Классификация средств обучения
Основание классификации | Виды средств обучения |
По учебным процедурам | Средства мотивации, объяснения, отработки, контроля |
По субъектам обучения | Средства деятельности преподавателя (конспект лекций, план занятия и т.д.) и учащихся (учебник, задачник и т.д.) |
По циклу управления | Средства прямой связи (информирующие) Средства обратной связи (вопросы и задачи) Средства анализа, оценки и принятия решений |
По содержанию | Носители информации об объектах и процессах, их составе и структуре, свойствах, функциях, связях |
По форме | Вещественные (натуральные объекты и модели), знаковые (словесные, графические) |
По материальным носителям и техническим устройствам для переработки и предъявления информации | Бумажные, фото-, магнито-, кино- и видеопленочные, компьютерные и т.п. |
Комплексность отражает научный подход к планированию, разработке, созданию и использованию оптимальной системы (комплекса) средств обучения, необходимых для полного и качественного профессионального обучения в определенные сроки и соответствующего содержания обучения.
Комплекс средств обучения должен охватывать все основное содержание программы дисциплины, а также учитывать дидактические функции и возможности средств обучения.
Комплексный подход к обеспечению процесса обучения требует, чтобы средства обучения в комплексе способствовали реализации обучающей деятельности педагога и учебной деятельности учащихся.
Оснащая процесс обучения средствами обучения, необходимо учитывать экономический фактор (оптимальные затраты на разработку, изготовление, приобретение и т.п.), а также эргономические, гигиенические, экологические требования, и требования безопасности использования средств обучения в учебном процессе.
Учет всех этих требований определяет комплексность в оснащении учебного процесса средствами обучения, их совместное использование для решения учебно-воспитательных задач (рис. 3).
Рис. 3 Система использования средств обучения
Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятия «дидактическая цель»?
2. Какова структура целей.
3. Какие цели реализует учебный процесс и каково их назначение?
4. Какие существуют способы постановки целей?
5. Что такое таксономия дидактических целей?
6. Что характеризует таксономия целей Б. Блума?
7. Назовите учебные цели в когнитивной области.
8. Для чего педагогу необходима четкая система дидактических целей?
9. Какие нормативные документы, отражающие содержание образования, вам известны?
10. Что такое содержание обучения, содержание учебного материала?
11. Какие существуют критерии отбора содержания учебного материала предметов профессионально-технического цикла?
12. Что такое межпредметные связь? Какие существуют виды и способы определения межпредметных связей?
13. Дайте определение понятия «структурно-логическая схема». Каково ее назначение?
14. Что такое форма обучения и форма организации обучения?
15. Назовите основные признаки форм организации обучения.
16. Что такое учебное занятие?
17. Назовите основные группы учебных занятий.
18. Назовите этапы учебного занятия.
19. От чего, на ваш взгляд, зависит структура учебного занятия?
20. Что называется методом обучения?
21. Какие основные группы методов обучения вам известны?
22. Дайте характеристику каждой из групп методов обучения.
23. Назовите особенности предметов общетехнического и специального циклов.
24. Какие методы обучения реализуются в теоретическом обучении?
25. Каковы критерии выбора методов обучения?
26. Что называется средствами обучения?
27. По каким основаниям можно классифицировать средства обучения?
28. Назовите группы средств обучения одной из классификаций и их назначение.
29. Какие дидактические функции выполняют средства обучения?
30. Что значит комплексность при обеспечении учебного процесса средствами обучения?
31. Какие требования предъявляются к системе комплексного использования средств обучения?
ВЫБОР ВАРИАНТА задания
Контрольная работа включает в себя составление перспективно-тематического плана темы одного из предметов, преподаваемых в СПО, и разработку планов двух уроков по данной теме.
В процессе работы студенты должны пользоваться учебным планом для подготовки квалифицированных рабочих в учреждениях начального профессионального обучения по различным профессиям, а также учебными программами по предметам теоретического обучения.
Выбор темы
Последняя цифра зачетной книжки | Номер темы в учебной программе предмета |
0 или 1 | |
2 или 3 | |
4 или 5 | |
6 или 7 | |
8 или 9 |
СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
3.1. Методический анализ учебного плана и учебной программы
1. Название профессии, профессии, назначение сборника, структуру сборника.
2. Анализ профессиональной характеристики: что служит основой для составления профессиональной характеристики; назначение профессиональной характеристики; содержание профессиональной характеристики.
3. Анализ учебного плана: назначение учебного плана; кем утверждается; содержание учебного плана; соотношение в процентах профессионально-технического и общеобразовательного циклов к общему числу часов; соотношение в процентах теоретического и производственного обучения в профессионально-техническом цикле; количество часов, отводимых на изучение предметов профессионально-технического цикла.
4. Анализ учебной программы: название учебного предмета; цель изучения данного предмета; на каких курсах изучается; количество часов в неделю.
3.2. Составление перспективно-тематического плана
Перспективно-тематическое планирование способствует улучшению знаний учащихся и учебно-воспитательного процесса в целом, оно является одним из средств научной организации труда педагога.
Прежде чем приступить к составлению перспективно-тематического плана темы, необходимо дополнительную литературу, ознакомиться с литературой по методике преподавания данного предмета, с методическими рекомендациями ВНИИ профтехобразования, Всесоюзного научно-методического центра и республиканских учебно-методических кабинет, с материалами, имеющимися в училище и т.п.
Перспективно-тематический план разрабатывается по одной из тем учебного предмета с учетом наличия следующих условий работы педагога:
– высоких учебных возможностей учащихся;
– средней степени трудности учебного материала для данной группы учащихся;
– положительного отношения учащихся к учебе;
– типичного характера познавательной деятельности учащихся – поисковый;
– современной учебно-материальной базы.
Составление перспективно-тематического плана – творческий процесс, не подлежащий алгоритмизации. Некоторые этапы разработки перспективно-тематического плана можно представить в виде следующей последовательности действий.
1. По квалификационной характеристике уточнить знания, умения, навыки, которые должны получить учащиеся при изучении предмета и темы.
2. Установить место предмета в системе дисциплин учебного плана (на каких курсах изучается, отводимое количество часов, с какими дисциплинами имеет межпредметные связи).
3. Проанализировать тематический план программы учебного предмета. Установить место темы в программе и ее связи с предшествующими и последующими темами, дать характеристику связей.
4. Проанализировать содержание темы, разработать структуру темы с выделением в ней логически законченных по содержанию фрагментов. По каждому пункту рубрикации выявить основные понятия, подлежащие изучению, установить внутри- и межпредметные связи, в том числе и с производственным обучением, разработать образовательные цели, т.е. формируемые у учащихся знания, умения, навыки.
5. Разбить учебный материал темы на занятия. Время, отводимое на изучение темы, распределить по фрагментам таким образом, чтобы система запланированных занятий охватывала все этапы учебного процесса – от усвоения новых знаний до их повторения, обобщения и контроля.
6. Выбрать формы организации занятий.
7. Выбрать метод обучения на основе классификации по способу организации познавательной деятельности учащихся. При этом в первую очередь следует стремиться к использованию на уроках поисковых, продуктивных методов обучения (эвристического и исследовательского).
Если излагаемый на уроке материал состоит из нескольких логически законченных фрагментов, то выбор методов обучения проводится применительно к каждому фрагменту.
8. Назначить для каждого занятия метод обучения на основе классификации методов по источнику знаний.
9. Наметить для каждого занятия перечень средств обучения. Основное внимание при этом уделить наглядным пособиям, дидактическим материалам, ТСО. В перспективно-тематическом плане указать не только название средства обучения, но и его марку, модель, название кинофильма, диапозитивов и т. д. Это служит предпосылкой для своевременной подготовки их к моменту проведения уроков.
10. Разработать содержание и объем домашнего задания для учащихся.