Основные факторы, определяющие тенденции развития видов гимнастического многоборья
Спортивная гимнастика развивается в соответствии с тенденциями и законами развития большого спорта, но имеет свои специфические особенности. Поуровневый анализ тенденций развития мирового спорта позволяет в качестве системообразующих выделить следующие:
• повышение мотивации и престижности высших спортивных достижений;
• рост спортивно-технических результатов;
• обострение конкуренции за высшие спортивные титулы.
В настоящее время спортивная гимнастика вышла на новый виток роста сложности упражнений, совершенствования композиции и особенно исполнительного мастерства. Упражнения сильнейших гимнастов приобрели оттенок особой виртуозности, гимнастика стала более привлекательной и интересной для зрителей.
Повышение требований к исполнительскому мастерству заставило многих тренеров обратить особое внимание на качественную базовую и специализированную подготовку гимнастов во всех видах гимнастического многоборья. Цель ее состоит в технически совершенном владении минимальным количеством элементов, связок и учебных комбинаций, техническая основа которых наиболее адекватна сложнейшим движениям основных структурных групп на том или ином снаряде.
Гимнастика неизбежно должна продвигаться в направлении усложнения элементов и соединений, но решать эту задачу за счет требований к силовой, скоростно-силовой подготовке будет все труднее. Поэтому нужно изыскивать способы помощи гимнасту за счет совершенствования гимнастических снарядов и методов обучения.
Вольные упражнения занимают особое место в спортивной гимнастике. Без преувеличения можно сказать, что именно с них начинается познание канонов гимнастических упражнений.
Наиболее важными характеристиками упражнений являются их трудность и композиция. Это как бы два рычага, которые управляют развитием произвольной программы. Акробатические прыжки составляют основу вольных упражнений и по существу определяют их спортивную трудность и направленность.
Короткие соединения из двух-трех акробатических элементов составляют ' арсенал «малой» акробатики. Элементы «большой» акробатики носят более атлетический характер. Например, такие как рондат—фляк—темповое сальто назад—двойное сальто назад прогнувшись.
Однако лишь во второй половине 60-х годов мировая гимнастика «перешла» рубеж двойных сальто. Затем понадобилось еще десяток лет, чтобы посягнуть на двойные сальто с пируэтами, а в начале 80-х появились первые исполнители двойных сальто прогнувшись. В 1988 г. впервые на Олимпийских играх в Сеуле казахский гимнаст Валерий Люкин выполнил тройное сальто назад в группировке. Тройное сальто — это рубеж, который женщины пока преодолеть не могут.
Такие акробатические прыжки как двойное сальто, еще недавно считавшиеся привилегией мужчин, широко освоены и женщинами, а во владении тройными пируэтами женщины сильнее мужчин.
Сложность комбинаций сама по себе не определяет ее совершенства, необходим еще композиционный рисунок.
В данном случае акробатика, хореография, подбор музыкального сопровождения относятся к композиции, а качество исполнения акробатических элементов и соединений, выразительность движений, артистизм — к исполнительскому мастерству.
Следует сказать, что этап насыщения упражнений сложной акробатикой в ущерб композиции и качеству исполнения закончился. В вольных упражнениях поощрительные баллы гимнасты могут получить лишь за те упражнения, в которых есть элементы и соединения групп трудности (элементы групп А, В, С, D, Е, супер Е). Таким образом, поощрительные баллы служат как исключительное средство для отличия сложного упражнения от очень сложного при условии, если эти элементы и соединения выполняются технически правильно.
Виртуозность — это фактор, характеризующий современный технический уровень выполнения комбинаций в целом, подтверждающийся высокой оценкой, сопровождающийся артистизмом, индивидуальной манерой и стилем исполнения.
Упражнения на коне. В связи со спецификой этого вида многоборья установилась довольно прочная традиция, в соответствии с которой сохраняются темпы роста трудности упражнений. Упражнения на коне характеризуются различными видами кругов, одноножных махов в разных видах опоры на всех частях коня. При выполнении кругообразных движений должны преобладать круги сомкнутыми ногами. Разрешается выполнять элементы через стойку на руках. Элементы различных структурных групп должны выполняться махом и без остановок. Силовые элементы на коне не разрешаются. Успехи на этом снаряде всегда предопределялись хорошей «школой», полученной гимнастами в юном возрасте, а главное условие стабильной работы на нем — рациональная осанка.
Одна из важнейших тенденций в развитии упражнений на коне заключалась в постепенном переходе к технике круговых движений прямым телом, которая позволила одинаково успешно и надежно работать на нем. В начале 80-х годов произошел решительный поворот в обновлении содержания произвольных программ. Круги с широко разведенными ногами (круги Томаса), различные скрещения через стойку на руках (Ли-Нинг) произвели переворот в композиционном решении упражнений на коне.
Следует сказать, что виртуозное владение модельным кругом Томаса значительно упростило освоение наиболее сложных по структуре круговых движений, особенно кругов с поворотами вокруг продольной оси (винт).
Круги с широко разведенными ногами вытеснили из произвольных программ устаревшие простые переходы и круги, такие как чешские, немецкие и русские и даже довольно новые проходы кругами поперек.
Значительное место в современных упражнениях отводится работе на одной ручке. Практически все элементы и соединения, которые выполняются с опорой на две ручки, могут быть выполнены с опорой на одной ручке. Анализируя тенденцию развития упражнений на коне, можно ожидать, что в ближайшие годы возродятся на новом качественном уровне различные соскоки типа сальто с кругов поперек, а также соскоки прогнувшись через стойку на руках.
Дальнейшее повышение трудности упражнений будет зависеть от степени концентрации сложных элементов в плотные связки и соединения, без разбавления их простыми, промежуточными, то есть элементами без стоимости.
Упражнения на бревне — наиболее характерный специфический вид женского гимнастического многоборья, где ведущую роль играет сохранение устойчивости тела с помощью точности движений и тонкости чувства равновесия. В этом одна из главных особенностей данного снаряда.
Из чисто «балансового» снаряда бревно со временем стало снарядом, на котором, как в вольных упражнениях, на первое место выходит прыжковая акробатика. На рубеже 70-х годов в произвольные комбинации начали все решительнее включать быстрые перевороты вперед и особенно назад, что было принципиально важно, так как открыло пути для исполнения на бревне настоящих прыжковых соединений.
Увеличение динамичности всего упражнения, вероятно, будет происходить за счет ликвидации пауз перед выполнением акробатических соединений, а также за счет передвижений по бревну в различных направлениях с использованием всей длины снаряда.
Сальто Корбут, показанное белорусской гимнасткой в середине 70-х годов, стало дерзким нарушением всех старых традиций и остановить новаторский процесс было уже невозможно. Упражнения на бревне стали стремительно насыщаться оригинальными прыжками, вплоть до хрестоматийных связок типа рондат—фляк—сальто.
Акробатическое развитие на гимнастическом бревне продолжается и сегодня. Основная стратегия — усвоение мощной прыжковой техники с наращиванием скорости продвижения по опоре, введение новых элементов и соединений (творческая задача, которая ставится перед тренером и гимнасткой).
Кольца — сложная подвижная конструкция. Она требует от гимнаста большой точности движений, а обилие элементов и соединений силового характера — более высокого уровня силовой выносливости. Это единственный вид многоборья, где демонстрация силы лежит в основе упражнений.
Упражнения на кольцах за последние полвека совершили в своем развитии как бы подъем по спирали. Будучи вначале преимущественно снарядом для выполнения силовых упражнений, они приобрели славу яркого махового вида, после чего, не теряя махового репертуара, стали вновь вбирать в себя силовые компоненты.
Ключевую роль в совершенствовании махов на кольцах сыграли энергонасыщающие движения типа высоких выкрутов вперед и назад. Современный высокий выкрут — это фактически оборотовое движение, которое выполняется прямыми руками без фиксации конечного положения. Новый стиль Михаила Воронина — это динамическая маховая работа с подъемами исключительно через прямые руки и с филигранной фиксацией конечных положений.
Новая маховая техника открывает перед гимнастами возможности освоения современных высоких различных двойных сальто с поворотами на 360° и более. В частности, на смену примитивным пируэтам приходят эффектные движения с полноценными безопорными поворотами. Программы ведущих современных мастеров насыщены сложнейшими силовыми элементами, которые отличаются разнообразием структурных групп, оригинальностью и новизной различных соединений и, особенно, сложностью соскоков. Кроме того, такие соскоки как двойное сальто назад прогнувшись или тройное сальто стали выполнять в сложных соединениях.
Безупречная манера исполнения в собственном стиле, максимальная амплитуда движений, надежная стабильность, а также точное положение тела и красивая осанка — вот почерк ведущих гимнастов мира.
Опорный прыжок является равноправным видом гимнастического многоборья, который выполняется через коня с кратковременной опорой руками. В 50—60-е годы наиболее распространенными были прыжки типа простых разножек, переворотов вперед прогнувшись, переворотов боком, а также переворотов сгибаясь—разгибаясь.
Дальнейшее совершенствование спортивного снаряда, введение эластичного мостика способствовало появлению более сложных прыжков с различными поворотами (по пируэту) и особенно со сложными вращениями (по сальто).
В частности, наблюдаются тенденции нового скачка в развитии опорных прыжков, однако для этого потребовалось «создать» принципиально нового гимнаста-прыгуна. Изменилось все: длина, скорость и техника бега, техника отталкивания руками, условия приземления.
Переход от простого переворота вперед к прыжкам класса переворот— сальто был сложен, так как без повышения уровня скоростно-силовой подготовки выйти на более сложные прыжки вряд ли удалось. Вскоре стали появляться различные варианты движений с ранними и поздними поворотами и даже с двойными вращениями (Роче).
В 1970г. на большой спортивной арене появился именной прыжок японского гимнаста Мицуо Цукахары. Цукахара — это прыжок на коня с поворотом кругом в стойку на руках и последующим полуторным сальто назад.
В настоящий момент основными разновидностями этой группы прыжков являются: Цукахара в группировке, согнувшись, прогнувшись, а также Цукахара прогнувшись с поворотом на 360° и более. Появление в гимнастических залах поролоновых ям и батутов значительно сократило сроки их освоения.
Рондатовые прыжки начали выполнять гимнасты-мужчины, но известность они приобрели скорее благодаря гимнасткам. Первый прыжок этого типа сделала в 1982 г. Наталья Юрченко. Он представлял собой наскок рондатом на мостик с последующим фляком и сальто назад в группировке через коня.
Необходимо отметить, что долгие годы признание так называемых рондатовых прыжков искусственно тормозилось международными правилами соревнований, и только в 1991 г. они были официально признаны и внесены в таблицу трудности.
Одной из основных задач при совершенствовании технического мастерства в опорных прыжках следует считать возможно большее увеличение высоты и дальности полета при сохранении заданной формы прыжка и устойчивого приземления.
Брусья — одна из самых совершенных конструкций гимнастического многоборья, которая позволяет гимнастам выполнять огромное количество различных подъемов, оборотов, переворотов и сальто. Как и везде в гимнастике, развитие движений на брусьях во многом зависело от постоянного совершенствования техники больших махов, чтобы преодолеть дефицит энергии движения.
На рубеже 60-х годов происходит прорыв в технике исполнения элементов под жердями, гимнасты создают технику форсированного раннего спада, что открыло для них заманчивые возможности в части исполнения мощных оборотов под жердями, которые стали выполняться с подлетом и исключительно через прямые руки.
Так, во времена легендарного Виктора Чукарина гимнасты выполняли сальто назад прогнувшись в упор на низком техническом уровне как простое прогонное сальто. Решительного сдвига здесь добилась плеяда спортсменов С. Диомидова и М. Воронина, которые довели это движение до высокой степени виртуозности. Одновременно стали прогрессировать и сальто вперед над жердями в упор, в том числе и из упора на руках — Хонма.
Идея достичь максимальной амплитуды при выполнении «оберучного» поворота или сальто назад прогнувшись в 70-х годах стала настолько доминирующей, что ведущие мастера считали своим долгом выполнять все, что только возможно, в стойку на руках.
В середине 80-х годов делались попытки исполнения двойных сальто над жердями - Морисе. Этот процесс развивается и ныне, так как ресурсы повышения энергетики далеко не исчерпана. Слабым местом в композиции упражнений являются недостаточно полное использование конструкции снаряда, довольно короткие упражнения и, что самое главное, очень однообразные соскоки.
Выполнение элементов на максимальной амплитуде над и под жердями, прямое положение тела гимнаста в стойке, придание в целом всему упражнению динамичного характера — вот современный стиль исполнения упражнений на брусьях.
Современные брусья разной высоты — это уже своеобразная сдвоенная перекладина. Комбинации на этом снаряде обрели ярко выраженную динамику, при этом одним из наиболее характерных типов движений стали перелеты.
Даже беглый анализ развития техники в этом виде свидетельствует о том, что упражнения на разновысоких брусьях поистине неисчерпаемы. Заметно разнообразилась композиция упражнений за счет модификации больших оборотов, перелетов Ткачева или сальто Дельчева. Также широко представлены обороты назад с перемахом ноги врозь (Штальдер) и поворотами в стойке на 360° и более.
Сальтовые движения из виса начали бурно прогрессировать вместе с большими оборотами назад. Вначале стали исполнять сальто прогнувшись, вскоре пируэты, практически вместе с ними двойные сальто и чуть позже — комбинированные сальто. В настоящее время гимнастки уверенно вышли на уровень двойного сальто прогнувшись.
Таким образом, овладение совершенной техникой энергообразующих движений приобретает первостепенное значение в технической подготовке гимнасток на брусьях.
Перекладина — наиболее эффектный вид гимнастического многоборья. Она чаще других была модельным снарядом в трактовке техники исполнения новых элементов и соединений. Именно ей принадлежат лавры открытия полетной гимнастики, в результате чего упражнения сильнейших гимнастов приобрели оттенок особой виртуозности. Гимнастика стала более привлекательной и интересной для зрителей.
Разумеется, отдельные полетные движения представлены на многих снарядах, но в авангарде нового витка их развития остается перекладина.
Наиболее сложны, а иногда и опасны, элементы и соединения с выраженной фазой полета. Как правило, это перелет через перекладину спиной назад ноги врозь в вис (перелет Ткачева) или двойное сальто назад в группировке через перекладину в вис (сальто Ковача). Элемент риска значительно возрос. Международные правила соревнований ужесточились, повысились требования к трудности упражнений, но там же записано, что трудность упражнения не должна форсироваться в ущерб качеству исполнения. Упражнение должно соответствовать возможностям гимнаста, так как совершенное владение телом, уверенность и элегантность являются основными положениями гимнастики.
Тенденции развития техники связаны с неуклонным возрастанием сложности элементов и комбинаций в целом. Это одна из самых стойких тенденций развития гимнастики.
В 50-х годах в практику входит более рациональная бросковая (швунговая) техника, заимствованная у цирковых турнистов, которая позволила резко активизировать все большие махи, сделать их мощными, точными, хорошо управляемыми.
Спустя десятилетие, японские мастера показывают двойное сальто назад в группировке с поворотом на 360° (Цукахара), тем самым открыв блестящую эпоху комбинированных сальто.
В конце 70-х годов перелет, получивший имя русского гимнаста Александра Ткачева, открыл «профиль» элементов движений «обратный лет». Чуть позже сальто Дельчева, сальто Гингера указали прямую дорогу совершенствования сальто с подлетами или перелетами на перекладине.
В настоящее время такие элементы, как сальто Ковача или Кольман выполняемые в одном соединении, являются украшением в программах сильнейших гимнастов мира.
Дистанция во времени от выполнения соскока сальто назад прогнувшись до двойного сальто назад прогнувшись с пируэтами составляет около 50 лет. Внедрение этого важного базового соскока открывает главные перспективы в развитии сальто назад вплоть до освоения тройных сальто с различными поворотами,
Таким образом, важнейшими признаками роста трудности и совершенствования композиции упражнений являются: уплотнение элементов, связанных с перелетом через перекладину; наличие элементов и соединений различных структурных групп (Адлер, Эндо, Штальдер), которые выполняются с различными амплитудами движений; соскоки с высоким вылетом и многократными сращениями.
Поуровневый анализ тенденций развития мирового спорта позволяет выявить следующие специфические для гимнастики тенденции:
• обострение соревновательной конкуренции и расширение географии призеров как результат общего повышения уровня подготовленности гимнастов в странах с традиционно высоким уровнем развития гимнастики и появления на мировой арене классных гимнастов из традиционно негимнастических стран (расширение географии большой гимнастики);
• рост и концентрация сложности соревновательных программ;
• поиск новых сложных элементов, связок, соединений;
• повышение роли и доли специальной физической подготовки в учебно-тренировочном процессе;
• доведение технического мастерства до уровня виртуозности;
• сочетание общего и индивидуального подходов в планировании и программировании процесса подготовки сборных команд.
Концепция подготовки предусматривает текущую тактическую коррекцию параметров тренировочной нагрузки в зависимости от индивидуального состояния конкретных гимнастов при сохранении общей стратегической подготовки команды.
ГЛАВА 3
СОРЕВНОВАНИЯ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА