Билет Принцип доступности и посильности
Принципы обучения — основные руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению учебно-воспитательного процесса.
Принцип доступности и посильностипредполагает, что с первых уроков материал представляется в соответствии с возрастными и интеллектуальными возможностями учащихся, а его усвоение не вызывает у них непреодолимых трудностей. В противном случае возникает нежелательная перегрузка учащихся и резко падает интерес к занятиям. Доступность обеспечивается как самим материалом, так и методикой работы с ним. Посильность предполагает соблюдение определенных требований к объему вводимого материала, темпу продвижения по учебной программе.
В реализации принципа доступности и посильности на занятиях учителю поможет выполнение ряда правил.
1. В ходе урока следует постоянно контролировать, как усваивается материал учащимися.
2. При планировании хода урока надо учитывать посильность заданий, ориентируясь при этом на разные группы учащихся (сильные, средние, слабые). Обучение в сотрудничестве позволяет учесть индивидуальные особенности каждого учащегося и создает благоприятные условия для реализации этого требования.
3. С помощью контрольных вопросов необходимо проверять, как учащиеся усваивают материал урока; при этом надо вносить в программу обучения соответствующие коррективы.
Содержание и изучение учебного материала не должно вызывать у детей интеллектуальных, моральных и физических перегрузок. Для того чтобы достичь этого, нужно соблюдать еще одно правило: в процесс обучения включаем сначала то, что близко и понятно для учащихся (связано с их реальной жизнью), а потом — то, что требует обобщения и анализа, для начала предлагаем детям легкие учебные задачи, а потом — трудные (но обязательно доступные для выполнения под руководством взрослого).
Билет Принцип прочности
Принципы обучения — основные руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению учебно-воспитательного процесса
Принцип прочностиобеспечивает сохранение учебного материала в памяти учащихся и возможность его применения в различных ситуациях общения. Прочность усвоения материала достигается за счет его доступности, умелого изложения, обеспечивающего эмоциональное воздействие на учащихся, использования разнообразных упражнений. Этот принцип связан с принципом сознательности: прочно запоминается то, что понятно и осмыслено учащимися. Он связан также с систематичностью: если соблюдается принцип систематичности, то знания, при соблюдении всех условий, будут прочными.
Реализация принципа предполагает следование определенным правилам..
1. Создавайте при введении нового материала ассоциативные связи из разных сфер деятельности, что обеспечивается в результате доступного изложения материала, представляющего интерес для учащихся.
2. Так как решающим условием прочности усвоения материала является организация тренировки, то используйте разнообразные упражнения. Основное назначение тренировки -доведение изученного явления до свободного воспроизведения и применение в коммуникативно-значимых контекстах.
3. Прочно усваивается только тот материал, который учащийся может применить для решения коммуникативных задач в различных ситуациях общения. При этом надо стремиться к многократному воспроизведению материала в разных контекстах на протяжении всего курса.
4. Не забывайте, что контроль за овладением пройденным материалом способствует прочности его усвоения. По этой причине он должен носить систематический характер, а учитель должен использовать разнообразные его формы, в том числе тесты.
Полученные детьми знания должны стать частью их сознания, основой поведения и деятельности. Это может произойти, если:
- в процессе обучения ребенок проявлял познавательную активность;
- проводились в необходимом количестве и последовательности специально подобранные упражнения на повторение учебного материала;
- в структуре учебного материала и его содержании выделено главное и установлены логические связи между компонентами.
Билет Принцип коллективного характера обучения и учёта индивидуальных
Особенностей учащихся
Принципы обучения — основные руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению учебно-воспитательного процесса.
Принцип коллективного характера обучения и учёта индивидуальных особенностей учащихсявыражает необходимость воспитывать класс как единый ученический коллектив, создавать условия для активной организованной работы всех учащихся и в то же время индивидуально подходить к каждому ученику с целью успешного обучения и развития положит, задатков. Гармоничное сочетание коллективной и индивидуальной уч. деятельности создаёт оптимальные условия для успешного решения задач обучения.
Одна из задач обучения заключается в том, чтобы учащиеся приобретали опыт коллективной деятельности, могли и умели подчинять свои намерения и действия интересам коллектива, оказывать помощь друг другу. Используются различные формы коллективной деятельности: решение познавательных задач в процессе общеклассной проблемной беседы; работа в группах, каждая из которых решает часть общеклассного задания; взаимное обучение в парах переменного состава и т. п. Коллективные творческие дела (много над ними работал В.А. Караковский – 1 школа г. Челябинска, 825 школа г. Москвы).
Организация интеллектуальных взаимоотношений между ст. и мл. школьниками (В. А. Сухомлинский) обогащает духовную жизнь коллектива; умственные интересы учащихся переплетаются с интересами дружбы. В педагогически организованном коллективе создаются благоприятные условия для успешного учения и развития его членов.
Требование индивидуального подхода в обучении основывается на существовании различий между учащимися, которые необходимо учитывать при выборе способов, приёмов и темпа обучения. Одно из эффективных средств осуществления индивидуального подхода — варьирование заданий для классной и домашней работы.
Слабым учащимся следует оказывать помощь путём стимулирования интереса к учению, вовлечения в общую работу группы, класса, применения различных средств активизации процесса обучения и т. д. Большие возможности для индивидуализации обучения открывает дифференциация обучения (дифференцированный подход), программированное обучение и применение ТСО.