Назначение контроля, его функции и принципы
Контроль знаний и умений учащихся - один из важнейших элементов учебного процесса. От его правильной организации во многом зависят эффективность управления учебно-воспитательным процессом и качество подготовки специалиста. Благодаря контролю между преподавателем и учащимися устанавливается «обратная связь», которая позволяет оценивать динамику усвоения учебного материала.
Контроль обладает рядом функций:Диагностическая функция - получение информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения.Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся повторяют и закрепляют изученный материал, применяют знания и умения в новой ситуации.Прогностическая функция служит получению опережающей информации о состоянии учебно-воспитательного процесса. Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования учебного процесса или коррекции.Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Ориентирующая функция - получение информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и группой в целом. Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности. Выделяют следующие принципы контроля: объективность; систематичность;наглядность;всесторонность; экономичность.Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностических заданий, процедур, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, Требованиепринципа систематичности (планомерности) состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах учебного процесса. Контролю подвергаются все обучаемые. Принцип наглядности (гласности) заключается в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям, оглашения и мотивации оценок. Всесторонность – наиболее полное выявление фактического уровня ЗУН учащихся.Принцип экономичности контроля состоит в небольших затратах времени преподавателя и учащихся на проведение проверки.
2. Виды контроляВ современной педагогике традиционно различают следующие виды контроля: предварительный; текущий; рубежный (поэтапный); итоговый.
Предварительный контроль (входной) необходим для получения сведений об исходном уровне ЗУН учащихся. Этот вид контроля проводится в начале учебного года, на основе его преподаватель вносит коррективы в календарно-тематический план, поурочные планы, определяет, каким разделам учебной программы следует уделить больше внимания.
Текущий контроль является одним из основных видов проверки ЗУН учащихся. Он осуществляется в повседневной учебной работе и выражается в систематических наблюдениях педагога за учебно-познавательной деятельностью учащихся. Ведущие задачи текущего контроля: стимулирование регулярной и целенаправленной работы учащихся, активизация их познавательной деятельности, её управление. Текущий контроль осуществляется во всех организационных формах обучения. Он может быть индивидуальным и групповым.
Периодический (рубежный) контроль позволяет определить качество (прочность) изучения учащимися учебного материала по разделам, темам предмета. Он проводится несколько раз в семестр. Примером рубежного контроля могут служить контрольные работы, устные опросы, зачеты. Рубежный контроль охватывает учащихся всей группы и обычно предусматривается в календарно-тематических планах работы преподавателей.
Итоговый контроль направлен на проверку конечных результатов обучения, выявление степени овладения учащимися системой ЗУН в процессе изучения предмета. Итоговый контроль осуществляется при переводных, семестровых и государственных экзаменах, защите дипломного проекта.
По средствам педагогической коммуникации контроль можно рассматривать с разных точек зрения: способов (традиционный и нетрадиционный); характера (субъективный, объективный); использования ТСО (машинный, безмашинный); формы (устный, письменный); времени (предварительный, начальный, исходный, текущий, поэтапный, итоговый, заключительный); массовости (внешний(осуществляется учителем над деятельностью ученика); взаимный(осуществляется учеником над деятельностью товарища); самоконтроль (осуществляется учеником над собственной деятельностью); массовости (индивидуальный, фронтальный, групповой); дидактического материала: (без дидактического материала (сочинение, устный опрос, диспут); с дидактическим материалом (тесты, билеты, контролирующие программы); используемого материала (на основе знакомого, проработанного и усвоенного материала и на основе нового материала, сходного по форме и содержанию с усвоенным ранее материалом). 3. Формы контроля А. Традиционные формы контроля Существуют следующие традиционные формы контроля знаний и умений учащихся:
Диктант - форма письменного контроля знаний и умений учащихся. Он представляет собой перечень вопросов, на которые учащиеся должны дать незамедлительные и краткие ответы. Время на каждый ответ строго регламентировано и достаточно мало С помощью диктантов можно проверить ограниченную область знаний учащихся. Диктант не позволяет проверить умения, которыми овладели учащиеся при изучении той или иной темы.
Краткая самостоятельная работа. Здесь учащимся также задается некоторое количество вопросов, на которые предлагается дать свои обоснованные ответы. В качестве заданий могут выступать: теоретические вопросы на проверку знаний, усвоенных учащимися; задачи на проверку умения решать задачи по данной теме; конкретные ситуации, сформулированные с целью проверить умение учащихся распознавать явления; задания но моделированию (воспроизведению) конкретных ситуаций. Самостоятельной работой могут быть охвачены все виды деятельности. Краткая самостоятельная работа требует гораздо больше времени, чем диктант.
Письменная контрольная работа - наиболее распространенная форма. Традиционно контрольные работы проводятся после завершения изучения тем или узловых вопросов, а также наиболее сложных для понимания учащихся. В ССУЗах используются следующие виды контрольных работ: теоретические, позволяющие проверить усвоение учащимися основных теоретических понятий, закономерностей; практические, с помощью которых проверяют умение применять полученные знания для решения конкретных задач; комплексные, содержащие задания как теоретического, так и практического характера. Классический устный опрос у доски позволяет: проверить самостоятельную работу, выявить подготовленность учащихся к изучению нового материала, проверить степень понимания и усвоения новых знаний.
Качество устной проверки зависит от подбора, последовательности и постановки вопросов, которые предлагаются: 1) каждый вопрос должен быть целенаправленным и логически завершенным, 2) должен быть предельно сжатым, лаконичным и точным. Устная проверка используются на различных этапах урока. Устный зачет по теме. предполагает комплексную проверку знаний и умений учащихся. Зачет требует большого количества времени, подготовка к зачету ведется заблаговременно, сообщается дата проведения зачета и перечень теоретических вопросов, список литературы. Квалификационные испытания предусматриваются только учебными планами по техническим и сельскохозяйственным специальностям, заключается в проверке сформированности знаний, умений и навыков. Проводятся квалификационные испытания после завершения учебной практики для получения рабочей профессии. В ходе испытаний учащиеся решают профессиональные задачи будущей производственной деятельности. Курсовое и дипломное проектирование наряду с обучающей функцией выполняет в учебном процессе и функцию контроля, является важнейшей формой проверки овладения учащимися теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками. Дипломное проектирование, являясь завершающим этапом обучения и заключительной формой контроля, обеспечивает наиболее глубокую и системную проверку подготовленности учащихся к профессиональной деятельности. Семестровые и переводные экзамены являются ведущими, наиболее значительными формами организации контроля. В ходе их проводится итоговая проверка результатов учебной деятельности учащихся по изучению конкретной дисциплины, выявляется уровень сформированности знаний и умений. Государственные экзамены - заключительная форма контроля, направленная на комплексную проверку подготовки будущего специалиста к работе, на определение степени овладения знаниями, умениями и навыками в соответствии с характером профессиональной деятельности. Экзаменационные билеты для устного экзамена и задания для письменных экзаменационных работ составляют преподаватели, обсуждает предметная комиссия и не позднее, чем за месяц до сессии утверждает заместитель директора по учебной работе. В экзаменационные билеты необходимо включать вопросы из разных разделов программы в зависимости от специфики предмета и одну задачу или пример. Вопросы комплекта билетов по предмету должны охватить весь основной пройденный материал. Каждый вопрос билета должен быть сформулирован точно и четко. Б. Нетрадиционные формы контроля знаний и умений учащихся К ним относятся: - матричный контроль, - тестовый контроль, - рейтинговый контроль, - зачет в форме викторины, игры. Матричный контроль - первенец нетрадиционных форм контроля знаний. В этом контроле не допускается многовариантность ответов (в отличие от тестового контроля). Суть матричного контроля состоит в следующем. Учащимся раздаются разные варианты заранее заготовленных матриц с вопросами, каждый из учащихся выбирает из всех предложенных в матрице ответов только один правильный, фиксируя его знаком «+» или «-». По окончании работы преподаватель собирает матрицы с ответами учащихся и сравнивает их с контрольной матрицей, накладывая ее поочередно на все матрицы с ответами учащихся. За очень короткий промежуток времени можно проверить все работы учащихся и оценить их ответы. За каждый правильный ответ или 2-3 ответа учащиеся набирают 1 балл; пустое место в контрольной матрице означает неправильный ответ и оценивается нулем. Такой способ контроля знаний позволяет вести анализ типичных ошибок и вовремя корректировать учебный процесс. Подводя итоги, можно так сформулировать достоинства и недостатки матричного контроля знаний: «+» экономия времени при проверке ответов учащихся; безошибочность оценки знаний даже в случае усталости преподавателя; «-» большие затраты времени на подготовку матриц и карточек; большие материальные издержки (расход бумаги и краски на тиражирование карточек).
Викторина-зачет.Эта форма контроля может быть только текущей: по разделу курса, по теме.Группе предварительно предлагаются следующие условия игры (критерии оценок):за каждый полный ответ - 2 фишки; за хорошее дополнение к ответу - 1 фишка. В общий список выносится 25 вопросов, т.е. ответ должен быть сформулирован и дан за 45-75 секунд. Теоретически возможное число фишек, таким образом, составляет50.Учащийся, набравший 5 фишек и более, получает зачет по теме или отметку «отлично», набравший 4 фишки – «хорошо», 2 фишки – «удовлетворительно». Остальные учащиеся остаются неаттестованными и знания по этой теме у них будут выявлены в конце четверти или семестра.Зачет по изученной теме - игра «Интеллектуальный ринг»Эта форма зачета является промежуточной между коллективной системой контроля знаний и индивидуальным опросом.Весь класс (по взаимным симпатиям) разбивается на две группы - команды: во главе каждой выбирается капитан. Группам дается 10-15 минут на то, чтобы сформулировать 10 вопросов по изученной теме. По истечении отведенного времени начинается жеребьевка. Команда капитана, вытянувшая фишку, начинает задавать вопросы противнику. Если получен правильный ответ, этой группе засчитывается 2 балла (преподаватель фиксирует их на доске):Если ответ неполный, то команда, задающая вопросы, должна дополнить ответ сама, и тогда каждой группе засчитывается по 1 баллу.Если же группа не смогла дать ответа на вопрос, противник отвечает сам, получает за ответ 2 балла и задает «слабакам» очередной вопрос.Так продолжается до полного заполнения таблицы. Подводятся итоги. Если же разница в сумме набранных баллов велика, проигравшим отметки вообще не выставляются, и они должны отчитаться по этой теме перед преподавателем в консультационное время.Методика В.Ф. ШаталоваПервые 45 минут преподаватель кратко отвечает на все экзаменационные или зачетные вопросы. Затем на следующем занятии желающие отвечают у доски на любой вопрос из экзаменационных билетов, подготовив необходимые записи и чертежи (таких обычно находится 8-10 человек). Отличный ответ у доски дает право экзаменовать всех остальных учащихся, но только по этому вопросу.По наблюдениям В.Ф. Шаталова, учащиеся-экзаменаторы опрашивают жестче, чем преподаватели, т. е. гарантируется жесткий контроль качества знаний. Зачет-игра по теме (разделу)Группа делится на 5 команд по 5 игроков каждая; после предварительной консультации по изучаемому разделу, успевающими по учебной дисциплине, назначаются лидеры и объясняются их действия по ходу игры.Лидеры получают контрольные карточки. Дается команда на начало игры. Члены команд занимают места у правых столов. Ведущим может быть и преподаватель, и учащийся (студент). Ответ должен быть дан в течение одной минуты. Через каждую минуту ведущий подает звуковой сигнал, означающий начало следующего ответа. Каждый ученик должен побывать за каждым из 5 правых столов и ответить на один вопрос.Через 5 минут (после пяти ответов) ведущий переходит к следующему столу (в его контрольной карточке в графе «Номер стола» указан маршрут команды, например:Итоги игры подводятся следующим образом. Лидер команды по контрольной карточке объявляет число баллов, набранное каждым участником игры, одновременно указывая вопросы, вызвавшие затруднения. Чтобы получить зачет, учащийся (студент) должен набрать не менее 13 баллов из 25 возложенных (ответы на все вопросы оцениваются по пятибалльной шкале).Тестовый контрольТестовый (стандартизированный) контроль предусматривает разработку тестов. Тест состоит из двух частей - задания и эталона. Задание выдается учащимся для выполнения, эталон представляет собой образец правильного и последовательного выполнения задания. Сравнивая эталон с ответом учащегося, можно объективно судить о качестве усвоения учебного материала.
Правильность ответа можно проверять двумя способами: с помощью машинного и безмашинного контроля. При машинном контроле ответы кодируются и вводятся в контролирующее устройство, где они сравниваются с эталонами, и машина на основе заданного критерия выдает оценку. При безмашинном контроле ответы учащихся на вопросы заданий тоже кодируются, но проверяет ответы преподаватель при помощи различных приспособлений - шаблонов. Тестовый контроль дает возможность при незначительных затратах аудиторного времени проверить всех учащихся. Основной недостаток этого контроля - ограниченность применения: с его помощью можно проверить только репродуктивную деятельность учащихся (знакомство с учебным материалом и его воспроизведение), поэтому он наиболее применим в процессе текущего контроля. Несмотря на большое разнообразие характера заданий, применяемых при стандартизированном контроле, с точки зрения структуры их можно свести к двум основным типам: избирательным, основанным на таких видах деятельности учащегося, как узнавание, припоминание, и конструируемым, основанным на припоминании и дополнении. Альтернативные задания применяют в тех случаях, когда на предложенный вопрос учащийся должен ответить «да» или «нет». В связи с большой вероятностью угадывания ответа альтернативные задания используют реже других избирательных заданий. Задания множественного ответа предполагают выбор одного ответа из нескольких (5-6). Среди них могут быть и такие: «не знаю», «нет правильного ответа». Задания перекрестного выбора, или задания на сопоставление, состоят в установлении соответствия между несколькими вопросами и несколькими ответами, записанными в произвольном порядке.
Задания с конструируемыми ответами выполняются путем внесения дополнения, формул, определений и т.п. При подготовке материалов для тестового контроля необходимо придерживаться следующих основных правил. Нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися. Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоподобными. Правильные ответы должны располагаться среди всех предлагаемых ответов в случайном порядке. Вопросы не должны повторять формулировок учебника. Ответы на одни вопросы не должны служить подсказками для других. Вопросы не должны содержать «ловушек».
Надежность тестов в значительной степени зависит от трудности их выполнения. Наибольшую практическую ценность имеют задания, на которые правильно отвечают 45-80 % обучаемых. Рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений Рейтинг - дословно с английского - это оценка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия. Обычно под рейтингом понимается «накопленная оценка» или «оценка, учитывающая предысторию». Принят и такой термин - индивидуальный, кумулятивный индекс. В вузовской практике рейтинг - это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале (например, 20-балльной или 100-балльной) и интегрально характеризующая успеваемость и знания студента по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения (семестр, год). Рейтинговая система оценки знаний существует уже давно. Она применяется во многих западных университетах, а также в некоторых вузах нашей страны. Ее эффективность заключается в следующем: она учитывает текущую успеваемость студента и тем самым значительно активизирует его самостоятельную работу; более объективно и точно оценивает знания студента за счет использования 100-балльной шкалы оценок; создает основу для дифференциации студентов, что особенно важно при переходе на многоуровневую систему обучения; позволяет получать подробную информацию о выполнении каждым студентом графика самостоятельной работы. В своей совокупности рейтинг подразделяется на различные виды, регулирующие порядок изучения учебной дисциплины и оценку ее усвоения. В их числе: рейтинг по дисциплине, учитывающий текущую работу студента и его результаты на экзамене (зачете); совокупный семестровый рейтинг, отражающий успеваемость студента по всем предметам, изучаемым в данном семестре; заключительный рейтинг за цикл родственных дисциплин, изучаемых в течение определенного периода; интегральный рейтинг за определенный период обучения, отражающий успеваемость студента в целом в течение какого-то периода обучения. Наиболее известны 20-балльная (которая используется за рубежом) и 100-балльная система. При 20-балльной системе все контрольные работы также исчисляются по этой шкале, а общая оценка вычисляется как средняя. При 100-балльной системе общая оценка есть простая сумма оценок за отдельные контрольные мероприятия. Предпочтительнее вторая модель, хотя математически они эквивалентны.
4-балльная (а в случае отсутствия экзамена - даже 2-бальная «зачтено - не зачтено») система недостаточна для точной и тонкой оценки знаний, адекватной дифференциации и поощрения наиболее успевающих студентов. В рамках одной дисциплины кафедрам доступен только один способ поощрения - зачтено или экзамен-«автомат». Суть рейтингового контроля в следующем: Все запланированные в течение семестра контрольные мероприятия по учебной дисциплине оцениваются в очках по многобалльной шкале. Контрольные мероприятия (КМ) засчитываются, если оценка за них не меньше зачетной (около половины или больше от максимума). За несвоевременное выполнение КМ студент штрафуется. Штрафы не вычитаются из оценки, а накапливаются отдельно. Рейтинг по дисциплине есть сумма двух рейтингов: текущего и экзаменационного (зачетного). Текущий рейтинг (точнее, рейтинг текущей успеваемости) равен сумме оценок за все КМ минус штрафы. Если этот рейтинг меньше определенного порогового уровня (ДОП) или же одно из КМ не зачтено, то студент не допускается к экзамену (зачету) и представляется к отчислению. За экзамен или зачет оценка (рейтинг) ставится отдельно и тоже по многобалльной шкале. Экзамен не засчитывается, если оценка за него меньше зачетной (половины от максимума). Если текущий рейтинг не меньше некоторого порогового уровня (АВТ), то студент получает так называемый «автомат», т. е. право не сдавать экзамен (зачет), за который ему автоматически ставится минимальное зачетное число очков. Уровень АВТ выбирается так, чтобы итоговый рейтинг студента по дисциплине был, по крайней мере, 70, что соответствует оценке «4». Вышеописанная методика введения рейтингового контроля имеет ряд существенных недостатков, и их устранение возможно с внедрением системно-деятельностного подхода к обучению, в том числе и в технологии применения проблемно-модульного обучения.
35.1. Педагогическая деятельность многогранна, сложна, трудоемка. Составной частью совершенствования педагогического мастерства преподавателя является его научно-методическая работа, которая предполагает анализ, систематизацию и обобщение накопленного опыта. Результатом методической работы является создание комплексов задач и заданий по предмету, дидактических материалов, учебно-наглядных пособий, используемых на учебных занятиях. Результаты методической работы находят отражение в докладах и выступлениях на заседаниях предметных (цикловых) комиссий, педагогических советов, на научно-методических конференциях, педагогических чтениях, в периодической печати, в методических разработках, которые используются в работе другими преподавателями техникума или колледжа. Важным моментом ее организации является выбор содержания, оснащение учебного процесса необходимым комплектом дидактических материалов и учебно-наглядных пособий. От актуальности и перспективности выбранного содержания зависят интерес к ней и ее эффективность. В педагогической литературе существуют три точки зрения на методическую деятельность. Согласно первой точке зрения, методическая деятельность сводится к методической работе, связанной с самообразованием педагога, работой сдидактическими средствами, повышением квалификации в предметной области. Другая - заключается в том, что к методической относят деятельность,связанную с обучением конкретному предмету. Исследователи, которые придерживаются третьей точки зрения, педагогическую деятельность представляют как совокупность относительно самостоятельных умений с четко выраженной спецификой в общей педагогической деятельности. Педагоги-практики осознают специфику и важность методической деятельности педагога. По значимости она занимает у них третье место вслед за преподаванием предмета и воспитанием. Н.Е. Эрганова рассматривает методическую деятельность как самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога профессиональной школы. Цельметодической деятельности– проектирование средств обучения, позволяющих осуществлять управление учебно-познавательной деятельностью учащихся. Объектом методической деятельности педагога является процесс формирования знаний, умений и навыков (ЗУН). Предмет методической деятельности составляют различные приемы и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания конкретного предмета. Субъектами методической деятельности являются педагог или коллектив педагогов. Высшими формами представления методического творчества в практике обучения являются его обобщение в различных публикациях, открытие собственных школ-семинаров преподавателей, защита научной работы по результатам исследования собственной научно-методической системы. Результатами (продуктами) методической деятельности являются: методически переработанный, отобранный учебный материал в различных формах представления информации; алгоритмы решения задач; листы рабочей тетради; приемы, методы обучения; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы; обучающие программы и т. д. Продуктами методической деятельности пользуются учащиеся на уроках. Под методической деятельностью следует понимать самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному предмету или циклу учебных дисциплин. Вид методической деятельности - это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обусловливающие их развитие и совершенствование.
К видам методической деятельности, Н.Е. Эрганова относит: анализ учебно-программной документации, методических комплексов; планирование системы уроков теоретического и практического обучения; конструирование деятельности учащихся по формированию технических понятий и практических умений; разработку методики обучения по предмету; разработку видов и форм контроля ЗУН; управление и оценку деятельности учащихся на уроке; проведение рефлексии собственной деятельности при подготовке к уроку и при анализе его результатов. Освоение методической деятельности проходит через формирование методических умений. Умение - это свойство личности будущего педагога выполнять определенные действия в новых условиях на основе ранее приобретенных знаний. В соответствии с предметной сложностью и спецификой работы профессиональной школы методические умения можно классифицировать по нескольким группам. Первая группа методических умений связана с овладением дидактико-методическими основами профессиональной деятельности педагога: Умение проводить анализ учебно-программной документации по обучению специалиста. Умение подбирать учебную литературу для изучения конкретной темы. Умение выполнять логико-дидактический анализ содержания учебного материала, учебника. Умение проводить методический анализ локального отрезка учебной информации. Вторая группа методических умений учитывает специфику изучения учебного материала: Умение планировать систему уроков по изучаемой теме на основе методического анализа. Умение конструировать учебные и практические задачи и отбирать соответствующие учебные действия и практические операции. Умение организовывать деятельность учащихся на уроке и управлять ею. Третья группа методических умений синтезирует ранее сформированные умения: Умение применять методические рекомендации, методики и технологии обучения на практике. Умение создавать вариативную методику обучения в зависимости от целей и реальных условий обучения. Умение создавать собственную методическую систему обучения и представлять ее в методических рекомендациях. Методические умения могут быть сформированы на определенных уровнях:Первый уровень сформированности методического умения характеризуется осознаниемцели выполнения того или иного методического приема, осмыслением его операционного состава и выполнением по образцу, предложенному в методических рекомендациях. Второй уровень - применение отдельных методических приемов или их комплексов в ситуациях, связанных с учебным процессом конкретного учебного заведения. Методические умения этого уровня приобретаются на педагогической практике. Третий уровень характеризуется переносом отдельных методических приемом, их комплексов и видов методической деятельности на новые профессиональные области. этот уровень представляет методическая деятельность педагога-практика. Уровни и формы осуществления методической деятельности. Различают два уровня описания любой деятельности: эмпирический и теоретический. Не каждый преподаватель и не сразу включается в методическую деятельность. Первоначально молодого педагога и захватывают процесс преподавания своего предмета, поиск удачных приемов, методических разработок по преподаваемой учебной дисциплине, выбор средств наглядности, учебного материала, материально-технического обеспечения занятия. На осознание значимости методической деятельности для результатов обучения уходит от 1 года до 3 лет. Особенность методической деятельности педагога в этот период - неявный характер методического компонента в общей педагогической деятельности. Преподаватель-методист, систематически занимающийся методическими разработками, является субъектом непрофессиональной методической работы. Результатами его методической деятельности пользуются, в основном, учащиеся. Процесс обобщения опыта методической работы неизбежно связан с привлечением внимания педагогов-коллег. Это ставит задачи конструирования, систематизации и передачи этого опыта, что переводит эту деятельность с практического уровня на теоретический и вызывает необходимость оформления ее в самостоятельный вид профессиональной деятельности. Методическая работа превращается в профессиональную методическую деятельность, которая создает условия и обеспечивает разработку сложных, зафиксированных в знаково-предметных системах регулятивных средств различного назначения, методов, методик обучения, обучающих программ, обучающих модулей и т. д. Субъектами методической деятельности рассматриваемого уровня являются педагоги-технологи, разрабатывающие для педагогического процесса системы средств обучения, методическая работа которых не сопутствует обучающей деятельности, а является профессиональной деятельностью. Педагог-технолог - это специалист интегрального типа, органически сочетающий в себе функции деятельностного (образовательно-воспитательного) и метадеятельностного (организационно-методического) характера. Объектами деятельности такого специалиста являются макроструктуры учебной информации. Это учебные программы, комплексы учебников, учебных пособий, техническая документация, научные статьи и банки информации, экономические, технологические программы развития региона. Предметом методической деятельности на теоретическом уровне являются приемы создания, конструирования методов обучения, методик и технологий обучения, которые обладают признаками системности, воспроизводимости и продуктивны в практике обучения. Продуктами методической деятельности данного уровня являются дидактике методические комплексы, содержащие: системы обучения (в том числе системы профессионального обучении), образовательные стандарты; учебные программы предметов; комплексы средств обучения; методы обучения; методики обучения отдельным предметам; технологии обучения. Профессионал в сфере методической деятельности занимается проектированием,разработкой и конструированием образовательных систем, которые, с одной стороны, должны удовлетворять целям и задачам, системе требований общества и производства, а с другой - обеспечивать практику обучения комплексом специально разработанных преподавателем, учебно-программных средств. Методические поиски охватывают широкий круг проблем: анализ профессиональной деятельности специалистов (по конкретной специальности); выявление основных трудовых функций и профессиональных умений, необходимых для их выполнения (разработка модели деятельности специалиста); моделирование профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе (разработка модели профессиональной подготовки специалиста); разработка комплекса задач и заданий для овладения необходимыми умениями, определение их места в содержании обучения; внесение коррективов в учебные программы; совершенствование форм и методов обучения, обеспечивающих развитие мыслительной, познавательной активности учащихся (формы и методы проблемного обучения); совершенствование форм и методов обучения, обеспечивающих овладение учебными и профессиональными практическими умениями и навыками (формы и методы практического обучения); индивидуализация обучения (индивидуальные задания и работы, индивидуализация заданий в коллективных формах работы, обучение по индивидуальным учебным планам); разработка дидактических материалов (обучающих программ для программированного обучения, комплексов задач, заданий и упражнений, деловых игр, описаний производственных ситуаций для анализа) и других средств обучения. Иногда тема разрабатывается не один год; это дает возможность преподавателю неоднократно опробовать разрабатываемые содержание, форму или метод обучения в практической работе, оценить и усовершенствовать их. Выбор конкретной темы зависит от педагогического опыта преподавателя. Опытный педагог может проанализировать и обобщить свою работу и работу коллег; он самостоятельно разрабатывает новые методы обучения, применяя свой творческий потенциал. Большой интерес представляют методические разработки, в которых описываются результаты изучения опыта отдельных мастеров педагогического дела. Начинающему преподавателю целесообразнее рекомендовать разработку отдельных тем курса: углубленная работа над темой дает возможность молодому преподавателю основательнее изучить содержание курса, продумать разные варианты проведения учебных занятий по теме, различные формы заданий. В методической разработке следует также предусмотреть методы проверки знаний, самостоятельные и творческие работы, содержание и методику проведения практических занятий, содержание домашних заданий. Разрабатывая методику изучения темы, преподаватель должен предусмотреть разные варианты уроков, дифференцированное обучение учащихся в группах дневного и вечернего (заочного) обучения, связь изучаемой темы с производственной практикой. Накопление в педагогическом (методическом) кабинете УЗ разработанных тем уроков облегчает календарно-тематическое планирование, помогает в подготовке к учебным занятиям. Более сложными являются методические разработки, ставящие своей целью обобщение накопленного опыта по какой-то отдельной проблеме организации учебно-воспитательного процесса. Они требуют осмысления и анализа всего учебно-воспитательного процесса, правильной его оценки. В ходе работы изучаются специальная литература, опыт работы коллег, анализируется собственный опыт, ставится педагогический эксперимент. Методическая работа с элементами исследования - это следующий, более сложный этап в творческой работе преподавателя, требующий владения методами исследования, изучения литературы по исследованию педагогической деятельности. Для того чтобы методическая разработка не осталась достоянием лишь автора, необходимо организовать ее рецензирование. Рецензенты-преподаватели того же техникума дают рекомендацию: кто должен ознакомитьс