Нововведение «Образовательная ситуация»
Образовательная ситуация обозначает конкретный временной и пространственный участок педагогической реальности, который выполняет функцию стимула и условий создания учениками образовательной продукции.
Продолжительность образовательной ситуации — от нескольких минут до трех и более дней, возможна также цепочка взаимосвязанных ситуаций. Ситуативный принцип может лежать в основе каждого уровня организации творческого обучения: отдельного урока, системы занятий по учебному курсу, деятельности всей школы.
Общая задача образовательных ситуаций, которые организуются в процессе изучения метапредмета, — личностное включение детей в естественные ритмы природы, культуры, проблематику наук. Ситуативное проживание, выполнение различных обрядов и традиций предполагают такую деятельность учеников, которая приводит их к личному культурному образовательному результату, приобщает к культурно-историческому потоку жизни. Например, организация образовательных ситуаций по проживанию культурно-исторических дат календаря включает в себя следующее:
- выяснение причин появления праздника или памятной даты;
- рассмотрение природных и культурных явлений, сопровождающих праздник;
- знакомство с приметами, поговорками, суевериями;
- выполнение доступных обрядов, детских и взрослых игр;
- рисование наиболее интересных сюжетов праздника;
- сочинение собственных текстов;
- приобщение родственников и знакомых к усвоенным традициям.
Ситуация в учебном процессе — это сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку, положение. В деятельностном смысле образовательная ситуация выступает альтернативой уроку, который нуждается в более строгих временных рамках.
Образовательная ситуация — это ситуация образовательного напряжения, возникающая спонтанно или организуемая учителем, требующая своего разрешения через совместную деятельность всех ее участников. Ее целью является рождение учениками образовательного результата (идей, проблем, гипотез, версий, схем, опытов, текстов) в ходе специально организованной деятельности. Образовательный продукт, получаемый в результате, непредсказуем, педагог проблематизирует ситуацию, задает технологию деятельности, сопровождает образовательное движение учеников, но не определяет конкретное содержание образовательных результатов заранее.
Цикл образовательной ситуации включает в себя мотивацию деятельности, ее проблематизацию, личное решение проблемы участниками ситуации, демонстрацию образовательных продуктов, их сопоставление друг с другом и с культурно-историческими аналогами, рефлексию результатов.
Началу образовательной ситуации соответствует искусственно созданная или естественным образом возникшая образовательная напряженность. Моменты занятий, для которых характерна образовательная напряженность:
- целенаправленное создание образовательной напряженности учителем;
- возникновение проблемы или вопроса;
- непредвиденное противоречие;
- несоответствие полученных результатов ожидаемым;
- затруднение решения задачи или выполнения задания;
- нарушение привычных норм образовательной деятельности;
- введение противоречивых культурно-исторических аналогов;
- многообразие различных позиций по рассматриваемому вопросу и др.
Внешне заданный педагогом учебный материал в образовательной ситуации выполняет роль среды, а не результата, который должен быть получен учащимися. Цель такой среды — обеспечить условия для рождения у детей собственного образовательного продукта. Степень отличия созданных учениками образовательных продуктов от заданной учителем образовательной среды является показателем эффективности решения образовательной ситуации.
Наиболее «эффективной» является та образовательная ситуация, в которую оказывается включен в роли участника сам учитель, т.е. возникшая проблема является для него не учебной, а реальной, которую ему приходится решать наравне с учениками. Результаты такого обучения оказываются наиболее продуктивными. Но может ли учитель, который имеет опыт и профессию, быть в состоянии реального незнания истины во время совместного с учениками ее познания? Включенность учителя в решение проблем типа: откуда произошел мир, что такое точка, каковы причины грозы — позволяет всякий раз по-новому взглянуть на бесконечные в своем познании первопричинные вопросы.
Например, проблема происхождения мира является актуальной как для ребенка, так и для взрослого. Учитель, находясь в одновременном поиске с учеником, реализует себя не только как педагог, но и как человек познающий, поскольку всякий раз по-новому открывает для себя глубины одних и тех же образовательных объектов.
Искреннее незнание учителем окончательной истины помогает ему не только выстраивать образовательную ситуацию, но и продвигать собственное образование в направлении преподаваемого предмета. Методы познания, которые педагог демонстрирует на уроке применительно к самому себе, играют колоссальную обучающую роль для учеников и перенимаются ими.
Технология образовательной ситуации включает следующие этапы.
1.Фиксация или создание образовательной напряженности.
2.Уточнение образовательного объекта и проблемы.
3.Конкретизация задания.
4.Решение ситуации каждым учеником.
5.Демонстрация образовательной продукции.
6.Систематизация полученной продукции.
7.Работа с культурно-историческими аналогами.
8.Рефлексия.
Условием гарантированного обеспечения творческих результатов учащихся в ходе образовательных ситуаций являются грамотные действия педагога.