Рост буржуазии и зарождение физической культуры и спортивных состязаний буржуазного общества

10. Развитие педагогических идей физического воспита­ния в эпоху Возрождения (Витторино де Фельтре, Иеронима Меркуриалиса, Франсуа Рабле).

В общих чертах физическая культура городских жите­лей мало чем отличалась от физической культуры сельских жителей, так как не было разделения между ремеслами и сельским хозяйством. Но с ростом городов как центров ре­месла и торговли возникла необходимость в их обороне от набегов и поборов феодалов-рыцарей. С этой целью стало создаваться городское ополчение. Начиная с X в. сложи­лись благоприятные возможности для формирования спе­цифических видов упражнений, необходимых для обороны города.

Для тренировки во владении оружием образовались ор­ганизованные общества стрелков из лука и фехтовальные школы. Герб первого городского фехтовального общества был освящен в соборе Гепта в 1042 году. А на состязаниях лучников в 1399 году в Турнуа были представлены 30 го­родов и 16 деревень.

В Венеции и др. речных городах проводились схватки «джуоко дель понте» (игра на мосту) за символический захват моста.

Особенно любили горожане соревнования по случаю праздников весны, завершения сбора урожая и проводов зимы, на которых проходили различные состязания, кулач­ные бои, а также выступали канатоходцы и акробаты.

Большую роль в развитии физической культуры горо­жан играли зародившиеся еще в древние времена зрелища -поединок с животными, бои быков в Испании и Южной Франции.

В условиях позднего средневековья народное ополчение было ликвидировано в связи с появлением в городах наем­ного войска. Но стрелковые и фехтовальные братства со­хранились, превратившись в клубы, где проводили свой досуг зажиточные горожане, ремесленники и подмастерья не имели возможности их посещать из-за недостатка средств. Среди ремесленного люда широкое распростране­ние получили многочисленные народные игры, особенно с мячом, из которых впоследствии зародились современные спортивные игры - футбол, теннис, гольф, крикет, поло, керлинг. Средневековым горожанам-ремесленникам мы обязаны происхождением физических упражнений, связан­ных с их трудовой деятельностью, таких как метание моло­та, толкание ядра и других. В городах стали строиться дома для игр в мяч, спортивные площадки, наладился выпуск игрового инвентаря, соревнования стали регламентировать­ся договорными правилами. Все это свидетельствовало о зарождении в средневековых городах элементов современ­ного спорта.

В период позднего средневековья в недрах феодализма стали зарождаться капиталистические отношения. Развитие производства привело к мощному подъему всех отраслей наук, особенно естественных и педагогических. Рождались новые взгляды на место человека в обществе, его духовное и физической воспитание, противостоявшие церковной иде­ологии аскетизма и устремления в загробный мир. Пропо­ведниками новой идеологии являлись гуманисты («гума-нус» - человечный). Они проповедовали идеи воспитания здоровых, жизнерадостных людей, практически приспособ­ленных к жизни.

Витторино да Фельтре (1378 - 1446) - представитель раннего итальянского гуманизма. В Мантуе он открыл шко­лу, именовавшуюся Домом радости. Здесь им применялись новые методы воспитания, основанные на гуманистических принципах. Большое значение в школе придавалось сочета­нию умственного, эстетического и физического воспитания. Дети занимались верховой ездой, борьбой, разнообразными играми и танцами. В отличие от других средневековых школ занятия физическими упражнениями проводились на свежем воздухе. Фельтре не допускал телесных наказаний.

Иероним Меркуриалис (1530 - 1606) в сочинении «Об искусстве гимнастики» описал возникновение и развитие физических упражнений и классифицировал их по трем группам: лечебные («истинные»), военные («жизненно не­обходимые»), атлетические («ложные»). Он осуждал изли­шества в пище, вине, сне, рекомендовал плавание и имита­цию боя с тенью. Меркуриалис призывал воспитывать у мо­лодежи средствами физической культуры изящные манеры и нравственные качества.

Франсуа Рабле (1494 - 1553) - один из наиболее ярких представителей французского гуманизма и педагогической мысли эпохи Возрождения. Получив типично средневеко­вое, схоластическое образование в монастырских школах, он увлекся естественными науками, окончил медицинский факультет.

Священник, врач и профессор анатомии, Ф. Рабле полу­чил широкую известность как автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль».

В своем романе Ф. Рабле отразил эпоху французского Возрождения и представил схоластическую средневековую школу как «готический и варварский туман, временно оку­тавший человечество». В его произведении феодалы - не­воспитанные забияки, ненасытные обжоры и пьяницы. О популярности его романа свидетельствует тот факт, что за два месяца было продано книг больше, чем библий за де­вять лет.

Ф. Рабле описал образец идеального общежития - «Те-лемскую обитель», имевшую бассейн, баню, стадион и др. Он рекомендовал следующие упражнения: пересаживание с коня на коня, фехтовать кинжалом и мечом, рапирой и шпагой, плавать разными способами и др. Рабле восхища­ется силой и ловкостью воспитанников школы, так как фи­зическое воспитание в школе занимало равноправное место наравне с другими предметами.

Томмазо Кампанелла (1568 - 1639) - один из наиболее ярких представителей раннего утопического социализма. С юности, стремясь к науке, он в возрасте 15 лет вступил в монашеский орден доминиканцев и посвятил себя изуче­нию философии и богословия. В социально-политических воззрениях Т. Кампанеллы центральное место занимает идея создания единого мирового государства, что должно было привести к устранению всех конфликтов между людь­ми и установлению мира и счастья на земле.


В течение 27 лет Т. Кампанелла был заточен в тюрьме за участие в заговоре против испанского господства. Нахо­дясь в заключении, Кампанелла написал сочинение «Город Солнца». В нем он изображал идеальное государство, где нет частной собственности, где все одинаково трудятся, имеют возможности заниматься науками и искусствами.

Значительное место в книге занимает описание воспи­тания детей в городе Солнца. По мнению Кампанеллы, оно должно быть организовано так, чтобы у детей была возможность развивать как физические, так и умственные спо­собности.

Кампанелла указывал, что умственное образование дол­жно сочетаться с физическим и нравственным воспитанием, с участием детей в труде, с обучением различным профес­сиям. Следует подчеркнуть, что начальное обучение детей в государстве Солнца основано на наглядности, которую Кампанелла ценил очень высоко. Дети приобретают эле­ментарные знания о всех вещах и явлениях во время прогу­лок, рассматривая нарисованные на стенах города картины, на некоторых изображены геометрические фигуры, живот­ные, растения, орудия труда и т.п.

Т. Кампанелла мечтал о том, чтобы мужчины и женщи­ны были равноправны, освобождены от тяжелого физиче­ского труда, дети с двух лет занимались физическими уп­ражнениями, он описал физические упражнения и рекомен­довал правила нравственной гигиены и здорового режима «соляриям» - жителям города Солнца.

Ценным вкладом в развитие гуманистических идей фи­зического воспитания явилась деятельность крупнейшего славянского мыслителя и педагога Я.А. Коменского.

Ян Амос Коменский (1592 - 1670) - крупнейший чеш­ский педагог. После окончания латинской школы и универ­ситета в Германии был проповедником, а потом и главой своей религиозной общины. Занимался педагогической дея­тельностью в различных странах Европы, писал учебники. Благодаря своим учебникам Я. Коменский стал знаменит еще при жизни, по ним учились во всем мире, включая и Россию. Он был основоположником педагогики Нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей («Материнская школа», «Великая ди­дактика», «Новейший метод языков», «Пансофическая шко­ла» и др.) рассмотрены все важнейшие педагогические про­блемы.

Отличительной чертой педагогических воззрений Ко-менского было то, что он рассматривал воспитание в каче­стве одной из важнейших предпосылок установления спра­ведливых и дружественных отношений между людьми и народами. Эта идея проходит красной нитью через его главный труд «Всеобщий совет об исправлении дел челове­ческих», одну из частей которого он назвал «Пампедией» -«Всеобщим воспитанием», где развивает мысль о том, что воспитание и образование человека не заканчивается после выхода из школы. Школьное воспитание и образование должно готовить юношество к будущему самовоспитанию и самообразованию.

Я. Коменский пришел к пониманию необходимости развития физического воспитания.

В его работе «Великая дидактика» рассматривались во­просы воспитания детей дошкольного возраста и подготов­ки подрастающего поколения, признавалось то, что пра­вильно выбранные и дозированные физические движения не только помогают сохранению здоровья, но и способст­вуют преодолению усталости, связанной со школьными занятиями. В связи с введением в школах расписания уро­ков Коменский предложил, чтобы более длительные пере­мены и часть послеобеденного времени использовались педагогами для занятий физическими упражнениями, тре­нировок и воспитательной работы.

Большое внимание уделял формированию системы фи­зических упражнений. Среди подвижных игр выделял по­лезные, которые дополнял военной подготовкой - бегом, прыжками, борьбой, плаванием и попаданием копьем в кольцо. На основе выдвинутых Коменским идей в учебных заведениях внедрялась система гуманистических ценно­стей, этики физического воспитания, которая в измененном виде со второй половины ХIХ в. оказала влияние на разра­ботку норм проведения соревнований, теперь уже нацелен­ных на достижение высоких результатов.

Из научных исследований, оказавших большое влияние на развитие физической культуры, важны были работы по анатомии и биомеханике Леонардо да Винчи (1452 — 1519), по анатомии - Андреа Везалия (1514 - 1564) и физиологии - Уильяма Гарвея (1578 - 1657). Их труды стали фундамен­том для развития естественнонаучных основ физического воспитания.

3. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В НОВОЕ ВРЕМЯ

Эпоха становления и развития капитализма от первых буржуазных революций XVII в. до Октябрьской революции 1917 г. называется в истории Новым временем.

В Новой истории выделяют два периода: первый - от английской буржуазной революции 1640 г. до Парижской коммуны 1871 года; второй - от Парижской коммуны до Октябрьской революции 1917 года.

3.1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПЕРВЫЙ ПЕРИОД НОВОГО ВРЕМЕНИ (с XVII в. до 1871 года)

Особенности развития физической культуры

в странах Западной Европы после буржуазных

революций XVII - XVIIIвеков

Буржуазные революции XVII — XVIII веков подорвали основы феодального строя и обеспечили победу и утвер­ждение капитализма. Это привело к ускоренному промыш­ленному и культурному развитию стран Европы и Амери­ки. В результате промышленного переворота, успехов, дос­тигнутых в военном деле, культуре, науке и искусстве, про­гресс был заметен также в области физического воспитания и спорта. Буржуазия, будучи на данном этапе новой исто­рии классом прогрессивным, нуждалась в людях, способ­ных укреплять ее военное и политическое господство. Для этого требовались сильные, настойчивые, предприимчивые люди. Чтобы воспитывать таких людей, буржуазия создает ряд новых передовых для своего времени средств, форм и методов общего, и в том числе и физического воспитания.

Наши рекомендации