Зарубежные концепции воспитания. Технократическая и гуманистическая педагогики
В педагогической практике зарубежных стран имеется значительное разнообразие теорий и подходов к воспитанию. Первую группу составляют концепции, в которых воспитание рассматривается как относительно жесткое руководство учащимися, формирование у них заданных обществом качеств личности. Такой подход соответствует так называемой авторитарной, технократической педагогике. Воспитательным концепциям второй группы можно дать обобщенное название – гуманистическая школа.Другими словами, воспитательные системы Запада базируют свои теории на философии прагматизма, позитивизма, экзистенциализма. Психоанализ и бихевиоризм являются психологической основой большинства воспитательных концепций Запада.
Разработчики технократической, авторитарной педагогики исходят из того, что задачей воспитательного процесса школы и общества является формирование "функционального" человека — исполнителя, адаптированного к жизни в данной общественной системе, подготовленного к выполнению соответствующих социальных ролей. Так, в воспитательных концепциях США эти роли были определены следующим образом: гражданин, работник, семьянин, потребитель. По Скиннеру – создателю технократической педагогики, воспитание следует строить на рациональной научной основе, программируя поведение людей и управляя его формированием. Советская педагогика пыталась строить воспитание именно как управляемый и контролируемый процесс, стремясь определить точные цели, задачи, содержание, методы и формы работы. Представители технократического подхода на Западе также исходят из того, что процесс формирования и воспитания личности должен быть строго направленным и приводить к проектируемым результатам. Однако в этом подходе существует угроза манипулирования личностью, опасность воспитать в итоге человека-функционера, бездумного исполнителя. При этом воспитание понимается как модификация поведения, как выработка "правильных" поведенческих навыков. В основе технократической педагогики лежит принцип модификации поведения учащихся в нужном направлении.
Формирование навыков поведения необходимо, но нельзя пренебрегать собственной волей личности, ее сознанием, свободой выбора, целями и ценностями, что и детерминирует собственно человеческое поведение. Модификационная методика предполагает выработку желаемого поведения в различных социальных ситуациях с помощью "подкрепителей": одобрения или порицания в разных формах. В модификационной методике нет ничего плохого, если имеется в виду воздействие на сознание, поведение, эмоции человека с целью его развития. Но если модификация поведения приводит к манипуляции личностью, пренебрегает ее интересами, служит внешней адаптации, не апеллируя к собственной воле и свободе, то это носит антигуманный характер. Крайним выражением технократического подхода является теория и практика психотропного воздействия на учащихся и взрослых. Воспитание с помощью фармакологическиих препаратов противоречит всем нравственным и юридическим нормам.
Модель воспитания в рамках гуманистической школы, в основе которой лежит направление гуманистической психологии, развивалась в 50—60-е гг. в США в трудах таких ученых, как Маслоу, Франк, Роджерс, Колли, Комбс и др.
Главными понятиями гуманистической педагогики являются "самоактуализация человека", "личностный рост", "развивающая помощь". Каждый человек представляет собой уникальную, неповторимую личность. Поведение личности определяется не подкреплением, поступающим из внешней среды, как учит бихевиоризм, а врожденным стремлением человека к активности, актуализации – развитию собственных природных способностей, поиску своего смысла жизни и жизненного пути. Личность понимается как сложная, автономная система, отличающаяся направленностью на созидательную деятельность, сотрудничество. И обладающая активностью и волей самоактуализация – это реализация себя в деятельности, в отношениях с людьми, в полнокровной "хорошей" жизни на выбранном и изменяющемся жизненном пути. Это состояние обозначено у К. Роджерса понятием "полноценно функционирующий человек". В психотерапии и педагогике Роджерса психотерапевт и педагог должны возбудить собственные силы человека по решению его проблем, при этом не разрешать за него трудности, не навязывать ему готового решения, а стимулировать его собственную работу по личностному изменению и росту, которые никогда не имеют пределов. Целью обучения и воспитания должно быть не приобретение личностью «готовых» знаний как набора фактов, теорий и пр., а изменение личности учащегося в результате самостоятельного учения. Важной воспитательной задачей выступают создание условий для развития и саморазвития личности, поиска собственной индивидуальности и полной самоактуализации.
Учение, в котором заинтересован ученик и которое способствует не простому накоплению «готовой» информации, а изменению и развитию ученика, его поведения, его Я-концепции, Роджерс назвал "значимым для человека учением". Он определял следующие условия организации такого процесса учения:
1. Ученики решают в процессе обучения проблемы, интересующие и значимые для них.
2. Педагог чувствует себя по отношению к ученикам конгруэнтно, т. е. проявляет себя таким человеком, каким он есть, выражая себя свободно.
3. Педагог проявляет безусловное положительное отношение к ученику, принимает его таким, каким он есть.
4. Педагог проявляет эмпатию к ученику. Способность проникать в его внутренний мир, понимать его, смотреть его глазами, оставаясь при этом самим собой.
5. Педагог обеспечивает средства учения учащихся: книги, учебники, дидактические материалы и др.
Педагог играет роль помощника и стимулятора значимого учения, должен создавать психологический комфорт и предоставлять ученику свободу, т.е. учение должно быть центрировано на ученике, а не на учебном предмете.
Воспитатель в рамках гуманистической педагогики должен побуждать учащихся к нравственному выбору, предоставив материал для анализа. Методами воспитания являются дискуссии, ролевые игры, обсуждение ситуаций, анализ и разрешение конфликтов. Для родителей и педагогов важными эффективными выступают такие приемы в общении с ребенком: Я-высказывание, активное слушание, безусловная любовь к ребенку, положительное внимание к нему, контакт глаз.
Содержание процесса воспитания.
Основное содержание воспитания определяется потребностями и интересами растущей личности, общечеловеческими ценностями и базовыми компонентами культуры личности.
Можно выделить несколько основных составляющих культуры личности, в процессе формирования которых реализуется содержание воспитания.
1. Нравственно-этическая культура.
Содержание воспитательной работы включает: формирование представлений и понятий о нравственных основах жизни; усвоение идеи национального самосознания как фактора нравственной культуры народа; формирование в коллективе культуры межличностных отношений и совместной деятельности; развитие этического мышления, нравственных чувств, мотивов поведения; воспитание высоких моральных качеств: доброты, милосердия, терпимости, вежливости, совестливости, порядочности, достоинства и др.; формирование норм поведения.
Критерии сформированности нравственно-этической культуры:
сформированность ведущих нравственных качеств;
развитость этических норм поведения;
умение понимать человека и сопереживать ему;
точность и обязательность в обещаниях;
доброжелательность по отношению к людям;
проявление чувства солидарности и коллективизма в повседневной жизни;
проявление материальной и духовной щедрости;
соблюдение этикета.
2. Национальная культура.
Содержание воспитательной работы включает приобщение детей и учащейся молодежи к ценностям национальной культуры; самоопределение и самореализацию личности; использование воспитательного потенциала календарно-обрядового цикла белорусского народа.
Критерии сформированности национальной культуры:
развитие национального самосознания;
уважение культуры национального большинства;
интерес к языку, истории и культуре Беларуси;
уважение традиций и обычаев, норм и законов жизни людей других национальностей;
наличие преемственности в освоении культурно-исторического опыта и взаимоотношениях со старшими поколениями;
участие в созидательной, преобразующей деятельности на благо национальной культуры.
3. Гражданская культура.
Содержание воспитательной работы включает:
формирование ответственности за судьбу отечества;
усвоение детьми и учащейся молодежью знаний о своих правах и обязанностях и воспитание потребности реализовать их в повседневной жизни; стимулирование политической, экономической, социальной, природоохранительной активности, развитие чувства уважения к законам государства, атрибутам государственности; формирование правосознания, законопослушания и чувства патриотизма.
Критерии сформированности гражданской культуры:
наличие знаний о Конституции Республики Беларусь, гражданских правах и обязанностях, о тенденциях развития гражданского демократического общества;
законопослушность (уважение законов);
готовность к активному участию в управлении делами как на личностном уровне, так и на социальном (группа, учебное заведение, объединение);
осознание своих прав и обязанностей;
сформированность потребности отстаивать интересы Республики Белларусь.
4. Психолого-педагогическая культура.
Содержание воспитательной работы включает: формирование готовности жить и работать в быстро меняющемся мире, формирование навыков и умений эффективной адаптации к меняющимся условиям жизнедеятельности, событиям жизненного пути.
Критерии сформированности психологической культуры:
наличие знаний о психической жизни человека, основных психологических явлениях;
психическая и социальная адаптированность;
стрессовая устойчивость;
способность к саморегуляции и самовоспитанию;
готовность к постоянному самообразованию;
умения сотрудничать и общаться;
социально ориентированная направленность поведения;
развитый уровень самосознания.
5. Культура труда.
Содержание воспитательной работы включает: формирование у детей и учащейся молодежи положительной мотивации и готовности к труду; умений и навыков управления собой в процессе трудовой деятельности; творческого отношения к труду. Критерии сформированности культуры труда:
готовность к самостоятельной трудовой жизни;
творческий подход к работе;
умения работать в группе, выполнять исполнительские и управленческие обязанности и функции в коллективной деятельности;
разрабатывать цели и проекты деятельности по их достижению;
умений рефлексии и оценки процесса труда, его результатов;
качественное и ответственное выполнение работы;
навыки по технике безопасности труда.
6. Культура семейных отношений
Содержание воспитательной работы включает: формирование у детей и учащейся молодежи отношения к семье как важнейшей ценности, потребности в укреплении семейно-родственных отношений и поддержании традиций, осознания себя как члена семьи и рода; навыков оказания помощи своим близким, выполнения режима жизнедеятельности семьи, обустройства своего жилья; развитие чувства долга о сохранении чести и достоинства своей семьи; формирование готовности к семейной жизни.
Критерии сформированности культуры семейных отношений:
понимание культуры семейных отношений;
наличие знаний о своей родословной, семейных традициях и реликвиях;
участие в ведении домашнего хозяйства и принятие на себя постоянных обязанностей по дому;
навыков ухода за маленькими детьми; оказание регулярной помощи престарелым, немощным родителям и родственникам;
наличие чувства ответственности за свою семью, ее благосостояние.
7. Гендерная культура
Содержание воспитательной работы включает: формирование у учащихся представлений о жизненном предназначении мужчины и женщины; физиологических, психологических и этических особенностях девочек-девушек, мальчиков-юношей, мужчин и женщин; мужском и женском достоинстве; этическом смысле красоты детства, отрочества, юности, зрелости, старости; подлинной и мнимой красоте человека.
Критерии сформированности гендерной культуры:
усвоение сущности взаимоотношений между мальчиками и девочками, юношами и девушками, мужчинами и женщинами; стремление к взаимопониманию и заботе друг о друге;
наличие качеств, характерных для мальчика (юноши, мужчины): смелость, мастерство, рыцарство, благородство, трудолюбие, физическая сила, мужественность, умение преодолевать трудности, готовность прийти на помощь женщине и защитить ее и др.;
наличие качеств, характерных для девочки (девушки, женщины): доброта, женственность, отзывчивость, мягкость, терпимость к недостаткам близких людей, умение прощать, забота о старых, больных, сиротах, любовь к детям и др.
8. Культура здорового образа жизни
Содержание воспитательной работы включает: освоение учащимися понятий «жизнь» и «здоровье» как общечеловеческих ценностей; воспитание у них бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; формирование умений и навыков ведения здорового образа жизни, укрепления собственного репродуктивного здоровья; уяснение значимости физического и умственного труда, физической культуры, спорта, туризма, общения с природой в личностном и профессиональном самосовершенствовании.
Критерии сформированности культуры здорового образа жизни:
отношение к своему здоровью и здоровью окружающих как к ценности;
наличие умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения;
сформированность гигиенических навыков и привычек;
наличие физической и умственной активности;
умение противостоять разрушительным для здоровья образу жизни и формам поведения.
9. Эстетическая культура
Содержание воспитательной работы включает: формирование и развитие у учащихся и молодежи эстетического идеала, эстетического интереса, эстетического воспитания и эстетического вкуса как основных компонентов эстетического сознания; формирование художественных и искусствоведческих знаний, эстетического отношения к природе и искусству; эстетизацию учебно-воспитательного процесса, окружающей предметной среды, отношений в ученическом коллективе, в семье; развитие и реализацию художественного творческого потенциала детей и учащейся молодежи; развитие эмоциональной сферы личности художественными средствами; приобщение к мировой и отечественной художественной культуре. Критерии сформированности эстетической культуры:
наличие стремления к общению с искусством и природой;
наличие эстетической потребности в преобразовании окружающей действительности по законам красоты и гармонии;
умение воспринимать искусство, сопереживать и получать наслаждение от высокохудожественных образцов;
умение дать эстетическую оценку произведению искусства и объекту природы, или окружающей действительности;
способность художественно-творческого самовыражения;
эстетизация отношений с окружающими людьми;
знание основ народного искусства, историко-культурных традиций своей страны, стремление к их творческому освоению и сохранению.
10. Экологическая культура
Содержание воспитательной работы включает: усвоение ведущих мировоззренческих идей и формирование ценностных ориентаций экологического характера; усвоение системы научных и эмпирических знаний о природных процессах и явлениях; прогнозирование последствий воздействия человека и общества на окружающую среду и свою жизнедеятельность.
Критерии сформированности экологической культуры:
наличие представлений о взаимодействии в системе «человек – общество – природа», знаний о природе родного края, локальных, региональных и глобальных экологических проблемах;
участие в разнообразных видах деятельности в области природопользования и охраны окружающей среды;
сформированность ответственности за сохранение природного окружения, определяющего условия жизни людей;
соблюдение норм экологически безопасного поведения.