на основе разработки определенных механизмов формирования человека культуры, имеющего духовное родство с многообразием русской культуры, вобравшего в себя традиционные ценности духовной жизни русского народа.
Поэтому воспитание следует рассматривать именно как целенаправленно организованную деятельность воспитанников, обеспечивающую их восхождение в контекст культуры и формирующую систему гуманистических культурных ориентаций. Ее успех во многом зависит от организации окружающей среды, а результатом является осмысление воспитанником своей жизни как субъекта среды и субъекта деятельности и, в конечном счете, сама жизнь на уровне культуры, восхождение к культурным новообразованиям.
Большинство исследователей в воспитании выделяет одновременно три аспекта: социальное явление, процесс и деятельность. При анализе современных определений воспитания, можно отметить, что в них находит отражение новое понимание сущности процесса воспитания. Появились новые понятия, в которых отражаются новые смыслы воспитания, например, педагогическая поддержка (О.С. Газман, С.М. Юсфин), педагогическая помощь и сопровождение, личностный образ ребенка, субъектный опыт личности (Е.В. Бондаревская); воспитательное пространство, доминанты бытия, качество бытия, двудоминантность воспитательного процесса (И.А. Колесникова); жизненная ситуация воспитанника, личностный опыт, личностно-ориентированная воспитательная ситуация, диалогичность воспитания (В.В. Сериков); событийность как фактор воспитания (И.Д. Демакова, В.И. Слободчиков); воспитательное пространство, интеллектуально-моральное «поле» коллектива (Л.И. Новикова, В.А. Караковский). В контексте личностно-ориентированной парадигмы воспитания разрабатывается теория понимания ребенка с учетом «жизненной ситуации воспитанника», его витагенного (жизненного) опыта (А.С. Белкин, Н.О. Вербицкая) вместо былого предъявления требований и воспитания как предписания (Е.М. Сафронова). Традиционное рассмотрение воспитания как внешнего воздействия на воспитанника (объект) сменилось пониманием его двустороннего характера взаимодействия (субъкт-субъектного), где воспитанник играет активную роль в процессе своего развития, самостроительства, самоопределения и самореализации.
При этом подчеркивается необходимость гуманистического педагогического обеспечения процесса создания оптимальных условий для разностороннего и гармоничного развития и саморазвития личности воспитуемого. Подчеркивая смыслообразующую роль воспитания в жизни человека и общества, его часто понимают как педагогическую помощь в организации образа жизни и смыслопоисковой деятельности воспитанников, проявлении и развитии в единстве их культурной, социальной и индивидуальной сущностей.
Учеными даются различные определения воспитания. Так, И.А. Колесникова считает, что «воспитание – это, прежде всего, работа со смыслами, ценностями, системой отношений человека с его эмоционально-волевой и рефлексивной сферами».
С позиций системного подхода к организации воспитательной работы подходит Л.И. Новикова. Она рассматривает воспитание как управление процессом развития личности (определенных их свойств) через воспитательную систему и воспитательное пространство.
Используя аксиологический подход, М.С. Каган, видя в воспитании процесс восхождения к субъектности, дает ему следующее определение: воспитание – формирование системы ценностей человека, с ее специфическим содержанием и иерархической структурой.
Е.В. Бондаревская, разработавшая культурологическую концепцию воспитания, рассматривает воспитание как процесс педагогической помощи воспитаннику в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении. Имеются и множество других подходов к определению воспитания.
Процесс воспитания – процесс многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие невообразимую сложность процесса. Установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объ-ективным условиям, в которых живет и формируется личность, помогает успешно решать задачи воспитания. Чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияния организованной воспитательной деятельности и объективных условий, тем успешнее осуществляется формирование личности.
Воспитательный процесс отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь. Одна из особенностей воспитательного процесса – его непрерывность. Если процесс воспитания прерывается, идет от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново прокладывать «след» в сознании воспитанника, вместо того, чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые привычки.
Процесс воспитания – процесс комплексный. Комплексность в данном контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчинённое идее целостности формирования личности. Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение идет от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т.е. на той информации, которая поступает от воспитанников.
Процесс воспитания диалектичен. Это выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности, изменчивости. Воспитательный процесс развивается в соответствии с действующими причинами. Он изменяется в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, он становится иным в различных условиях и конкретных ситуациях.
Диалектика воспитательного процесса раскрывается в его противоречиях, которые, как мы уже знаем, бывают внутренними и внешними. Именно противоречия рождают ту силу, которая поддерживает непрерывное течение процесса. Одним из основных внутренних противоречий, проявляющихся на всех этапах становления личности, выступает противоречие между возникающими у нее новыми потребностями и возможностями их удовлетворения. Возникающее при этом «рассогласование» побуждает человека активно пополнять, расширять опыт, приобретать новые знания и формы поведения, усваивать нормы и правила. Какую направленность приобретут эти новые качества, зависит от многих условий: деятельности, активности, жизненной позиции личности. Назначение воспитания – правильно сориентировать формирование личности, а это возможно лишь на основе глубокого знания движущих сил, мотивов, потребностей, жизненных планов и ценностных ориентации воспитанников.
Внешние противоречия также сильно сказываются на направленности и результатах воспитательного процесса. Весьма неблагоприятно, например, влияют противоречия между школой и семьей, противодействие со стороны семьи некоторым требованиям педагогов. Особенно внимательно надо относиться к противоречию между внешними влияниями и внутренними стремлениями воспитанников.
Выделим основные направления воспитательной деятельности.
Нравственное воспитание – это формирование нравственно цельной личности в единстве её сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков и привычек общественно ценного поведения.
Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по законам красоты.
Экономическое воспитание – это организованная педагогическая деятельность, специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания воспитанников.
Гражданское воспитание – это формирование молодого человека как гражданина своей Родины, как человека, способного бороться за обеспечение морально-политического единства и дружбы народов нашей страны.
Интернациональное воспитание – целенаправленная деятельность по формированию у воспитанников чувства свободы, равенства и братства, культуры межнационального общения, нетерпимости к проявлению национальной ограниченности и чванства.
Патриотическое воспитание – это процесс формирования политически сознательного молодого человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося историческими свершениями своего народа.
Правовое воспитание – это деятельность по формированию у подрастающего поколения уважения к закону, культуре, демократизму, активного и сознательного соблюдения им норм нравственности и морали, высокой гражданской ответственности и активности, развития у него правовой грамотности и культуры, нравственно-правовых чувств.
Экологическое воспитание – это формирование у воспитанников экологического сознания как совокупности знаний, мышления, чувств, воли и готовности к активной природоохранной деятельности, которое помогает понимать окружающую действительность как среду обитания и как эстетическое совершенство, ориентирует на бережное к ней отношение, позволяет заранее предусматривать и предотвращать отрицательные последствия промышленного освоения природных богатств.
Физическое воспитание – это педагогически организованный процесс передачи от поколения к поколению способов, знаний, необходимых для физического совершенства.
Конфессиональное (религиозное) воспитание – это воспитание детей в духе веры в сверхъестественный мир и Бога, приобщение их к религиозным традициям и практике, выражается в богослужениях и проповедях, богопослушном поведении, соблюдении религиозной морали и заповедей, церковных праздников.
Трудовое воспитание – это система педагогических воздействий, направленных на формирование у воспитанников добросовестного, ответственного, творческого отношения к труду, а также умений и навыков общей трудовой культуры.
Следует отметить, что вся воспитательная работа строится на принципах воспитания. Принципы воспитательного процесса – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:
– общественная направленность воспитания;
– связь воспитания с жизнью, трудом;
– опора на положительное в воспитании;
– гуманизация воспитания;
– личностный подход;
– единство воспитательных воздействий.
Рассмотрим эти принципы подробней.
– Общественная направленность воспитания
В различные времена содержание этого принципа менялось, приобретая то большую общественную, то государственную, то личностную направленность. В отечественной педагогике он также неоднократно изменялся. От общего положения – воспитание должно готовить человека к активной общественной и счастливой личной жизни – сохранилось мало. Опираясь на этот принцип, большинство воспитательных систем успешно проводят в жизнь идеологические установки, политические доктрины. Воспитание ориентировано на поддержку и упрочение государственного строя, его институтов, органов власти, формирование гражданских и социальных качеств на основе принятых и действующих в государстве идеологии, конституции, законов.
Если государственные и общественные интересы при этом совпадут, а также согласуются с личными интересами граждан, то требования принципа естественно вписываются в структуру целей и задач воспитания. При рассогласовании целей государства, общества и личности реализация принципа становится невозможной.
– Связь воспитания с жизнью, трудом
«Не для школы – для жизни» – такой призыв встречал учеников древнеримских школ. Уже античные педагоги поняли бессмысленность воспитания, оторванного от жизни, практики. Формирование личности человека находится в прямой зависимости от его деятельности, личного участия в общественных и трудовых отношениях. Положительные качества развивает труд: чем его больше, чем он целесообразнее, тем выше уровень развития и социализации личности. Поэтому воспитанников необходимо включать в общественную жизнь, разнообразные полезные дела, формируя соответствующее положительное отношение к ним. Участвуя в посильном труде на правах равноправных членов, воспитанники приобретают опыт нравственного поведения, развиваются духовно и физически, уясняют общественно важные мотивы труда, закрепляют и совершенствуют моральные качества. Принцип связи воспитания с жизнью стал одним из основополагающих в подавляющем большинстве воспитательных систем.
– Опора на положительное
Если в своем воспитаннике вы выявите хотя бы капельку хорошего и будете затем опираться на это хорошее в процессе воспитания, то получите ключ от двери к его душе и достигнете хороших результатов. Такие советы воспитателям можно встретить в старинных педагогических руководствах. Опытные педагоги ищут даже в плохо воспитанном человеке те положительные качества, опираясь на которые можно добиться устойчивых успехов в формировании всех других, заданных целью воспитания качеств. Требования принципа опоры на положительное в воспитании просты: педагоги обязаны выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания.
– Гуманизация воспитания
Принцип гуманизации воспитания требует:
- гуманного отношения к личности воспитанника;
- уважение его прав и свобод;
- предъявление воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований;
- уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;
- уважения права человека быть самим собой;
- доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;
- ненасильственного формирования требуемых качеств;
- отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний;
- признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям.
- Личностный подход
Во всех педагогических руководствах подчеркивается значение двух принципов: учета возрастных особенностей воспитанников и осуществления воспитания на основе индивидуального подхода. Психолого-педагоги-ческие исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей, сколько учет личностных характеристик и возможностей воспитанников. Личностный подход понимается как опора на личностные качества. Последние выражают очень важные для воспитания характеристики – направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. Ни возраст, взятый в отдельности, ни индивидуальные особенности личности (характер, темперамент, воля и др.), рассматриваемые изолированно от названных ведущих качеств, не обеспечивают достаточных оснований для высококачественного личностно ориентированного воспитания. Ценностные ориентации, жизненные планы, направленность личности, безусловно, связаны с возрастом и индивидуальными особенностями. Но только приоритет главных личностных характеристик выводит на правильный учет данных качеств.
- Единство воспитательных воздействий
Принцип единства воспитательных воздействий требует, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие. Если такое единство и координация усилий не достигаются, то участники воспитательного процесса уподобляются крыловским персонажам – Раку, Лебедю и Щуке, которые тянули воз в разные стороны. Если воспитательные усилия не складываются, а противодействуют, то на успех рассчитывать трудно. Воспитанник при этом испытывает перегрузки, т.к. не знает, кому верить, за кем идти. Освободить его от этой перегрузки, сложить действие всех сил, увеличивая тем самым влияние на личность, и требует принцип единства воспитательных воздействий.