Нововведение «Образовательная ситуация»

Образовательная ситуация обозначает конкретный временной и пространственный участок педагогической реальности, кото­рый выполняет функцию стимула и условий создания учениками образовательной продукции.

Продолжительность образовательной ситуации — от несколь­ких минут до трех и более дней, возможна также цепочка взаимо­связанных ситуаций. Ситуативный принцип может лежать в осно­ве каждого уровня организации творческого обучения: отдельно­го урока, системы занятий по учебному курсу, деятельности всей школы.

Общая задача образовательных ситуаций, которые организу­ются в процессе изучения метапредмета, — личностное включение детей в естественные ритмы природы, культуры, проблематику наук. Ситуативное проживание, выполнение различных обрядов и тра­диций предполагают такую деятельность учеников, которая приво­дит их к личному культурному образовательному результату, при­общает к культурно-историческому потоку жизни. Например, орга­низация образовательных ситуаций по проживанию культурно-исторических дат календаря включает в себя следующее:

- выяснение причин появления праздника или памятной даты;

- рассмотрение природных и культурных явлений, сопровож­дающих праздник;

- знакомство с приметами, поговорками, суевериями;

- выполнение доступных обрядов, детских и взрослых игр;

- рисование наиболее интересных сюжетов праздника;

- сочинение собственных текстов;

- приобщение родственников и знакомых к усвоенным тради­циям.

Ситуация в учебном процессе — это сочетание условий и обстоя­тельств, создающих определенную обстановку, положение. В деятельностном смысле образовательная ситуация выступает альтер­нативой уроку, который нуждается в более строгих временных рамках.

Образовательная ситуация — это ситуация образовательного напряжения, возникающая спонтанно или организуемая учите­лем, требующая своего разрешения через совместную деятельность всех ее участников. Ее целью является рождение учениками обра­зовательного результата (идей, проблем, гипотез, версий, схем, опытов, текстов) в ходе специально организованной деятельно­сти. Образовательный продукт, получаемый в результате, непред­сказуем, педагог проблематизирует ситуацию, задает технологию деятельности, сопровождает образовательное движение учеников, но не определяет конкретное содержание образовательных резуль­татов заранее.

Цикл образовательной ситуации включает в себя мотивацию деятельности, ее проблематизацию, личное решение проблемы участниками ситуации, демонстрацию образовательных продук­тов, их сопоставление друг с другом и с культурно-исторически­ми аналогами, рефлексию результатов.

Началу образовательной ситуации соответствует искусственно созданная или естественным образом возникшая образовательная напряженность. Моменты занятий, для которых характерна обра­зовательная напряженность:

- целенаправленное создание образовательной напряженности учителем;

- возникновение проблемы или вопроса;

- непредвиденное противоречие;

- несоответствие полученных результатов ожидаемым;

- затруднение решения задачи или выполнения задания;

- нарушение привычных норм образовательной деятельности;

- введение противоречивых культурно-исторических аналогов;

- многообразие различных позиций по рассматриваемому во­просу и др.

Внешне заданный педагогом учебный материал в образователь­ной ситуации выполняет роль среды, а не результата, который должен быть получен учащимися. Цель такой среды — обеспечить условия для рождения у детей собственного образовательного про­дукта. Степень отличия созданных учениками образовательных продуктов от заданной учителем образовательной среды является показателем эффективности решения образовательной ситуации.

Наиболее «эффективной» является та образовательная ситуа­ция, в которую оказывается включен в роли участника сам учи­тель, т.е. возникшая проблема является для него не учебной, а реальной, которую ему приходится решать наравне с учениками. Результаты такого обучения оказываются наиболее продуктивны­ми. Но может ли учитель, который имеет опыт и профессию, быть в состоянии реального незнания истины во время совместного с учениками ее познания? Включенность учителя в решение про­блем типа: откуда произошел мир, что такое точка, каковы при­чины грозы — позволяет всякий раз по-новому взглянуть на бес­конечные в своем познании первопричинные вопросы.

Например, проблема происхождения мира является актуаль­ной как для ребенка, так и для взрослого. Учитель, находясь в одновременном поиске с учеником, реализует себя не только как педагог, но и как человек познающий, поскольку всякий раз по-новому открывает для себя глубины одних и тех же образователь­ных объектов.

Искреннее незнание учителем окончательной истины помога­ет ему не только выстраивать образовательную ситуацию, но и продвигать собственное образование в направлении преподавае­мого предмета. Методы познания, которые педагог демонстриру­ет на уроке применительно к самому себе, играют колоссальную обучающую роль для учеников и перенимаются ими.

Технология образовательной ситуации вклю­чает следующие этапы.

1.Фиксация или создание образовательной напряженности.

2.Уточнение образовательного объекта и проблемы.

3.Конкретизация задания.

4.Решение ситуации каждым учеником.

5.Демонстрация образовательной продукции.

6.Систематизация полученной продукции.

7.Работа с культурно-историческими аналогами.

8.Рефлексия.

Условием гарантированного обеспечения творческих результа­тов учащихся в ходе образовательных ситуаций являются грамот­ные действия педагога.

Наши рекомендации