Педагогическая профессия и её особенности. Профессиональные требования к личности педагога (противопоказания педагогической профессии)

Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка

Педагогика

Минск 2013

Образование как социокультурный феномен. Многозначность термина «образование» (ценности, система, процесс, результат).

Человеческое общество не может развиваться от предыдущего опыта от старшего поколения к младшему. Под воздействием социальной среды происходит социализация личности (социализация-процесс усвоения и последующего воспроизводства социального опыта.) Понятие образование связано с понятием культура с учетом этого образование есть индивидуальная культура развития, вида деятельности которым человек овладевает на основе целостности системы обучения и воспитания. Образование выделяет следующие социокультурные функции: 1.образование способствует вхождению в материальный и духовный мир общества. 2. способ социализации личности одна из главных задач образования - подготовка молодого поколения к самостоятельной жизни.3.образование-механизм формирующийся общественной и духовной жизни человека. Социальная ценность образования определяется значимостью образованного человека в обществе. 4.Образование является ускорителем процесса развития отдельной личности, так и общества в целом. Итак, из вышесказанного Выделяем 2 основные функции: 1.Воспроизводство культурно-исторического опыта человечества. 2.Развитие личности и общества. Образование рассматривают как: 1. Образование как систему совокупности учебно – воспитатательных заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров. 2. Образование как педагогический процесс (процесс обучения и воспитания) - усвоение в учреждении образования системы ЗУН, отношение к миру, себе. 3.Образование как результат обучения и воспитания - достигнутый уроком, в усвоении ЗУН, опыта деятельности и отношений.

Система образования в РБ. Нормативно-законодательная база, структура, типология учреждений образования.

Современная система образования формировалась постепенно в соответствии с конкретными общественно-историческими условиями. В древней Руси школы были при монастырях. В 19 в. основой была начальная школа, в дальнейшем надстраивались средние и старшие классы, развивалась сеть детских садов и яслей, создание специальных учреждений, вузы для подготовки высококвалифицированных кадров. Под системой образования понимается – совокупность государственных образовательных стандартов и программ реал-их их учебно – воспитательных учреждений и органов управления образованием. Факторами развитиясистемы образования является : 1.уровень развития общественного производства и совершенствования его технических основ. 2.политика государства и интересы разных слоев общества. 3.исторический опыт и национальные особенности в области образования. 4.Педагогические факторы (уровень развития педагогической науки, системы педагогического образования)

Национальная система образования в РБ в соответствии с законом РБ об «образовании» основана на следующих принципах: 1. преорит-ть образования, 2. осуществление перехода к обязательным средствам образования. 3. Доступность дошкольного, среднего, профессионально - технического образования, высшего образования. 4. Преемственность и непрерывных уровней и ступеней образования. 5.Национальная культура основа образования, 6.Приоретет общечеловеческих ценностей. 7. Права человека. 8.Гуманистичность характера образования. 9.Научность. 10.Демократичный характер управления образованием. 11.Светский характер образования. Образование подразделяется на основное и дополнительное: 1.Основное - дошкольное, общее базовое, среднее, проф-техн, средне специальное высшее, послевузовское. 2.специальное образование осуществляется на всех уровнях основного образования. 3.Дополнительное образование осуществляется на всех уровнях основного образования, а также включает внешкольное воспитание, и обучение, повышение квалификации, переподготовка кадров. К учреждениям образования относятся: дошкольные учреждения, учрежд (лицеи, колледжи, вузы), учреждения внешкольного воспитания и обучения, социально-педагогические учреждения, специальные учебно-воспитательные учреждения, научно-исследовательские учреждения. Итак, учреждения обеспечивающие получение высшего образования, подготовку специалистов высшей квалификации. Учреждение послевузовского образования - магистратура, аспирантура, доктотура (подготовка научно-педагогических кадров) Единство и непрерывная система образования обеспечивающая согласность учебных планов, программ, создание учебного заведения объединяющих разные виды образования.

Педагогическая профессия и её особенности. Профессиональные требования к личности педагога (противопоказания педагогической профессии).

Профессия - вид труда с определённой системой требований к человеку. Профессия требует специальной подготовки и является источником существования. Различают:1. Педагогическая специальность напрвление профессии - учитель, а специальность - учитель истории. 2.Педагогическая квалификация - уровень и вид профессиональной подготовленности педагога.

Особенности: 1. Перспективность деятельности педагога (опыт прошлого поколения, ориентированный в современной жизни должен проектировать развитие личности на перспективу и будущее) 2. Взаимодействие между педагогом и учащимся. 3.Педагогическая деятельность имеет коллективный характер (например педагогический коллектив образовательного учреждения). 4.Поиск педагогом благоприятной среды для воспитания и бороться с неблагоприятными факторами. 5.Творческий характер педагогической деятельности. 7.Непрерывное образование педагога.

Требования к личности педагога: 1.Высокая гражданская ответственность, социальная активность, 2.Любовь к детям, 3.Духовная культура, интеллигентность. 4.Готовность к созданию новых ценностей и принятия творческих решений, высокий профессионализм. 5.Физическое и психическое здоровье, профессиональная пригодность. 6.Готовность к постоянному самообразованию. 7.Интерес к профессии.

Наши рекомендации