Типология образовательных реформ
В научной литературе неоднократно предпринимались попытки классифицировать реформы в сфере образования. Подходы к классификации реформ достаточно разнообразны и во многом зависят от выбора критерия, взятого за основу классификации. Так, румынский специалист Ц. Берзеа, взяв за основу классификации такие критерии как ход и направленность образовательных реформ в странах Восточной Европы в 80-90-е гг. XX в., выделил четыре их типа в данном регионе: коррекционные, модернизационные, структурные и системные.
Испанский ученый Э.М. Ортега, положив в основу классификации такой критерий как степень охвата, выделяет два основных типа реформ: системные и частичные. Первые затрагивают все элементы образовательной системы одновременно, вторые направлены на изменение работы отдельных подсистем (повышения квалификации педагогических кадров, подготовку научно-педагогических кадров и т. д.).
По мнению российского историка образования Э.Д. Днепрова,«реформы могут быть плавными и "вулканическими».
Российский специалист но сравнительной педагогике Б.Л. Вульфсон использует понятие «фундаментальная реформа».
Мы полагаем, что классификация реформ в сфере образования, основанная на одном или нескольких критериях будет неполной. Лишь взяв за основу ряд критериев, можно попытаться типологизировать реформы с учетом различных их аспектов (таблица 2.2). В связи с этим мы предлагаем следующую типологию образовательных реформ, основанную на таких критериях как масштаб реформы, характер и способ ее проведения, степень оригинальности, направленность, сфера реализации.
Таблица 2.2 — Типология образовательных реформ
Критерий классификации | Типы реформ |
1. По степени охвата, масштабу | Региональные Национальные Локальные |
2. По характеру и способу проведения | Радикальные Умеренные |
3. По степени оригинальности | Подражательные Адаптационные Инновационные |
4. По направленности | Системные Институциональные Структурно-организационные Учебно-программные |
5. По сферам | Законодательные Управленческие Финансовые Ведомственно-кадровые Ресурсно-поддерживающие |
А) По масштабу проведения реформы в сфере образования можно подразделить на региональные, национальные, локальные.
Региональные реформы проводятся в масштабе геополитического региона (например, школьные реформы в странах Восточной Европы).
Национальные реформы проводятся в масштабе страны и охватывают всю национальную систему образования
Локальные реформы имеют четко очерченный ареал проведения, который может ограничиваться пространственными и временными рамками (например, реформа столичного образования или школьная реформа в новых землях Германии).
Б) По характеру и способу проведению реформы подразделяются на радикальные и умеренные.
Радикальные реформы нацелены на реорганизацию ключевых аспектов образовательной системы. В основу реформирования положена принципиально новая концепция или стратегия развития образовательной системы в изменившихся социальных условиях. Это может быть новая стратегия развития школы.
Умеренные реформыносят односторонний характер, ограничиваются одним или несколькими аспектами, во главу угла ставится ряд задач, решение которых позволяет «вытянуть» то или иное западающее звено образования. В конечном счете, эти реформы направлены на совершенствование и обновление. Проводятся в умеренном темпе, способы проведения реформ отличаются консерватизмом.
II) Но степени оригинальности выделяются подражательные, адаптационные и инновационные реформы.
Подражательные реформыпроводятся с ориентацией на определенный удачный опыт реформирования. Реформа направлена на прямое, максимально полное заимствование и перенос на национальную почву организационной структуры, содержания образования, а также нововведений из зарубежного опыта. Нередко копируется характер проведения реформы, направления, технология проведения.
Адаптационные реформы направлены на адаптацию образовательной системы своей страны к новым реалиям. Подразумевают «подгон» национальной образовательной системы под определенный стандарт образования, распространенный в регионе. Заимствование носит частичный характер, как правило, копируются отдельные элементы.
Инновационные реформы целиком и полностью сориентированы на социально-экономические потребности своей страны и имеют оригинальный характер. Этот тип реформы зачастую не имеет полных аналогов в других странах, отличается инновационным характером. При этом зарубежный опыт реформирования изучается, принимается к сведению, однако при реализации реформы чаще всего руководствуются собственным видением решения проблем образования.
По направленности образовательные реформы подразделяются на системные, институциональные, структурно-организационные, учебно-программные.
Системные реформы носят глобальный характер и пытаются изменить саму систему образования. Подобные реформы чаще всего проводятся на стыке эпох, при смене общественного строя, переходе от одной формации к другой, как результат изменения политического курса. Например, смена общественного строя в России в 1917 г. повлекла за собой реформы в сфере образования, кардинально изменившие ее.
Институциональные реформы направлены на совершенствование и реорганизацию отдельного образовательного звена (уровня, типа учебного заведения). Например, гимназическая реформа, реформа начальной школы.
Структурно-организационные реформынаправлены на изменение сроков обучения в сторону их увеличения или уменьшения, правил и порядка приема в учебные заведения и т. д.
Учебно-программные реформы направлены на пересмотр учебных планов, модернизацию учебных программ, выпуск нового поколения учебной литературы, максимально отражающей новые реалии.
П) По сферам реализации реформы делятся на законодательные, финансовые, управленческие, ведомственно-кадровые и ресурсно-поддерживающие.
Законодательная реформа направлена на изменение законодательства в сфере образования, принятие новых Законов (Актов), регулирующих функционирование образовательной системы.
Финансовая реформа знаменует собой изменения в государственной политике по финансированию сферы образования, механизмах финансирования. В ряде правительственных документов фиксируются новые подходы к финансированию, источники и условия получения государственных субсидий.
Управленческая реформа затрагивает систему управления образованием и направлена на совершенствование менеджмента, распределение полномочий между центральными и местными органами управления, достижение оптимального баланса между централизацией и децентрализацией управления.
Ведомственно-кадровая реформа проводится в масштабе конкретной отрасли или сферы профессиональной подготовки (реформа медицинского, педагогического, технического образования). Как правило, этот тип реформ ориентирован на модернизацию или реорганизацию системы подготовки педагогических, научных или профессиональных кадров и т. д. (аспирантов, учителей начальной школы, юристов, инженеров и т. д.).
Ресурсно-поддерживающая реформанаправлена на внедрение новых образовательных технологий и улучшение материально-технической базы учебных заведений, снабжения учебной литературой, техническим оборудованием.
Предлагаемые критерии и построенная на их основе типология образовательных реформ достаточно условны. Вместе с тем она позволяет облегчить понимание сути трансформационных процессов в сфере образования и их характера.