Особенности общения детей старшего дошкольного возраста с аутизмом
Общение – один из важнейших аспектов развития ребенка.
Понятие «общение» различными авторами трактуется не однозначно. Так, например, А.А. Леонтьев понимает общение как не межиндивидуальные, а социальные процессы, осуществляющиеся внутри определенной социальной общности. Б.Г. Ананьев отмечает, что общение, являясь обязательным компонентом труда, учения, игры и всех других видов деятельности, предполагающих взаимодействие людей, оказывается условием, без которого невозможно познание ими действительности, формирования у них эмоционального отклика на эту действительность и основанного на этом познании и эмоциональном отношении поведения в этой действительности. В.Н. Мясищев стремился рассматривать общение как процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга [1]. Несмотря на многообразие определений, все авторы сходятся в том, что общение есть не что иное, как межличностное взаимодействие.
По мнению А.А. Бодалева общение – самый главный фактор общего психического развития детей. Единственная возможность ребенка постичь и «присвоить» добытое людьми ранее – это общение со старшими [2]. Таким образом, взрослый несет функцию введения ребенка в окружающий мир.
На первых месяцах жизни, общение ребенка с окружающими происходит на эмоциональном уровне. Это проявляется в комплексе оживления, появляющемся на третьем месяце. Ребенок еще не способен к звуковой речи, но он активно общается посредством мимики и взгляда. Главная потребность ребенка в этом периоде – проявление доброжелательного внимания и ласки от взрослого.
Р.С. Немов выделил основные этапы онтогенеза общения у человека вплоть до поступления в школу [3]. Их можно представить и описать следующим образом.
1. Возраст от рождения до 2-3 месяцев. Биологическое по содержанию, контактное общение, служащее средством удовлетворения органических потребностей ребенка. Основное средство общения – примитивная мимика и элементарная жестикуляция.
2. Возраст от 2-3 месяцев до 8-10 месяцев. Начальный этап познавательного общения, связанный с началом функционирования основных органов чувств и появлением потребности в новых впечатлениях.
3. Возраст от 8-10 месяцев примерно до 1,5 года. Возникновение координированного, вербально-невербального общения, обслуживающего когнитивные потребности. Переход к использованию языка как средства общения.
4. Возраст от 1,5 года до 3 лет. Появление делового и игрового общения, связанного с возникновением предметной деятельности и игры. Начальный этап разделения делового и личностного общения.
5. Возраст от 3 до 6-7 лет. Становление произвольности в выборе и использовании разнообразных естественных, данных от природы или благоприобретенных средств общения. Развитие сюжетно-ролевого общения, порождаемого включением в сюжетно-ролевые игры.
С поступлением в школу получает ускорение интеллектуальный и личностный рост ребенка. Углубляется и становится более разнообразным содержание общения, дифференцируются его цели, совершенствуются средства. Происходит вербализация и интеллектуализация общения, четко различаются и относительно независимо друг от друга развиваются деловое и личностное общение [3].
В последнее время возрастает интерес к изучению особенностей психического развития детей с аутизмом (Е.Р. Баенская, О.С. Никольская, К.С. Лебединская, В.М. Башина и другие) [4; 5]. Актуальность направления определяет всё возрастающее число детей с данной патологией. Если 10 лет назад статистика насчитывала 1 случай аутизма на 10000 новорожденных, то на данный момент 1 случай аутизма приходится на 60-90 новорожденных.
Аутизм (от латинского слова authos – сам) проявляется как отрыв от реальности, отгороженность от мира, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой в целом [4].
У детей с аутизмом имеется патология сенсорной сферы. Прикосновения для них болезненны, а иногда отмечается и полная непереносимость. Наблюдаются дефекты моторного тонуса. Ученые отмечают связь между тяжестью моторных нарушений и аффективным состоянием аутичного ребенка.
Рот используется как самый главный и достоверный анализатор. Из-за того, что он надолго задерживается в положении ведущего анализатора, нарушается процесс перестройки анализаторных систем из контактных в дистантные.
Результатом сенсорных и моторных нарушений у аутичных детей являются осложнения в формировании механизмов адаптации к окружающему миру.
На первый план выдвигаются защитные формы поведения. Дети стремятся свести контакты с окружающими к минимуму, изолируют себя. На этой патологической основе возникают различные типы асинхроний, тупиковые линии в формировании сложных психологических образований (В.В. Лебединский, 1980, 1985).
Указанные выше особенности психического развития ребенка с аутизмом обуславливает трудности формирования всех форм довербального и вербального общения. Прежде всего, у детей не формируется зрительный контакт, ребенок не смотрит в глаза взрослого, не протягивает ручки с немой просьбой, чтобы его взяли на руки, как это делает здоровый малыш уже на первом этапе социально-эмоционального развития.
Из работ Е.М. Мастюковой следует, что на всех этапах развития ребенок с аутизмом в общении с окружающими не обращается к языку мимики и жестов, как это делают дети первого года жизни, а также дети с нарушениями слуха и речи [5].
Анализ литературных источников позволил определить основные особенности общения детей с аутизмом.
1. Избегают визуального контакта. Смотрят мимо глаз и будто бы сквозь.
2. Зачастую не переносят прикосновений или переносят прикосновения определенного типа и в малых дозах. Иногда присутствует стремление к физическому контакту, но длится оно недолго, так как ребенок быстро пресыщается.
3. Симбиотическая привязанность к матери: дети не переносят даже кратковременного ее отсутствия. Наравне с симбиотической привязанностью у некоторых детей с аутизмом выявляется слабая потребность в матери.
4. В общении с людьми могут проявлять два варианта действий: непереносимость или сверхобщительность. Дети могут, как пугаться незнакомых, игнорировать их и проявлять агрессию, так и быть «прилипчивыми».
5. Отсутствие адекватного контакта с детьми. В одном случае наблюдалось пассивное игнорирование, в другом ребенок пытался попасть в компанию, но при попадании не контактировал с детьми, а просто играл рядом. Также замечены случаи заражением эмоций окружающих.
6. Дети стремятся найти преграду между собой и миром и изолировать себя.
7. Отсутствие любознательности и желания активно изучать и осваивать окружающий мир.
Исходя из представленных особенностей, можно сделать вывод, что процесс общения детей с аутизмом обладает стойким своеобразием. Из-за нарушений в коммуникативной сфере и возможного отсутствия речи, иногда при большом словарном запасе, они не общаются с окружающими, как дети с нормальным уровнем развития. Но, не смотря на это, процесс общения всё же происходит, только особыми способами.
Список литературы
1. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М. И. Лисина − М.: Питер СПб, 2009. − 320 с.
2. Бодалев, А. А. Личность и общение [Текст] / А. А. Бодалев − М.: Международная педагогическая академия, 1995. − 328 с.
3. Немов, Р. С. Психология [Текст]: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн / Р. С. Немов. − 4-е изд. − М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. − Кн. 1: Общие основы психологии. − 688 с.
4. Лебединская, К. С. Диагностика раннего детского аутизма: Нач. проявления [Текст] / К. С. Лебединская, О. С. Никольская. − М.: Просвещение, 1991. – 53 с.
5. Мастюкова, Е. М. Лечебная педагогика. Ранний дошкольный возраст [Текст] / Е. М. Мастюкова. − М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. − 304 с.