Основные факторы, определяющие тенденции развития видов гимнастического многоборья

Спортивная гимнастика развивается в соответ­ствии с тенденциями и законами развития большого спорта, но имеет свои специфические особенности. Поуровневый анализ тенденций развития ми­рового спорта позволяет в качестве системообразующих выделить следую­щие:

• повышение мотивации и престижности высших спортивных достиже­ний;

• рост спортивно-технических результатов;

• обострение конкуренции за высшие спортивные титулы.

В настоящее время спортивная гимнастика вышла на новый виток рос­та сложности упражнений, совершенствования композиции и особенно исполнительного мастерства. Упражнения сильнейших гимнастов приобрели оттенок особой виртуозности, гимнастика стала более привлекательной и интересной для зрителей.

Повышение требований к исполнительскому мастерству заставило мно­гих тренеров обратить особое внимание на качественную базовую и специ­ализированную подготовку гимнастов во всех видах гимнастического много­борья. Цель ее состоит в технически совершенном владении минимальным количеством элементов, связок и учебных комбинаций, техническая основа которых наиболее адекватна сложнейшим движениям основных структурных групп на том или ином снаряде.

Гимнастика неизбежно должна продвигаться в направлении усложнения элементов и соединений, но решать эту задачу за счет требований к сило­вой, скоростно-силовой подготовке будет все труднее. Поэтому нужно изыс­кивать способы помощи гимнасту за счет совершенствования гимнастичес­ких снарядов и методов обучения.

Вольные упражнения занимают особое место в спортивной гимнасти­ке. Без преувеличения можно сказать, что именно с них начинается позна­ние канонов гимнастических упражнений.

Наиболее важными характеристиками упражнений являются их труд­ность и композиция. Это как бы два рычага, которые управляют развитием произвольной программы. Акробатические прыжки составляют основу воль­ных упражнений и по существу определяют их спортивную трудность и на­правленность.

Короткие соединения из двух-трех акробатических элементов составляют ' арсенал «малой» акробатики. Элементы «большой» акробатики носят более атлетический характер. Например, такие как рондат—фляк—темповое сальто назад—двойное сальто назад прогнувшись.

Однако лишь во второй половине 60-х годов мировая гимнастика «пе­решла» рубеж двойных сальто. Затем понадобилось еще десяток лет, чтобы посягнуть на двойные сальто с пируэтами, а в начале 80-х появились первые исполнители двойных сальто прогнувшись. В 1988 г. впервые на Олимпийс­ких играх в Сеуле казахский гимнаст Валерий Люкин выполнил тройное сальто назад в группировке. Тройное сальто — это рубеж, который женщи­ны пока преодолеть не могут.

Такие акробатические прыжки как двойное сальто, еще недавно считав­шиеся привилегией мужчин, широко освоены и женщинами, а во владении тройными пируэтами женщины сильнее мужчин.

Сложность комбинаций сама по себе не определяет ее совершенства, необходим еще композиционный рисунок.

В данном случае акробатика, хореография, подбор музыкального сопро­вождения относятся к композиции, а качество исполнения акробатических элементов и соединений, выразительность движений, артистизм — к испол­нительскому мастерству.

Следует сказать, что этап насыщения упражнений сложной акробати­кой в ущерб композиции и качеству исполнения закончился. В вольных уп­ражнениях поощрительные баллы гимнасты могут получить лишь за те уп­ражнения, в которых есть элементы и соединения групп трудности (элементы групп А, В, С, D, Е, супер Е). Таким образом, поощрительные баллы слу­жат как исключительное средство для отличия сложного упражнения от очень сложного при условии, если эти элементы и соединения выполняются тех­нически правильно.

Виртуозность — это фактор, характеризующий современный техничес­кий уровень выполнения комбинаций в целом, подтверждающийся высокой оценкой, сопровождающийся артистизмом, индивидуальной манерой и сти­лем исполнения.

Упражнения на коне. В связи со спецификой этого вида многоборья установилась довольно прочная традиция, в соответствии с которой сохра­няются темпы роста трудности упражнений. Упражнения на коне характе­ризуются различными видами кругов, одноножных махов в разных видах опоры на всех частях коня. При выполнении кругообразных движений долж­ны преобладать круги сомкнутыми ногами. Разрешается выполнять элемен­ты через стойку на руках. Элементы различных структурных групп должны выполняться махом и без остановок. Силовые элементы на коне не разре­шаются. Успехи на этом снаряде всегда предопределялись хорошей «школой», полученной гимнастами в юном возрасте, а главное условие стабильной ра­боты на нем — рациональная осанка.

Одна из важнейших тенденций в развитии упражнений на коне заклю­чалась в постепенном переходе к технике круговых движений прямым телом, которая позволила одинаково успешно и надежно работать на нем. В начале 80-х годов произошел решительный поворот в обновлении содержания про­извольных программ. Круги с широко разведенными ногами (круги Томаса), различные скрещения через стойку на руках (Ли-Нинг) произвели перево­рот в композиционном решении упражнений на коне.

Следует сказать, что виртуозное владение модельным кругом Томаса зна­чительно упростило освоение наиболее сложных по структуре круговых дви­жений, особенно кругов с поворотами вокруг продольной оси (винт).

Круги с широко разведенными ногами вытеснили из произвольных про­грамм устаревшие простые переходы и круги, такие как чешские, немецкие и русские и даже довольно новые проходы кругами поперек.

Значительное место в современных упражнениях отводится работе на одной ручке. Практически все элементы и соединения, которые выполняют­ся с опорой на две ручки, могут быть выполнены с опорой на одной ручке. Анализируя тенденцию развития упражнений на коне, можно ожидать, что в ближайшие годы возродятся на новом качественном уровне различные соскоки типа сальто с кругов поперек, а также соскоки прогнувшись через стойку на руках.

Дальнейшее повышение трудности упражнений будет зависеть от сте­пени концентрации сложных элементов в плотные связки и соединения, без разбавления их простыми, промежуточными, то есть элементами без стои­мости.

Упражнения на бревне — наиболее характерный специфический вид женского гимнастического многоборья, где ведущую роль играет сохранение устойчивости тела с помощью точности движений и тонкости чувства рав­новесия. В этом одна из главных особенностей данного снаряда.

Из чисто «балансового» снаряда бревно со временем стало снарядом, на котором, как в вольных упражнениях, на первое место выходит прыжковая акробатика. На рубеже 70-х годов в произвольные комбинации начали все решительнее включать быстрые перевороты вперед и особенно назад, что было принципиально важно, так как открыло пути для исполнения на брев­не настоящих прыжковых соединений.

Увеличение динамичности всего упражнения, вероятно, будет происхо­дить за счет ликвидации пауз перед выполнением акробатических соедине­ний, а также за счет передвижений по бревну в различных направлениях с использованием всей длины снаряда.

Сальто Корбут, показанное белорусской гимнасткой в середине 70-х годов, стало дерзким нарушением всех старых традиций и остановить нова­торский процесс было уже невозможно. Упражнения на бревне стали стре­мительно насыщаться оригинальными прыжками, вплоть до хрестоматийных связок типа рондат—фляк—сальто.

Акробатическое развитие на гимнастическом бревне продолжается и сегодня. Основная стратегия — усвоение мощной прыжковой техники с на­ращиванием скорости продвижения по опоре, введение новых элементов и соединений (творческая задача, которая ставится перед тренером и гимнаст­кой).

Кольца — сложная подвижная конструкция. Она требует от гимнаста большой точности движений, а обилие элементов и соединений силового характера — более высокого уровня силовой выносливости. Это единствен­ный вид многоборья, где демонстрация силы лежит в основе упражнений.

Упражнения на кольцах за последние полвека совершили в своем раз­витии как бы подъем по спирали. Будучи вначале преимущественно снаря­дом для выполнения силовых упражнений, они приобрели славу яркого ма­хового вида, после чего, не теряя махового репертуара, стали вновь вбирать в себя силовые компоненты.

Ключевую роль в совершенствовании махов на кольцах сыграли энер­гонасыщающие движения типа высоких выкрутов вперед и назад. Современ­ный высокий выкрут — это фактически оборотовое движение, которое вы­полняется прямыми руками без фиксации конечного положения. Новый стиль Михаила Воронина — это динамическая маховая работа с подъемами исклю­чительно через прямые руки и с филигранной фиксацией конечных поло­жений.

Новая маховая техника открывает перед гимнастами возможности осво­ения современных высоких различных двойных сальто с поворотами на 360° и более. В частности, на смену примитивным пируэтам приходят эффектные движения с полноценными безопорными поворотами. Программы ведущих современных мастеров насыщены сложнейшими силовыми элементами, ко­торые отличаются разнообразием структурных групп, оригинальностью и новизной различных соединений и, особенно, сложностью соскоков. Кроме того, такие соскоки как двойное сальто назад прогнувшись или тройное сальто стали выполнять в сложных соединениях.

Безупречная манера исполнения в собственном стиле, максимальная амплитуда движений, надежная стабильность, а также точное положение тела и красивая осанка — вот почерк ведущих гимнастов мира.

Опорный прыжок является равноправным видом гимнастического мно­гоборья, который выполняется через коня с кратковременной опорой рука­ми. В 50—60-е годы наиболее распространенными были прыжки типа прос­тых разножек, переворотов вперед прогнувшись, переворотов боком, а так­же переворотов сгибаясь—разгибаясь.

Дальнейшее совершенствование спортивного снаряда, введение эластич­ного мостика способствовало появлению более сложных прыжков с различ­ными поворотами (по пируэту) и особенно со сложными вращениями (по сальто).

В частности, наблюдаются тенденции нового скачка в развитии опорных прыжков, однако для этого потребовалось «создать» принципиально нового гимнаста-прыгуна. Изменилось все: длина, скорость и техника бега, техника отталкивания руками, условия приземления.

Переход от простого переворота вперед к прыжкам класса переворот— сальто был сложен, так как без повышения уровня скоростно-силовой под­готовки выйти на более сложные прыжки вряд ли удалось. Вскоре стали по­являться различные варианты движений с ранними и поздними поворотами и даже с двойными вращениями (Роче).

В 1970г. на большой спортивной арене появился именной прыжок япон­ского гимнаста Мицуо Цукахары. Цукахара — это прыжок на коня с пово­ротом кругом в стойку на руках и последующим полуторным сальто назад.

В настоящий момент основными разновидностями этой группы прыж­ков являются: Цукахара в группировке, согнувшись, прогнувшись, а также Цукахара прогнувшись с поворотом на 360° и более. Появление в гимнасти­ческих залах поролоновых ям и батутов значительно сократило сроки их ос­воения.

Рондатовые прыжки начали выполнять гимнасты-мужчины, но извест­ность они приобрели скорее благодаря гимнасткам. Первый прыжок этого типа сделала в 1982 г. Наталья Юрченко. Он представлял собой наскок рондатом на мостик с последующим фляком и сальто назад в группировке че­рез коня.

Необходимо отметить, что долгие годы признание так называемых рондатовых прыжков искусственно тормозилось международными правилами соревнований, и только в 1991 г. они были официально признаны и внесены в таблицу трудности.

Одной из основных задач при совершенствовании технического мастер­ства в опорных прыжках следует считать возможно большее увеличение высоты и дальности полета при сохранении заданной формы прыжка и ус­тойчивого приземления.

Брусья — одна из самых совершенных конструкций гимнастического многоборья, которая позволяет гимнастам выполнять огромное количество различных подъемов, оборотов, переворотов и сальто. Как и везде в гимнас­тике, развитие движений на брусьях во многом зависело от постоянного со­вершенствования техники больших махов, чтобы преодолеть дефицит энер­гии движения.

На рубеже 60-х годов происходит прорыв в технике исполнения элемен­тов под жердями, гимнасты создают технику форсированного раннего спа­да, что открыло для них заманчивые возможности в части исполнения мощ­ных оборотов под жердями, которые стали выполняться с подлетом и исклю­чительно через прямые руки.

Так, во времена легендарного Виктора Чукарина гимнасты выполняли сальто назад прогнувшись в упор на низком техническом уровне как про­стое прогонное сальто. Решительного сдвига здесь добилась плеяда спортсме­нов С. Диомидова и М. Воронина, которые довели это движение до высокой степени виртуозности. Одновременно стали прогрессировать и сальто впе­ред над жердями в упор, в том числе и из упора на руках — Хонма.

Идея достичь максимальной амплитуды при выполнении «оберучного» поворота или сальто назад прогнувшись в 70-х годах стала настолько доми­нирующей, что ведущие мастера считали своим долгом выполнять все, что только возможно, в стойку на руках.

В середине 80-х годов делались попытки исполнения двойных сальто над жердями - Морисе. Этот процесс развивается и ныне, так как ресурсы по­вышения энергетики далеко не исчерпана. Слабым местом в композиции уп­ражнений являются недостаточно полное использование конструкции снаряда, довольно короткие упражнения и, что самое главное, очень однообраз­ные соскоки.

Выполнение элементов на максимальной амплитуде над и под жердями, прямое положение тела гимнаста в стойке, придание в целом всему упраж­нению динамичного характера — вот современный стиль исполнения упраж­нений на брусьях.

Современные брусья разной высоты — это уже своеобразная сдвоен­ная перекладина. Комбинации на этом снаряде обрели ярко выраженную ди­намику, при этом одним из наиболее характерных типов движений стали пе­релеты.

Даже беглый анализ развития техники в этом виде свидетельствует о том, что упражнения на разновысоких брусьях поистине неисчерпаемы. Заметно разнообразилась композиция упражнений за счет модификации больших обо­ротов, перелетов Ткачева или сальто Дельчева. Также широко представлены обороты назад с перемахом ноги врозь (Штальдер) и поворотами в стойке на 360° и более.

Сальтовые движения из виса начали бурно прогрессировать вместе с большими оборотами назад. Вначале стали исполнять сальто прогнувшись, вскоре пируэты, практически вместе с ними двойные сальто и чуть позже — комбинированные сальто. В настоящее время гимнастки уверенно вышли на уровень двойного сальто прогнувшись.

Таким образом, овладение совершенной техникой энергообразующих движений приобретает первостепенное значение в технической подготовке гимнасток на брусьях.

Перекладина — наиболее эффектный вид гимнастического многоборья. Она чаще других была модельным снарядом в трактовке техники исполне­ния новых элементов и соединений. Именно ей принадлежат лавры откры­тия полетной гимнастики, в результате чего упражнения сильнейших гимна­стов приобрели оттенок особой виртуозности. Гимнастика стала более при­влекательной и интересной для зрителей.

Разумеется, отдельные полетные движения представлены на многих сна­рядах, но в авангарде нового витка их развития остается перекладина.

Наиболее сложны, а иногда и опасны, элементы и соединения с выра­женной фазой полета. Как правило, это перелет через перекладину спиной назад ноги врозь в вис (перелет Ткачева) или двойное сальто назад в груп­пировке через перекладину в вис (сальто Ковача). Элемент риска значительно возрос. Международные правила соревнований ужесточились, повысились требования к трудности упражнений, но там же записано, что трудность упражнения не должна форсироваться в ущерб качеству исполнения. Упраж­нение должно соответствовать возможностям гимнаста, так как совершен­ное владение телом, уверенность и элегантность являются основными поло­жениями гимнастики.

Тенденции развития техники связаны с неуклонным возрастанием слож­ности элементов и комбинаций в целом. Это одна из самых стойких тенден­ций развития гимнастики.

В 50-х годах в практику входит более рациональная бросковая (швунговая) техника, заимствованная у цирковых турнистов, которая позволила резко активизировать все большие махи, сделать их мощными, точными, хорошо управляемыми.

Спустя десятилетие, японские мастера показывают двойное сальто на­зад в группировке с поворотом на 360° (Цукахара), тем самым открыв блес­тящую эпоху комбинированных сальто.

В конце 70-х годов перелет, получивший имя русского гимнаста Александра Ткачева, открыл «профиль» элементов движений «обратный лет». Чуть позже сальто Дельчева, сальто Гингера указали прямую дорогу совершенство­вания сальто с подлетами или перелетами на перекладине.

В настоящее время такие элементы, как сальто Ковача или Кольман выполняемые в одном соединении, являются украшением в программах силь­нейших гимнастов мира.

Дистанция во времени от выполнения соскока сальто назад прогнувшись до двойного сальто назад прогнувшись с пируэтами составляет около 50 лет. Внедрение этого важного базового соскока открывает главные перспективы в развитии сальто назад вплоть до освоения тройных сальто с различными поворотами,

Таким образом, важнейшими признаками роста трудности и совершенствования композиции упражнений являются: уплотнение элементов, связан­ных с перелетом через перекладину; наличие элементов и соединений раз­личных структурных групп (Адлер, Эндо, Штальдер), которые выполняются с различными амплитудами движений; соскоки с высоким вылетом и многократными сращениями.

Поуровневый анализ тенденций развития мирового спорта позволяет выявить следующие специфические для гимнастики тенденции:

• обострение соревновательной конкуренции и расширение географии призеров как результат общего повышения уровня подготовленности гимна­стов в странах с традиционно высоким уровнем развития гимнастики и по­явления на мировой арене классных гимнастов из традиционно негимнасти­ческих стран (расширение географии большой гимнастики);

• рост и концентрация сложности соревновательных программ;

• поиск новых сложных элементов, связок, соединений;

• повышение роли и доли специальной физической подготовки в учеб­но-тренировочном процессе;

• доведение технического мастерства до уровня виртуозности;

• сочетание общего и индивидуального подходов в планировании и про­граммировании процесса подготовки сборных команд.

Концепция подготовки предусматривает текущую тактическую коррек­цию параметров тренировочной нагрузки в зависимости от индивидуально­го состояния конкретных гимнастов при сохранении общей стратегической подготовки команды.

ГЛАВА 3

СОРЕВНОВАНИЯ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Наши рекомендации